Перейти к основному содержанию

Освобождаем или реинтегрируем??

Евгений МАРЧУК: «Еще весной 2014 года было понятно, что Россия не собирается соблюдать ни одно из взятых на себя обязательств»
25 сентября, 17:33
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

В Киеве состоялось уже пятое заседание национальной платформы — «Диалог о мире и безопасной реинтеграции». Темой обсуждения была «Информационная реинтеграция Донбасса: стратегия есть, что дальше?» 26 июля этого года Кабинет Министров Украины одобрил Стратегию информационной реинтеграции Донбасса, разработанную Министерством информационной политики Украины. Стратегия рассчитана до 2020 года. Основная ее задача — налаживание коммуникаций с жителями временно оккупированных территорий. Проблематика информационной интеграции территорий, которые до сих пор находятся под мощным влиянием российской пропаганды, имеет большой спектр задач. К сожалению, некоторые аспекты такой реинтеграции до сих пор являются предметом спекуляций. Например, это касается так называемого языка ненависти. Действительно, в период кризиса необходимы более четкие ориентиры для принятия решений и артикуляции к народу и миру. Россия же всегда пыталась «спутать карты» для того, чтобы замаскировать собственные амбиции под вымышленными поводами. Не называть украинских военных Героями, вести себя по отношению к врагу толерантно (то есть не называть его таким) и тому подобное — все это было арсеналом навязанной политики со стороны грантодавцев, которые, в сущности, далеки от глубины проблематики войны РФ против Украины. Некоторые украинские журналисты ездили на оккупированный Донбасс и демонстрировали всему миру, что там мирная жизнь. Теперь эти журналисты свободно живут в Киеве и оправдывают свои действия тем, что вроде бы хотели «услышать Донбасс». В то время как в частности их коллеги сидели на подвалах рядом. Можно ли назвать такое поведение попыткой «реинтегрировать» оккупированные территории? Вообще, достаточно остро стоит вопрос — а что такое реинтеграция? Как можно реинтегрировать оккупированные территории? Видим, что этот термин остался вне практической плоскости и стал больше инструментом политических заявлений.

Министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Вадим ЧЕРНЫШ в своем выступлении отметил: «Относительно информационной реинтеграции правительство имеет несколько документов, которые отображают его позицию. С 2014 года изменились тезисы и месседжи, которые ссылаются украинцам на подконтрольные Украине территории, а также тем, кто проживает в пределах оккупированных территорий. В 2014 году были упреки относительно того, что там все являются террористами или их пособниками. Многие даже из общественных деятелей поддавались обструкции, если противоречили этому. У самой же власти очень слабо проявлялась позиция по реинтеграции этих территорий. Много чего начало изменяться потому, что было определенное ядро людей, что начали изменять эту тенденцию не только в общенациональной дискуссии, но и предлагать конкретные документы».

На мероприятии выступил гость Квинтин Оливер, который является экспертом по публичной коммуникации во время конфликтов. Он поделился опытом урегулирования конфликта на поприщах Великобритании. Урегулирование конфликтов является слишком сложным и болезненным делом. Именно поэтому необходимо четко понимать природу и особенности каждого такого конфликта. Но можно ли сравнить войну РФ против Украины с любыми другими войнами? Тем более, когда эту войну упрямо называют... конфликтом. Часто с намеком на определение — «внутренний». Этот циничный пропагандистский аспект со стороны РФ является одним из базовых объяснений, почему происходит смещение акцентов в этом вопросе. Наши же политики и СМИ иногда «клюют» на этот крючок. Длительное время Украина официально воевала не против россиян, которые ворвались на Донбасс и Крым, а против непонятных террористов, чем подыгрывала российской позиции «нас там нет». Россия преднамеренно навязывает политику двойных стандартов и маскировки своих агрессивных намерений под вроде бы нерешенность внутренне украинского диалога. Часто для этого используются те, кто почему-то позиционирует себя как представитель Донбасса, которого «не слышат». Чиновники в свою очередь, получают зарплату без очевидного результата  их работы. Создаются министерства, департаменты, должности, но по сей день никто на востоке не почувствовал даже намека на возвращение украинских территорий в лоно материка. Зато Россия продолжает наступать и после оккупации Крыма и части украинского Донбасса уже перешла к следующей активной фазе — доминирование в Азовском море, что должно полностью заблокировать восток Украины от доступа к морю. Понятно, что еще одним из приоритетов такого поведения Кремля будет попытка отрезать для Украины и одесское направление.

В таком случае мы имеем угрозу получить от введения реинтеграции не возвращение собственных территорий, а острый сепсис, который распространится на всю Украину.

Остро также стоит вопрос наблюдательных функций ОБСЕ и возможного введения миротворческого контингента ООН. После мероприятия представитель Украины в подгруппе по вопросам безопасности Трехсторонней контактной группы в Минске Евгений МАРЧУК в комментариях журналистам заявил, что миротворцы ООН в случае принятия соответствующей резолюции смогут прибыть на восток Украины не раньше, чем через 10 месяцев после решения Генеральной ассамблеи.

«Миротворческих войск ООН нет, они все время формируются под конкретную задачу, — отметил Евгений Марчук. — Затем — на территорию направляется группа для изучения ситуации: что за территория, какая ситуация. Это изучение должно дать ответ о численности миротворческого контингента, относительно функций — ясное дело, что это не может быть той бессмыслицей, «охрана патрулей ОБСЕ», никогда в истории ООН такого не было. Дальше они определяют уровень опасности персонала, какой срок ротации... После изучения на месте потом приезжает передовая миссия и разрабатывается бюджет. Параллельно с этим секретариат ООН работает со странами, которые могут направить миротворцев».

Перед этим Евгений Марчук в комментарии Центру «Новая Европа» заявил: «Еще весной  2014 года было окончательно понятно, что Россия не собирается соблюдать ни одно из этих взятых на себя ранее обязательств. Но, по-видимому, у украинского руководства были какие-то надежды, что Россия одумается, особенно после первых Минских договоренностей в сентябре 2014 года. Но Россия тогда уже в третий раз продемонстрировала игнорирование любых договоренностей, даже совсем недавних. Подписав 19 сентября 2014 года так называемые первые Минские договоренности, Россия сразу же начала их нарушать и через 6 месяцев захватила еще 1650 квадратных километров украинской территории, в том числе крупный железнодорожный узел Дебальцево».

Следовательно, несомненно, что возвращение оккупированных территорий является процессом многосложным и должно решаться по разному спектру фронтов — от информационной компоненты до военной. И информационная составляющая явно идет перед военной, ведь напомним, что агрессия России началась не с танков или градов, а из колонок газет и экранов телевизоров. С самого начала 90-х годов украинцы включали основные каналы, которые транслировались из Москвы. Десятки лет нужно было, чтобы украинский язык воцарился в пространствах телеэфира. Но и здесь украинские получили коварный удар — под маской вроде бы украинских телеканалов нам начали монтировать размытую позицию относительно оккупированных территорий, отношений с Россией, отношении к НАТО и тому подобное. Усталость от войны и крови стала поводом для попытки убедить нас сложить оружие, отдохнуть, а то и опять выйти на Майдан. Арсенал для разрушения украинской государственности в России всегда был богат и постоянно обновлялся. Задача же украинцев как нации — научиться своевременно держать оборону и закалять иммунитет против навязанных имперских штампов.

***

Напомним, что платформа «Диалог о мире и безопасной реинтеграции» основана консорциумом независимых украинских общественных организаций в партнерстве с Министерствами иностранных дел Швейцарии, Финляндии и Германии. Целями Платформы является создание и обеспечение функционирования внепартийной, профессиональной и инклюзивной платформы, открытой для разных субъектов и лиц, которые выступают за достижение устойчивого мира на территории Луганской и Донецкой областей, в том числе эффективную политику реинтеграции и обеспечения национального единства в Украине, обсуждение методов деоккупации региона в контексте соблюдения стандартов прав человека, а также международного опыта построения мероприятий доверия и устойчивого мира в плюралистическом обществе. На базе Платформы проводятся ежемесячные публичные мероприятия при участии представителей украинских центральных и местных исполнительных органов власти, народных депутатов, представителей местных громад и регионов, общественных организаций и международных экспертов, дипломатических организаций и миссий.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать