Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Почему Зубец, а не Марченко?

Почему это стало возможным и как избежать последующих ошибок
24 октября, 11:22
ФОТО C САЙТОВ APCOURTKIEV.GOV.UA и RADIOSVOBODA.ORG

Эта история не только о позорном отличии. Она значительно шире. Речь идет о награждении судьи Григория Зубца орденом князя Ярослава Мудрого V степени. Указ на сайте Президента Украины опубликован еще 6 октября 2017 года «Про відзначення державними нагородами України з нагоди Дня юриста», однако скандал начал набирать обороты только на днях. Наградил Григория Зубца, судью Апелляционного суда г. Киева в отставке, Петр Порошенко «за весомый личный вклад в строительство правового государства, обеспечение защиты конституционных прав и свобод граждан, многолетний плодотворный труд и высокий профессионализм».

В чем скандал? Оказывается, в марте 1984 года заместитель главы Киевского городского суда Григорий Зубец председательствовал на заседании, на котором Валерия Марченко осудили к 10 годам лагерей особого режима и 5 годам ссылки. «День» много писал о Валерии Марченко, в частности в статьях: «Университеты Валерия Марченко» (№ 230 за 14 декабря 2000 г.), «Из породы храбрых мушкетеров» (№ 222 за 3 декабря 2010 г.) и др.

Напомним, что Валерий Марченко — украинский диссидент-правозащитник, литературовед и переводчик. Учился на филологическом факультете Киевского университета, одновременно изучал тюркские языки в Бакинском университете. Впервые Марченко КГБ арестовало в 1973 г. Суд за «клеветнические выдумки, которые порочат советский общественный строй... за распространение документов националистического содержания, в которых возводится злостная клевета на советскую действительность, национальную политику КПСС...» осудил его к 6 годам лишения свободы в колонии строгого режима и двум годам ссылки. Марченко отказался писать заявление-раскаяние. В 1983-м правозащитника, который, в частности, выступил против инструкции Министерства образования УССР «Об усилении изучения русского языка в школах Украины», которую назвал «свежайшим Валуевским указом», арестовывают во второй раз. Виновным Марченко себя снова не признал, соответственно суд за то, что он якобы является «особо опасным рецидивистом», осудил его к 10 годам лагерей особого режима и 5 годам ссылки. На то время Валерий Марченко уже тяжело болел и имел инвалидность. Тем не менее, он был этапирован в пермские лагеря, где у него вскоре отказали почки. Умер 5 октября 1984 года в тюремной больнице в Ленинграде.

«Я был знаком с Валерием Марченко, — рассказывает «Дню» дипломат, публицист Юрий ЩЕРБАК. — Он всегда вызывал у меня симпатию. Он был интеллигентным и в то же время несчастным человеком, так как советская волчья система преследовала этого интеллигентного юношу. Я знаю о его истории болезни и истории смерти. Мне крайне жаль, что он погиб, так и не дождавшись времен свободы. Конечно, когда думаешь о судье, который поднял руку на такого человека, а затем получил одну из наивысших наград уже в независимой Украине, то понятно, что это вызывает отвращение и неприятие».

Из открытых источников (uk.wikipedia.org) находим, что Григорий Зубец является украинским и советским юристом, а перед этим советским судьей, который репрессировал диссидентов. После обретения независимости — глава Киевского городского суда (с октября 2001 года — Апеляционного суда города Киева) в 1993—2003 годах. Судья І квалификационного класса. Заслуженный юрист Украины. В настоящее время — преподаватель правовых дисциплин на юридическом факультете в Национальной академии управления.

Следовательно, проблема комплексная и имеет несколько измерений.

Первое — собственно сама система награждения. Несмотря на то, что власть в Украине изменяется, позорная практика, когда награждают всех подотряд (речь идет не о людях с улицы, а о тех, кто имеет очень сомнительную репутацию, или просто «своих») остается. От этого награды, звания, отличия все больше теряются вес, то есть нивелируются. Ну вот пример. Таким же орденом (Ярослава Мудрого V степени) Президент наградил еще в 2015 г. главу ЦИК Михаила Охендовского. Напомним, в Украине до сих пор действует состав Центральной избирательной комиссии, которую сформировал Виктор Янукович, во главе с Охендовским, хотя срок ее полномочий закончился еще в июне 2014 г. Да, у него есть орден (8   ноября 2006 г. Марченко посмертно наградили Орденом «За мужество» I ст.), но вряд ли этого достаточно, чтобы решить посмертный конфликт с чествованием памяти правозащитника, когда, в частности таким как Зубец, дана надлежащая оценка.

Или другой пример. «Массовое возмущение относительно награждения президентом судьи Г.Зубца, который в свое время в СССР осудил диссидента Валерия Марченко (и, учитывая болезнь последнего — обрек его на смерть в муках), в действительности выглядит неискренним, пишет политолог Петр ОЛЕЩУК (site.ua). — Здесь стоит напомнить, что сам Марченко до сих пор не является Героем Украины. Литвин, куча пророссийских колаборантов остаются «героями», а Марченко — нет».

«Я не знаю, при каких обстоятельствах судье Зубцу присвоили эту награду, но мне кажется, что вопрос здесь в том, что система громоздкая и забюрократизированная, — считает Юрий Щербак. — Кандидатов подают по спискам, и те чиновники, которые подают указ, вряд ли могут знать все нюансы биографии человека. Не думаю, что эти чиновники знали, что именно этот господин сделал во времена советской власти. Поэтому сама система награждения требует улучшения. Печатаются огромные списки. Эти люди отовсюду, их представляют местные органы. Поэтому всех очень трудно проверить. Понятно, что если бы с самого начала было отмечено, что этот судья осудил диссидента, то никто бы эту бумагу не подписал. Скорее всего, так оно и было. Это результат нашей формально-бюрократической системы, которая осталась еще с совковых времен, когда подобные указы печатали пачками, по которым раздавали медали и ордена. Хотя, по моему мнению, советская система была более внимательна».

Конечно, давно пора ликвидировать «результат формально бюрократической системы» (для начала    — разобраться в этой конкретной ситуации), но этого нужно захотеть. Кто в данном случае несет ответственность? «Немногие из украинцев знают, что такое Государственная судебная администрация Украины, которая представила Зубца к награде, — в лучшем случае серое пятно под вывеской, зато подпись под Указом о награждении стоит вполне определенного человека, и все репутационные шишки ему, — пишет автор «Дня» в ФБ Андрей Плахонин. — Уже в который раз — с Охендовским, Квасновским, Герегой, Атрошенко... повторяется одна и та же история, а выводы в АП так и не сделал никто. Впрочем, если посмотреть результаты опросов, что в Судебной администрации, что у Порошенко рейтинг такой, что терять им все равно уже ничего — никаким подъемом пенсии не вытянешь. Если коллегия адвокатов представит, можно и Медведчука без риска для такой репутации за дело Стуса наградить...»

Второе — профанация так называемой люстрации. Хоть Григорий Зубец уже и не работает судьей, но сам факт так называемой очистки власти, которую проводили после Евромайдана свелся фактически к тому, что, например, уволили с должности профессионала — адмирала Игоря Кабаненко, зато власть до сих пор не может юридически окончательно запретить Коммунистическую партию Украины. То есть так называемая люстрация не привела к качественной очистке власти от людей (не важно, во времена какого президента они работали), которые совершили преступления или вели антиукраинскую деятельность. Речь идет и о советском периоде, и о периоде обретения независимости (например, времена президентства Леонида Кучмы вообще не подпали под действие закона). А еще так называемая люстрация в некоторой степени стала определенным методом устранения от власти оппонентов нынешнего политического режима. «Мы можем объявлять декоммунизацию еще миллион раз, но Украина, в которой автора приговора диссиденту, боровшемуся за независимую Украину, награждают государственной наградой по случаю «профессионального праздника» — это тотальный «совок», который застрял в УССР времен Брежнева», — подчеркивает Петр Олещук.

Возможно, кто-то скажет, что судья Зубец действовал в пределах полномочий и законодательства времен СССР, а также под прессом советской системы. Возможно, это и так, хотя перед каждым человеком есть выбор. И Марченко свой выбор сделал. Но вопрос еще и в том, что не состоялась никакая оценка деятельности судьи, более того, он занимал руководящие должности уже во времена независимой Украины. Плюс получил награду. «Почему за 26 лет никто, если не через чиновников, то правозащитников и бывших диссидентов так и не почесался, что этот мерзавец благополучно четверть века не просто в судейском кресле, а в руководящих креслах, в судейской квалификационной комиссии, на преподавательской работе в независимой Украине просидел? — задает вопрос Андрей Плахонин. — Избежали ответственности судьи Майдана? Не нравится наша судебная система? Так это пан Зубец благодаря вашему молчанию и всепрощенню уже не одно поколение судей на благо Украины воспитал. Его закопают, сотни таких же ему на смену придут. Впрочем, уже пришли, и заседают. Именем Украины. Именем нас с вами».

Третье — порочность самой системы. И хоть Петр Олещук его не персонализировал, мы о нем неоднократно писали, — это «система Кучмы». «Ничего странного в этом символизме нет. Ведь и Украина, которая была торжественно создана 1991 года, — это не «Украина Марченко», это, скорее, «Украина Зубцов», — пишет Петр Олещук. — Награждая опосредствованного убийцу Марченко — Григория Зубца, Президент будто говорит всем: «Пока вы в команде — вас будут только награждать». Клановая постсоветская Украина — это не государство, за которое боролись диссиденты. Это логическое продолжение СССР, которое возможно когда-то и в самом деле станет Украиной, но вряд ли быстро и легко. Это страна, в которой судьи, которые выносили приговоры по заказу КПСС, так же успешно выносили приговоры по заказу «Администрации Президента» (здесь стоит напомнить о случае бывшего главы Апелляционного суда г. Киева Антона Чернушенко, который после освобождения от должности записал видеообращение, в котором обвинил Администрацию Президента в том, что она во время его пребывания на должности давала ему указания не трогать Кучму и Литвина по «делу Гонгадзе—Подольского». — Авт.). Это страна, в которой бывшие партократы создавали новые партии и проходили в парламент уже как «демократы». Это страна, в которой продолжалась тотальная ложь на всех уровнях. Не удивительно, что такая Украина награждает «Зубцов», потому что это — их Украина».

«И не надо говорить о «плохих боярах, которые «подставили» Президента, — добавляет эксперт. — Скорее всего, они вообще не задумывались о результатах. Они, нынешняя «элита», в массе вообще не знают, кто такой — Валерий Марченко. Ведь они — выходцы с другой стороны баррикад. Они знают Зубца как преданного служаку любой власти, а Марченко им вообще не знаком. И это тоже символично, потому что награждают у нас сейчас, как и раньше, не людей, способных на действие, на свершение, а лишь «служак». За выслугу. По случаю праздника».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать