Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого - процентами с него.
Фома Аквинский, теолог, святой католической церкви

«Почувствовать» тон врага

«Вероятность российского вторжения в Украину пропорциональна активности пророссийской пропаганды в сети», — эксперт
28 апреля, 2021 - 19:33
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Начиная с конца марта 2021 года, Российская Федерация осуществляет перемещение военной силы у границ Украины, вдоль этих границ и до захваченного Крыма. В то же время происходит обострение на линии разграничения в Донецкой и Луганской областях, инспирированное военными силами марионеточных квазиобразований «ДНР» и «ЛНР». Это перемещение и обострение, воспринятое как угроза военного вторжения Российской Федерации, вызывает значительное беспокойство в Украине и мире. Широко известны заявления лидеров ведущих западных стран, США, подтверждающие полную поддержку Украины и предостережения к РФ относительно санкционных последствий такого вторжения. Но не стоит прибегать лишь к анализу объемов сил и средств, которыми Российская Федерация пытается пугать Украину и мир, или высчитывать достаточность этих военных мощностей для полноценного вторжения и захвата «крымского коридора», говорит доктор политических наук, профессор кафедры политологии и государственного управления Донецкого национального университета имени Василя Стуса Николай ПОЛЕВОЙ. Ведь все действия Российской Федерации непосредственно связаны с активностью пропагандистского обеспечения. С наращивания пророссийской пропаганды, собственно, все и начинается.

— Если вернуться в прошлое, к началу российского вторжения 2014 года, то можно заметить, что гибридность российских военных действий проявлялась не только в использовании местных и российских криминальных элементов в военных действиях или маскировке бурят из регулярной армии РФ под донецких шахтеров, но и в том, что она сопровождалась крепким пропагандистским проводом. Эта пропаганда действовала в нескольких направлениях — на западный мир, население Украины в целом, на население оккупированных территорий и тому подобное.

После 2014 года стало очевидным, что РФ заранее готовилась к захвату Крыма и в течение длительного времени наращивала пропагандистское давление на жителей как Крыма, так и восточных и южных областей Украины. Именно эта территория должна была создать желанную некоторыми российскими политиками «Новороссию». Поэтому можно ожидать, что вероятность российского вторжения в Украину прямо пропорционально отражается в активности пророссийской пропаганды в сети.

Но сейчас откровенных заявлений о «Новороссии» не звучит. Акценты уже изменились?

— Так и есть. В течение последних семи лет пророссийская пропаганда эволюционировала от откровенной 2014 года до более тщательно скрытой и в некотором роде «изящной» в 2020-м. Сейчас уже не встретить в украинских сетях рассказы о, скажем, «укрофашистах» или общеизвестных «распятых мальчиках», что вполне открыто распространялись в 2014—2015 годах. Мнимые «зверства» солдат ВСУ и добробатов, что также живописались с упорством вроде усилий Ярослава Галана в «изобличении» ОУН и УПА, тоже остались в прошлом.

На чем основаны ваши выводы?

— Мы с одесскими коллегами Комитета избирателей Украины уже достаточно длительное время осуществляем мониторинг средств массовой информации, пабликов, Телеграмм-каналов на предмет выявления в них языка вражды. Начиная с февраля 2021, целенаправленно осуществляется еженедельный мониторинг пророссийской пропаганды в Фейсбук-пабликах Одесского региона, результаты которого публикуем на сайте izbirkom.org.ua. Еженедельно мы анализируем публикации в более чем 150 пабликах и страницах. Например, за период с 5 апреля по 11 апреля были проанализированы 187 пабликов, среди которых 87 страниц, имеющих по 100 000 подписчиков, которые освещают новости Одессы и Одесской области, однако не являются СМИ; 43 страницы СМИ, 21 страница политических партий, 21 страница пабликов, которые временно прекратили распространение сообщений, 13 массовых пабликов, освещающих новости Одесской области, однако они не являются СМИ. В целом они охватывают аудиторию более чем пять миллионов читателей.

Мониторинг показывает, что постепенно тон пропагандистских сообщений изменился: сейчас все больше эксплуатируется «мягкая» пропаганда типа «единого прошлого» Украины и Российской Федерации советских времен, причем в разных вариациях — от «самого вкусного в мире мороженого» по пять копеек до общих мультфильмов, кинолент, любимых актеров прошлых времен и тому подобное. К тому же количество репостов материалов с ностальгией по СССР в 17 раз больше, чем количество репостов материалов с тенденцией к территориальному отделению или фиксацией территориальной отдельности. Менее всего репостов получили материалы, содержащие дискредитацию украинской государственности, и материалы со ссылками на российские ресурсы — их было в 52 раза меньше, чем репостов ностальгических материалов. Количество лайков материалов, относящихся к категории «пропагандистской ностальгии» по СССР, в 32 раза превышает количество лайков материалов, содержащих ссылки на российские ресурсы. Аналогично, сообщения с упоминанием бывшего Союза имеют больше комментариев, чем другие сообщения с признаками пропаганды.

Одесситы склонны проявлять ностальгию по советскому периоду, но заметна ли активизация распространения пропаганды среди них?

— Скорее, наблюдается «мягкое» продвижение российской повестки дня и российских или украинских пророссийских СМИ как привычного источника информации. Хотя надо сказать, что ностальгия по советскому периоду и пророссийская полемика — это «сюжеты» одной модели, которые в условиях необъявленной войны России с Украиной можно считать пропагандистскими. Хотя следует отметить, что в течение мониторинга (последние данные — за неделю 12—18 апреля) наблюдался почти одинаковый уровень пропагандистской активности, который составил всего 2—2,5% пропагандистских постов всех сообщений пабликов за неделю. Также большинство пропагандистских постов (более 90%) представляет именно «невинные» ностальгические фотографии советских времен и объективно не уголовных перепостов информации из российских СМИ. Лишь в последнее время спорадически появляются упоминания об «отдельности» Одессы и одесситов, поддержка сепаратизма и тенденции к территориальному отделению. Но такие упоминания составили, например, за неделю с 5 по 11 апреля лишь скудные 14 сообщений, то есть 1,6% от всех пропагандистских постов недели, а за неделю 12 — 18 апреля их не было вообще.

Также следует отметить, что средняя активность взаимодействия подписчиков с материалами, имеющими признаки пропаганды, в разы выше, чем взаимодействие с обычными сообщениями. В среднем на одно пропагандистское сообщение приходится 53 репоста, тогда как на один обычный пост приходится 11 репостов. Подобная тенденция наблюдается и с комментариями и ругательствами. Один пропагандистский пост набирает примерно 242 ругательства и 20 комментариев, в то время как одно обычное сообщение без признаков пропаганды в среднем имеет 43 примера брани и 7 комментариев.

То есть активность взаимодействия читателей с пропагандистскими сообщениями была почти в три-пять раз выше, чем средние показатели взаимодействия со всеми постами паблик за неделю. Количество пабликов, распространявших сообщения с признаками пропаганды, — 58. Суммарная аудитория этих страниц составляет 2 млн 10 тыс. 200 подписчиков. Исходя из общего количества всех видов взаимодействия с пропагандистскими сообщениями, можем предполагать наличие у 155000 активных читателей пропаганды (то есть реагирующие на пропагандистские посты ругательствами, комментариями или перепостами), что составляет 13% от всех читателей пропагандистских паблик.

О чем могут свидетельствовать такие результаты?

— Если брать в пример Одессу, которая довольно чувственно реагирует на вызовы в информационном поле, и в то же время понимая, что руководство РФ хорошо разбирается в гибридной войне и ее пропагандистской подготовке, то можем уверенно утверждать, что в настоящее время Российская Федерация не планирует активных наступательных действий. По крайней мере — на юге страны информационное поле этого не чувствует. Развернутой активной пропаганды пока нет, а это вселяет надежду, что и военного вторжения в ближайшие месяцы не будет.

Олеся ШУТКЕВИЧ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ