Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Под «прицелом» террористов – свидетели

Майкл БОЦЮРКИВ, спикер Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ: «Наша работа продолжается. Худшее, что может случиться, — это отсутствие докладов и информации о том, что происходит на востоке Украины»
10 августа, 18:27
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В прошлое воскресенье в Донецке произошел поджог четырех автомобилей миссии ОБСЕ. Это повлекло соответствующую реакцию миссии в виде заявления, где она достаточно туманно возложила ответственность на тех, кто контролирует город, то есть на боевиков. В своем заявлении организация дипломатически так и не назвала их ни бандитами, ни террористами.

Параллельно с упомянутым терактом относительно автомобилей ОБСЕ, в Луганске прошел митинг «неравнодушной молодежи» напротив офиса миссии, с требованиями объективной фиксации событий и прекращения обстрелов Луганска силами АТО. Учитывая то, что Луганск вообще не подвергается обстрелам, а зато из Луганска постоянно обстреливается Станица Луганская и город Щастя, такие плакаты и митинги организуются не для самой миссии, а для СМИ.

Работа миссии на Донбассе в течение более чем года подвергалась критике с обеих сторон конфликта. Однако в последнее время ОБСЕ начало «прозревать», удостоверяя присутствие российских войск на оккупированной территории Украины. Например, в начале августа наблюдатели сообщили, что определенные вооруженные лица в камуфляже засвидетельствовали перед миссией, что они десантники из Оренбурга, а именно из 16-й воздушнодессантной бригады. Из этого факта получается, что наблюдатели миссии стали совсем неудобным элементом для боевиков и соответственно для России, генералы которой регулярно посещают Донбасс и принимают участие в разработке и управлении атаками на ВСУ. Так, в понедельник в Генштабе ВСУ сообщили: «По оперативной информации на территории, которая находится под контролем боевиков, сейчас находится заместитель командующего Сухопутными войсками РФ генерал-полковник Александр Ленцов, деятельность которого связывают с координацией действий боевиков». Напомним, что упомянутый Александр Ленцов неоднократно был замечен в зоне боевых действий на востоке Украины. Его имя, в частности, связывают с операциями по захвату Донецкого аэропорта и оккупации Дебальцево, где он был замечен 17 февраля с.г. Ленцов является представителем России в Общем Центре по контролю и координации прекращения огня, но при этом именно он является куратором наступательных операций на соответствующих направлениях. Поэтому его очередное появление на оккупированной территории является признаком разворачивания боевых действий. Но об этом потом...

ФОТО REUTERS

В понедельник ОБСЕ обнародовало отчет на своем главном сайте, в котором засвидетельствовало, что боевики применяют запрещенные снаряды, а именно фосфорные бомбы. Как доказательство наблюдателями были предоставлены снимки от 128-й бригады из Станицы Луганской, на которых четко видно, что вся техника под обстрелами была сожжена дотла, а также видны белые следы в воронках. Напомним, недавно «День» сообщал со слов свидетелей, что жилища, которые попали под обстрел со стороны оккупированного российскими террористами Луганска, так же не разрушаются, а сгорают изнутри.

Сжигание автомобилей ОБСЕ, упомянутые фейковые пикеты и истерика российских СМИ о «диверсионных группах», которые в Донецке «жгут» джипы наблюдателей, сопровождаются мощной волной активизации боевиков в Мариупольском направлении, а именно в районе Широкино и Волновахи. Так, например, бандиты захватили поселок Новоласпу, где погибло 4 наших бойца, и исчез танк, хотя перед этим наша сторона сообщала об освобождении этого поселка, который находится в 30 км от Волновахи. Надо заметить, что враг, не жалея живой силы, посылает в бой пехоту, то есть идет на ближние бои. Пресс-служба Генштаба официально сообщила: «В течение нескольких часов боевики, цинично в нарушение предыдущих договоренностей, вели огонь артиллерии и минометов по нашим позициям в районе Старогнатовки (Тельмановский район Донецкой области — «День»)».

Генеральный штаб считает, что боевики сжиганием автомобилей ОБСЕ пытаются запугать представителей международных организаций. Бандиты оказывают давление на наблюдателей, мешают им объективно представлять информацию о состоянии дел в регионе. В свою очередь Верховный Главнокомандующий Петр Порошенко дал поручение информировать миссию ОБСЕ и через СЦКК, представителей РФ о нарушении со стороны террористов договоренностей, достигнутых в Минске в феврале. Очевидно, что ни боевиков, ни Россию не устраивает пребывание на Донбассе третьей независимой стороны. Давление, запугивание, создание опасности для жизни представителей миссии является способом нейтрализовать деятельность ОБСЕ как независимого наблюдателя. Во время встречи с Летней школой журналистики в газете «День» председатель подгруппы по безопасности на Минских переговорах Евгений Марчук так прокомментировал роль ОБСЕ на востоке Украины: «Для Украины очень важно, чтобы европейские страны имели достоверную информацию о событиях, которые происходят на нашей территории. Механизмы ОБСЕ предусматривают информирование своих работодателей из штаб-квартиры, которая находится в Вене. Также они должны помогать обеим сторонам в урегулировании конфликта, но они не имеют права вмешиваться ни в политическую, ни в военную жизнь. Правда, у этой миссии очень суровое правило: если есть хоть минимальная угроза личному составу при выполнении функций, то старший в группе в любом случае не должен подставлять наблюдателей под угрозу жизни. Теперь представим себе, что ОБСЕ нет. То есть нет третьей стороны, какой бы она ни была. Мы сообщаем одно, Россия сообщает другое, «ДНР» и «ЛНР» — третье. В некоторых случаях есть основания для критики, особенно относительно СММ ОБСЕ в Украине, ведь в ее состав входят россияне, потому что Россия является членом этой организации. Понятно, в этом проблема. Но если не включить в состав этой миссии россиян, то РФ будет блокировать в ОБСЕ все другие процедуры. Считаю, что третья сторона выполняет свою миссию в пределах реальных возможностей, и я бы не поддавался сегодня на общую негативную волну претензий к ним».

Фоном упомянутых событий и угрожающих тенденций является то, что на прошлой неделе оккупанты фактически саботировали переговоры в Минске относительно демилитаризации территории касания. Таким образом, по факту происходит целенаправленная эскалация конфликта, давление на наблюдателей и абсолютное игнорирование любых договоренностей со стороны «ЛНР» и «ДНР». В свою очередь, миссия ОБСЕ является теперь единственным представителем международных организаций, которая пытается информировать с независимых позиций общественность о событиях на Донбассе в зоне конфликта. Давление России и боевиков на представителей этой организации, которое оказывается в течение долгого времени, является признаком нестихающей агрессии Кремля. Москва будет максимально пытаться влиять на ситуацию в Украине, избавляясь от любых альтернативных источников освещения информации относительно ситуации на оккупированных территориях. Кроме того, на Донбассе не просто агрессия России, а именно преступления конкретных лиц, засвидетельствования и фиксация которых должны быть впоследствии использованы в международных судах. Ветирование Россией в Совете безопасности ООН резолюции по созданию трибунала относительно сбитого год назад Малайзийского Боинга, лишь доказывает, что Россия осознает степень собственной вины и будет пытаться любой ценой избежать обвинений и наказания.

«ДОБИТЬСЯ ОТ РОССИИ ВЫПОЛНЕНИЯ МИНСКИХ СОГЛАШЕНИЙ МОЖНО ВВЕДЕНИЕМ МИРОТВОРЧЕСКОГО КОНТИНГЕНТА»

Владимир ВАСИЛЕНКО, юрист-международник:

— Поджог автомобилей ОБСЕ и обвинение боевиками в этом украинской стороны — это и средство давления на миссию, и элемент пропагандистской кампании России, которая направлена на то, чтобы путем безосновательных обвинений украинских военных отвлечь внимание от настоящих виновников преступлений. Таким образом, Россия отвлекает внимание от систематических нарушений Минских договоренностей боевиками, от совершения ими обстрелов, в результате которых погибают не только украинские военные, но и мирные жители, разрушается их жилье, промышленная инфраструктура.

Деятельность ОБСЕ в последнее время заметно выровнялась в сторону объективности, но, все равно, я считаю, что деятельность этой миссии не является достаточно эффективной. Главной причиной этой неэффективности является консенсусный принцип принятия решений, и российская сторона систематически блокирует принятие резолюций, направленных на возобновление контроля Украины над всей линией государственной границы, как это предусмотрено Минскими договоренностями.

Альтернативой ОБСЕ может быть привлечение нейтральной силы, которая в любом случае не является участником этого конфликта. В свое время Украина выдвинула идею обращения и к ООН, и к ЕС с предложением послать миротворческие миссии в нашу страну. Это могло бы быть выходом, но, опять-таки, при условии, если Россия будет выполнять свои обязательства по Минским договоренностям. Заставить же Россию выполнять эти договоренности может лишь применение в отношении нее правомерного принуждения, то есть международно-правовых санкций в соответствии с международным правом. В случае усиления Западом санкционных мер, весьма возможно добиться от России выполнения Минских соглашений, в том числе путем размещения на территории Украины и вдоль украинско-российской границы миротворческих контингентов. Такие контингенты могут быть созданы не обязательно Советом безопасности ООН, где Россия имеет право вето. Они могут быть созданы и в соответствии с резолюцией Генеральной ассамблеи ООН. Для этого нужна лишь политическая воля западных государств.

«ЦЕЛЬ ТЕРАКТОВ — ВЫГНАТЬ ОБСЕ ИЗ ДОНБАССА»

Мариюс ЛАУРИНАВИЧЮС, старший аналитик Центра восточноевропейских исследований, Вильнюс:

— Я считаю, что теракт в Донецке — это не столько давление, сколько месть террористов миссии ОБСЕ. В конкретном случае сжигания 4 джипов представителей миссии ОБСЕ, по моему мнению, террористы действовали сами по себе. В России принято решение закончить военную часть этого конфликта. Самостоятельно она уже не может справиться с тем, что сама же создала на Донбассе. Роль РФ в развязывании этой войны очень большая. Имеем дело именно с агрессией России против Украины, а не сепаратистов против украинской власти. Цель подобных терактов в конечном счете — выгнать ОБСЕ из Донбасса, ведь, как правило, после подобных терактов миссия принимает решение отзывать своих наблюдателей в силу угрозы их жизни и невозможности осуществлять свою работу. Для них ценить жизнь абсолютно естественно, в отличие от России.

«МЫ ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ НАБЛЮДАТЬ ЗА СИТУАЦИЕЙ В ЦЕЛОМ И СПОСОБСТВОВАТЬ ДИАЛОГУ»

Майкл БОЦЮРКИВ, спикер Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ:

— Что касается инцидента с машинами, то по нему до сих пор ведется расследование. Мы повышаем защищенность наших транспортных средств как только можем. Мы не спекулируем на этом: кто и зачем это сделал. Мы связались с администрации тех территории и настояли, чтобы они приняли дополнительные меры по обеспечению безопасности членов мониторинговой миссии ОБСЕ.

Мандат миссии ОБСЕ должен быть четким и понятным. Мы здесь, чтобы наблюдать за ситуацией в целом и способствовать диалогу.

В последние несколько недель мы работали над серьезными вопросами, были в горячих точках, в которые сложно добраться. Нас задерживали на пропускных пунктах, мы попадали под обстрел. Ситуация остается сложной и напряженной, как мы и сообщаем в наших докладах, которые делаем в открытой и сдержанной форме. Тем не менее, мы единственные представители западного сообщества, присутствующие в восточной Украине.

Наша работа на Донбассе продолжается. В данный момент у нас нет планов по эвакуации нашего персонала или уменьшения объемов миссии. Наихудшее, что может произойти, — это отсутствие докладов и информации о том, что происходит на востоке Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать