Перейти к основному содержанию

«Принцип домино»

Спровоцирует ли Киев досрочные выборы в регионах?
02 апреля, 19:48
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Вчера социолог Фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина озвучила не очень приятные для БЮТ цифры. Если бы выборы в Киеве состоялись в ближайшее время, большинство голосов набрал бы Леонид Черновецкий (25,4%), на втором месте — Виталий Кличко. Расклад в Киевсовете был бы такой: За блок Виталия Кличко проголосовало бы 17,6% опрошенных, за блок Леонида Черновецкого — 15%, за Блок Юлии Тимошенко — 14,4%. Конечно, избирательная компания еще не началась, и БЮТ еще не выставил своего кандидата, но Юлии Владимировне, безусловно, cтоит призадуматься над этими цифрами. Киевская специфика такова, что одна и та же бабушка может спокойно проголосовать за БЮТ в Раду, и за Черновецкого — в меры. И никакого диссонанса у нее это решение не вызывает. Точно также и с Кличко...

Официально утвердить кандидатуру в мэры Киева БЮТ планирует 11—12 апреля, как раз ко Дню космонавтики. Но все чаще звучит имя Александра Турчинова, как кандидата от Блока, хотя его нынешний рейтинг (4,4), мягко говоря, оптимизма не внушает.

Тем временем волна перевыборов от Киева распространяется по регионам. В начале этой недели стало известно, что комитет Верховной Рады по вопросам госстроительства и местного самоуправления рекомендует назначить внеочередные выборы Харьковского городского главы и депутатов Харьковского горсовета.

Вчера секретарь Киевсовета Олесь Довгий пожаловался. Мол, отдельные политический силы пытаются забрать власть у местных советов. Он убежден, что «эйфория принятия решений, которые основываются на политической целесообразности, уже охватила Верховную Раду и правительство, а в дальнейшем может охватить и всю страну».

В каких украинских регионах вслед за Киевом могут пройти перевыборы градоначальников и местных советов? Какими будут столичные перевыборы? Рассуждают эксперты «Дня».

Александр ГОЛОБУЦКИЙ, Агентство моделирования ситуаций:

— Кроме Харькова перевыборы могут состоятся в Днепропетровске, Сумах и еще нескольких городах. Но проблема в том, что должна быть определенная группа заинтересованных лиц или политических сил, которые бы лоббировали в парламенте этот процесс. Просто так Верховная Рада за перевыборы в этих городах не проголосует. Правда, здесь могут быть другие механизмы перевыборов. Сам горсовет может назначить свои выборы и распутаться. В Сумах возможен вариант с судом. В случае с Киевом — это было политическое решение.

По поводу Харькова. Я видел результаты расследования комиссии Ляшко, там такие нарушения, что надо не только проводить перевыборы, но и заводить криминальные дела на очень серьезном уровне. Я думаю, что перевыборы в Харькове так или иначе будут, там ситуация критическая. Кроме того там столкнулись крупнейшие бизнес-интересы. Тот человек, который в Харькове представляет БЮТ — не просто бютовец, а крупнейший бизнесмен. Я имею в виду Александра Фельдмана. Кстати, я был уверен, что в Харькове перевыборы пройдут раньше, чем в Киеве. Что это будет проще. Но получилось наоборот. В случае с Киевом очень помогли коммунисты. Помогут ли они сейчас с Харьковом — это вопрос. Но в принципе, коммунистка Александровская довольно известная личность в Харькове, и у нее довольно неплохой процент. Может этот как-то сподвигнет коммунистов проголосовать за это решение.

Что касается предстоящих киевских выборов, то классического единого кандидата не будет. Это понятно. Виктор Балога поддерживает Кличко и предлагает то же сделать Тимошенко. Тут уже вопрос серьезнейших противоречий. Думаю, кандидат от БЮТ будет, в первую очередь, локомотивом списка и помощником Тимошенко в продвижении этого списка. Ситуация такая: если БЮТ возьмет столько же, сколько Тимошенко имеет рейтинг в Киеве (это около 40 и больше процентов), тогда у Черновецкого при любых раскладах не будет большинства, только треть Киевсовета. По большому счету, любой мер, то ли Черновецкий, то ли Кличко будет зависим от Киевсовета. Грубо говоря, Черновецкого вообще можно будет убрать с помощью голосования, а Кличко можно будет превратить в английскую королеву.

Что касается кандидата БЮТ, то вероятно все-таки это будет Турчинов. Но неизвестно какую роль он будет играть. Понятно, что он далеко не самая сильная фигура. Но, с другой стороны, может произойти та же история, что и в Харькове. Там же на выборах победил не Добкин, а Партия регионов.

Олесь СТАРОВОЙТ, депутат Львовского областного совета:

— Что касается перевыборов киевского мэра, то на самом деле мы имеем в Украине прецедент, который может спровоцировать определенную цепную реакцию досрочных перевыборов местных органов власти. Особенно это может касаться должностей городских глав, а также городских советов. Не секрет, что на Львовщине в отставку уже отправлены городские главы Дрогобыча и Винник. Хотя, в нашем случае довольно долго дела находились в судах, что полностью парализовало деятельность этих городов.

Если взять масштабы Украины, то уже говорят об отставке мэра Харькова и других, небольших городов. Такая постановка вопроса неправильна. У нас действительно была ситуация, когда серьезно назрел конфликт общины и власти, и в таких случаях перевыборы действительно нужно проводить. Когда же речь идет о конфликте между двумя ветвями власти — городским главой и Городским советом, сельским главой и Поселковым советом, скорее речь идет о несовершенстве законодательства, из-за чего такие конфликты возможны. Т.е. следует настолько четко все прописать, чтобы уже речь не шла о несовершенстве законодательства, а только о несоответствии людей тем должностям, которые им доверила местная община. Следовательно, первая задача любого местного должностного лица, тем более избранного, — служить местной общине. Второе, — находить решение любых конфликтов с представителями других ветвей власти — либо по горизонтали, либо по вертикали.

События же, которые происходят в Украине сейчас, четко свидетельствуют, что законодательство Украины, включая Конституцию, требует изменений. И Верховной Раде срочно следует принять пакет документов, касающихся местного самоуправления, и, что очень важно, — тщательно проверить Конституцию и все законы на соответствие изменениям. Т.е. мы должны заблаговременно снимать конфликтные ситуации, а не программировать их, как сейчас. Один из примеров — количество заместителей главы в Районных или Областных советах. Иногда просто бурю в стакане воды вызывает ситуация, когда проявляются вроде бы небольшие разногласия во взглядах, которого именно закона придерживаться — того, где речь идет о заместителе, или того, где говорится о заместителях?.. Это касается и распределения полномочий между местными советами и местными государственными администрациями. Это касается и взаимоотношений между местными советами и контролирующими структурами, в частности, прокуратурой. В качестве примера, местный совет может наложить вето на протест прокурора по тому или иному вопросу. Прокуратура, в свою очередь, может обратиться в Верховный Суд и выиграть дело, и вопрос опять вернется в повестку дня местного совета. А местный совет, например, снова принимает решение, противоречащее закону. Прокуратура снова опротестовывает и снова все идет по кругу. Т.е. выходит замкнутый круг. Это нужно срочно устранять.

Что касается выборов киевского городского главы и Киевского городского совета, то это чрезвычайно заманчивая площадка для проверки своих сил для всех партий. Ведь не секрет, что Киевский городской совет по значимости второй в Украине после Верховной Рады. В Киеве сконцентрировано огромное количество электората, и таким образом, просто приняв участие в выборах, можно проверить многие идеи, схемы, технологии и прочее, что касается избирательной компании. Если говорить о регионах, то здесь заинтересованность политических сил может проявиться в крупных городах, таких, как Харьков, Одесса, Львов. А что касается таких небольших городов, как Дрогобыч или Винники, то здесь политические силы заинтересованы меньше. И все-таки перевыборы мэра Киева в плане настроения, а может и не только, отразятся и на них...

Григорий ГРИНЬ, военный историк, г. Донецк:

— Во-первых, стоит отметить, что пока что неясно, состоятся ли досрочные выборы мэра в самом Киеве. В данный момент суд еще только рассматривает возможность отмены этого решения. Но если даже они и состоятся, то в принципе они могут стать хорошим прецедентом для перевыборов в других регионах, других городах, но это, на мой взгляд, может произойти лишь там, где существует паритет политических сил. То есть, если в регионе равное представительство имеют, скажем так, оба основных политических лагеря, тогда еще досрочные выборы мэра или же перевыборы какого-то иного рода инициировать будет можно. А вот в западных или юго-восточных областях не будет ни возможности, ни повода пересматривать выборы. Конечно, теоретически досрочные выборы там можно будет организовать, но что это даст? При том перевесе сил, который наблюдается в этих регионах, на новых выборах к власти придут те же люди или же их непосредственные партийные «коллеги», и реально никакого кардинального изменения не произойдет.

Но в целом как прецедент эта ситуация немного настораживает и даже пугает — по сути, ни один регион не застрахован от политических встрясок. Но, я думаю, в Донбассе это вряд ли может произойти. В нашем регионе инициировать досрочные выборы могли бы проправительственные или пропрезидентские силы, но их влияние здесь настолько мало, что им будет очень тяжело справиться с подобной задачей.

Виктор РАДЧУК, политолог и политтехнолог, г. Житомир:

— Я не думаю, что внеочередные выборы мэра и Киевского городского совета спровоцируют досрочные выборы в регионах. Для этого нет политической воли местных элит. А столичные элиты, грубо говоря, не потянут всех регионов Украины. Если таковая воля есть к определенным перестановкам в Киеве, Харькове, некоторых других городах-миллионщиках, в частности, Днепропетровске, Одессе или даже во Львове, то, например, в таких городах, как Житомир, Чернигов или еще меньших дело до внеочередных выборов не дойдет. Что касается Одессы, то известно о намерениях нынешнего главы Антимонопольного комитета Украины Костусева попробовать свои силы там. Но подобных домогательств в масштабе всей Украины не заметно. Хотя вопрос о выборах на местном уровне может спровоцировать другие вещи — я имею в виду развитие политической жизни независимо от того, что будет с выборами в Киеве или Харькове. Вероятен сценарий, что выборы в местные органы власти выступят в роли своеобразного громоотвода для ситуации в Украине. Тогда они могут быть проведены где-то осенью. Особенно если будут какие-то новации в Конституции или законодательстве о местном самоуправлении. Тогда такие выборы было бы даже целесообразно провести. Потому что сейчас самоуправляющаяся система власти работает автономно как от своих избирателей, так и от столицы. Нынешнее так называемое самоуправление никому не целесообразно сохранять. Его фактически нет, поэтому однозначно нужны изменения как в законодательном плане, так и во взаимоотношениях в местном самоуправлении. Я не за то, чтобы были внеочередные выборы, потому, что априори все внеочередное хуже, чем очередное. Но тем не менее, если назреет необходимость усовершенствования на местном уровне, то почему бы их не провести? Ведь мы теряем очень большие резервы развития именно на региональном уровне. В данном плане, по сравнению с Польшей, например, мы отстаем на десятилетие. А потом у нас возникает вопрос, почему так происходит, хотя у нас есть хорошие природные ресурсы, нормальная геополитическая ситуация. А по поводу предостережений относительно возможного усиления сепаратизма, не думаю, что он автоматически развивается в зависимости от того, насколько будет свободнее или более полномочным местное самоуправление. Кроме прочего, это зависит от внешнеполитических факторов, которые, как можно наблюдать, действуют сейчас.

Николай ВАСЬКИВ, профессор Каменец-Подольского национального университета:

— Изменения в политической жизни Украины, общественном мнении за последние четыре года стали происходить в ускоренном темпе, поэтому выборы через четыре, а то и пять лет не успевают отражать эти изменения. Однако внеочередные выборы зацепили только верхушку айсберга — Верховную Раду. Логическим шагом было бы провести внеочередные выборы и в местные советы разных уровней и выборы руководителей населенных пунктов.

События 2006 года в этом убеждают: чувствуя свою безнаказанность и безответственность на протяжении всей следующей каденции, мэры и депутатские фракции быстро забыли об обещаниях и решают свои экономико-социальные вопросы. С такой ситуацией не хотят мириться избиратели, и тут выясняется, что законодательство делает инициативу перевыборов снизу, от электората, бессильной. Коалиция (читай — БЮТ) вопрос с киевским мэром и депутатами решила полузаконным путем, через соответствующее постановление ВР.

Вполне возможно, что так же попробуют решить вопрос перевыборов в Харькове. Но не более того. А уже сейчас выясняется, что с настойчивым требованием перевыборов выступают многие инициативные группы и общины крупных и малых городов. Очевидно, что требования значительной их части — не более, чем попытка «под шумок» замутить политические игрища. Однако большинство таких требований имеют под собой вполне реальную почву, поэтому киевский пример будет вдохновлять на требование перевыборов во все большем количестве городов, а впоследствии, по-видимому, и сел Украины. И их необходимо провести хотя бы с целью напомнить об ответственности региональной власти перед избирателем, потому что тот, кто чувствует непостоянство своего нахождения во власти, почему-то больше заботится о благосостоянии граждан и благоустройстве городов и сел. Показательный пример. Каменецкого мэра забрали на работу в Кабминовские коридоры (по-видимому, был не самым плохим), теперь его обязанности временно исполняет другой человек. Может, это стечение обстоятельств, но до этого город буквально захлебывался в пыли и грязи. Сейчас же улицы и тротуары радуют глаз и легкие чистотой и свежестью.

«Киевскую» проблему решили, как всегда, путем политического решения. Возможно, каждый состав ВР и каждый депутат в таких случаях чувствует свою большую значимость, но становится понятно, что постановлением ВР нельзя каждый раз решать вопрос о перевыборах в том или ином городе (а еще лучше — селе). Не лучше ли четко выписать в законах понятную и осуществимую процедуру перевыборов местной власти по инициативе общин? А заодно предусмотреть меры для обеспечения прозрачности этой власти и подконтрольности не только и не столько тем, кто сверху, а избирателю, которому обещают главы и депутаты служить верой и правдой?

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Кандидатом в мэры Киева от Партии регионов может стать Дмитрий Табачник

Об этом сообщил «Украинской правде» источник с Партии регионов. «Скорее всего, это будет Дмитрий Табачник. Потому что, в первую очередь, он киевлянин. А, во-вторых, если вы заметили, среди политических деятелей очень мало людей, которые могут заниматься хозяйственной деятельностью в столице и повышать ее статус вне политической составляющей», — сказал собеседник. При этом он выразил уверенность, что этот кандидат от ПР способен это сделать. Собеседник также подчеркнул, что официально кандидатура не определена, и окончательное решение будет принято на политсовете партии в следующий понедельник.

Как известно, Дмитрий Табачник в свое время возглавлял администрацию президента Кучмы, был гуманитарным вице-премьером в правительствах Виктора Януковича.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать