«Размывание суверенитета»
Эксперты «Дня» — о том, какие последствия для имиджа Украины будет иметь «туризм» евродепутатов в Крым и решение Высшего админсуда относительно «Аэрофлота»
Совсем недавно украинские СМИ обсуждали скандал с посещением оккупированного Крыма французскими депутатами. Это действительно был довольно тревожный знак для Киева. Ведь ЕС провозгласил и провозглашает до сих пор, что он не признает аннексию Крыма, и после начала российской агрессии на Донбассе ввел санкции против России и ограничения на контакты с Крымом. А тут, несмотря на предостережение официального Киева и французского МИД, группа депутатов одной из ключевых стран евросообщества таки побывала на этом полуострове.
А как стало известно, теперь Крым планирует посетить группа итальянских депутатов. Численность делегации составит от восьми до десяти человек, возглавит группу Алессандро ди Баттиста, член парламентского комитета по иностранным делам. Получается так, что европейские депутаты игнорируют как санкции ЕС относительно Крыма, так и предостережения Киева, что посещение полуострова будет стоить им запрета на въезд в Украину.
Правда, и к Киеву есть вопросы по поводу последовательности украинской политики относительно Крыма. В частности это касается того, насколько Украина, которая требует санкций от Европы, сама придерживается ограничительных мер относительно незаконно оккупированного Россией Крыма.
И примером такой непоследовательности является недавнее решение Высшего административного суда Украины, который удовлетворил кассационную жалобу и отменил решение предыдущих инстанций о взыскании с российского «Аэрофлота» штрафов за полеты в аннексированный Крым. В частности, отменены постановления Окружного административного суда Киева и Киевского апелляционного административного суда о взыскании штрафов. В целом Госавиаслужба оштрафовала «Аэрофлот» почти на 200 млн гривен в мае этого года. Своим же решением высший административный суд отменил один из штрафов на 136 тыс. гривен. Кроме того, еще большее удивление вызвало то, что Высший административный суд пришел к выводу, что «судами первой и апелляционной инстанции не выяснены обстоятельства дела, имеющие значение для правильного его решения»?!
Напомним, что вводить санкции относительно российских авиакомпаний, которые осуществляют перелеты в Крым, Украина начала еще летом прошлого года, следом за решением Европейского Союза ввести санкции за полеты в Крым на российскую авиакомпанию «Добролет». В целом же за нарушение российскими авиакомпаниями воздушного пространства над территорией АР Крым Госавиаслужба вынесла 3493 постановлений на общую сумму 475,048 миллиона гривен штрафов. Как отчитывались в Мининфраструктуры ранее, наибольшее количество дел украинская авиавласть открыла относительно авиакомпаний «Аэрофлот — российские авиалинии» (1429 постановлений), «Вим-Авиа» — (784), «Трансаэро» — (263), «Уральские авиалинии» — (257) и авиакомпании «Глобус» — (208).
«День» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать политические последствия решения Высшего админсуда и рассказать, как украинской власти остановить незаконный туризм в Крым европейских депутатов.
«МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМИ ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ»
Рефат ЧУБАРОВ, народный депутат Верховной Рады, глава Меджлиса крымских татар:
— Я обратил внимание коллег, которые занимаются крымскими делами, на это решение суда и считаю, что это просто плевок в нашу сторону. Это решение свидетельствует об очень откровенном расхождении в нашем государстве в подходах относительно России как оккупанта. С одной стороны мы требуем от мирового сообщества усиления санкций, блокады каких-либо связей с Крымом и в то же время своими решениями отбеливаем российские предприятия и компании, которые нарушают ограничения. «Аэрофлот» — это одна из российских авиакомпаний, которая ежедневно десятки раз нарушает суверенитет Украины своими самолетами, летающими в оккупированный Крым, в нарушение украинских законов.
Решение Высшего административного суда — это удар по суверенитету Украины изнутри и со стороны судейского корпуса, который должен защищать законы.
Эти судьи, принявшие такое решение, должны немедленно покинуть свои должности. Понятно, что сами они этого не сделают, но как только начнется заседание Верховной Рады, мы, депутаты, будем об этом говорить. Это позор для Украины, они не должны были этого делать.
Что касается недавнего визита в Крым французских депутатов, и теперь новости о том, что туда собираются ехать итальянские депутаты — все это звенья одной цепи. Если мы будем дальше оставаться непоследовательными, то будут размывать суверенитет Украины, начиная от визитов отдельных депутатов других стран, потом такими решениями украинских судов, а затем кто-то будет посягать еще на другие территории нашего государства, что я называю «размывать суверенитет». Мы должны быть последовательными по всем направлениям, связанным с нашей политикой по поводу отношения к России, относительно оккупированных территорий, которые сегодня контролируются боевиками.
Как со всем этим бороться? Думаю, что вообще СНБО должно перебирать на себя полную координацию всех тактических и стратегических направлений с оккупированным Крымом и территориями. Ведь при отсутствии четкой координации и собственно самой стратегии государственные органы, специальные ветви власти, в частности судебная, просто идут в разные стороны и тем самым разрушают государство.
Разумеется, что все министерства и ведомства должны играть свою роль, но кто-то должен стукнуть по столу. Мне кажется, это должен сделать президент и дать соответствующие поручения СНБО. И должен быть какой-то государственный орган, в хорошем смысле этого слова «цербер», который будет просто ставить на место этих зарвавшихся чиновников. И таким цербером, который будет стоять на страже государственных интересов, должен быть СНБО.
«КРОМЕ ТОГО, ЧТОБЫ НАЛАГАТЬ ШТРАФЫ, НУЖНО ИХ ВЗЫСКАТЬ»
Андрей ГУК, старший юрист, адвокат «Marchenko Danevych»:
— Дело в том, что есть очень много постановлений Госавиаслужбы о наложении штрафа за каждый отдельный полет в Крым. То есть один рейс — один штраф. И эти все постановления «Аэрофлот» обжалует в суде. Но обжалование постановлений их автоматически не отменяет. То, что «Аэрофлоту» отказывают в удовлетворении иска, значит, что постановление остается действующим. В данном случае по одному из протоколов, Высший административный суд отменил решение предыдущих инстанций о взыскании с российского «Аэрофлота» одного из штрафов за полеты в аннексированный Крым и направил дело на новое рассмотрение. Все другие постановления и штрафы остались в силе.
В итоге состоится новое рассмотрение дела, но в конечном счете «Аэрофлот» не сможет отменить эти штрафы, потому что иски против авиакомпании обоснованы, и оснований для их отмены — нет.
Другое дело, что кроме того, чтобы налагать штрафы, нужно их взыскать. Получить деньги за наложенные штрафы — достаточно сложно, ведь штрафуется лицо, пребывающее в Российской федерации. К тому же, насколько мне известно, пока еще ни один штраф не был взыскан.
Впрочем, если российские компании и в дальнейшем не будут выполнять решения украинских судов, объясняет юрист, Государственная авиационная служба может обратиться в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), в которой есть процедуры жалоб. Такая жалоба от Украины может привести к тому, что ИКАО даст определенные рекомендации РФ. Также другие страны могут запретить перелет над своими территориями для тех компаний, которые летают в Крым. Рано или поздно, я убежден, в это дело вмешается ИКАО. Украина все-таки подаст жалобу в эту организацию.
«РЕАКЦИЯ МИДА И ВСЕХ ОФИЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР НА ВИЗИТЫ В КРЫМ ФРАНЦУЗСКИХ ДЕПУТАТОВ — СЛИШКОМ РОБКАЯ»
Андрей КЛИМЕНКО, главный редактор Black Sea News:
— У меня, как и у многих, возникло недоумение по поводу такого решения Высшего административного суда. Теоретически можно предполагать, конечно, что «Аэрофлот», имеющий представительство в Киеве, пытался повлиять на судебную систему и не пожалел денег на юристов, которые зацепиться за какие-то запятые и трактовки в кодексах.
Что мы имеем, исходя из заявления Высшего амдинсуда? Следующую формулировку: «суды предыдущих инстанций установили наличие нарушений и правил порядка использования и т.д. однако в протоколе приведены правонарушения, но не приведены обстоятельства относительно подтверждения правонарушений». Эта фраза и вызывает массу вопросов. Какие могут обстоятельства? Самолеты летают по расписанию, которое есть во всех аэропортах. И это вызывает у меня много сомнений и подозрений.
И какой должна быть реакция на очевидные нарушения со стороны российских компаний, и в данном случае авиаперевозчика «Аэрофлота»? Думаю, что сложившаяся сегодня практика в отношении оккупированного Крыма требует внесения то ли в кодексы, то ли какого-то разъяснения высших судебных инстанций, чтобы не было никаких проволочек для вынесения соответствующих вердиктов. Не можем же мы по каждому факту посылать разведчика-нелегала, который будет там фотографировать и собирать бумажные доказательства.
— Как украинской власти следовало отреагировать на визиты французских депутатов и сенаторов в оккупированный Крым?
— Реакция МИДа и всех официальных структур на визиты в Крым французских депутатов — слишком робкая. В данном случае речь идет о том, что эти господа нарушили наш уголовный кодекс, статью 332-1, которая была введена в Уголовный кодекс в апреле прошлого года, когда принимали закон об оккупированных территориях. Данная статья называется «нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию и выезда из нее». А это предусматривает лишение воли на три года, те же действие осуществленные с явным сговором группой лиц или служебным лицом с использованием служебного положения лишением воли от трех до пяти лет, а действия, осуществленные организованной группой, наказываются лишением воли на срок от пяти к восьми лет. На мой взгляд, адекватными действия должны были быть следующими: Генеральная прокуратура или прокуратура Автономной Республики Крым, которая находится в Киеве, должна возбудить уголовное дело на этих деятелей по этой статье, поскольку это была организованная группа, умышленное публичное демонстративное нарушение. И тут же потребовать их допроса во Франции, в случае если это невозможно объявить их в розыск Интерпол. Сделать все, чтобы эти люди были вызваны на допрос, чтобы им было предъявлено обвинение. Вот это все было бы, на мой взгляд, адекватным ходом, чтобы и другим неповадно было, и Украина бы тогда показала, что не собирается просто журить или махать пальцем на иностранцев, которые совершили уголовное преступление.
Почему это не делается? Думаю, что надо задать вопрос прокуратуре Автономной Республики Крым или Генеральной прокуратуре. Во всяком случае, депутат Георгий Логвинский не так давно высказал точку зрения, что за такое преступление надо открывать уголовное преследование в отношении французских депутатов.
И для этого не нужно никакой политической воли. Нужно просто законы выполнять. Мы имеем факт, когда организованная группа граждан-депутатов Франции, организовала специальную поездку и еще прилетела на русском чартере за средства как бы «русского фонда мира». Они еще и не за свои деньги прилетели. Это политическая коррупция, за которую нужно наказывать. Например, как это делается в Великобритании. Если там депутат летит за чей-то чужой счет, то он подает в отставку. Поэтому и здесь надо просто дожимать эту ситуацию, чтобы все понимали, что Украина очень жестко и активно будет реагировать на подобную ситуацию.
Выпуск газеты №:
№134, (2015)Section
Подробности