Перейти к основному содержанию

Реалии оккупации

Владимир РУБАН: «При пересечении границы c РФ или линии разграничения поводом оказаться на подвале могут стать даже посты в социальных сетях или информация в телефоне»
09 ноября, 19:00
ПОПАСТЬ НА ОККУПИРОВАННУЮ ТЕРРИТОРИЮ И В РФ УКРАИНСКИМ ГРАЖДАНАМ ЧАСТО БЫВАЕТ НЕОБХОДИМО. НО ВСЛЕДСТВИЕ НЕДОСТАТОЧНОЙ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ОНИ ПОДВЕРГАЮТСЯ ОПАСНОСТИ, ТАК КАК МНОГИХ ИЗ НИХ ТАМ ОЖИДАЕТ ЛОВУШКА / ФОТО АНДРЕЯ КРЫМСКОГО

В то время как мир и, в частности, украинцы с тревогой наблюдали за выборами в США, в географическом центре Европы на виду у того же мира совершается этноцид украинцев на их земле. Речь идет не только о войне российской армии против Вооруженных сил Украины. Это можно назвать войной. Речь идет о системном истреблении всего украинского на Донбассе, любых носителей нашей идентичности.

Человеческие души в данном случае стали еще и так называемым обменным фондом. При непосредственных боевых столкновениях источником этого «фонда» становились военные. И следует уточнить, что ВСУ в этом плане опережают оккупанта, ведь брошенное на амбразуру (как это было, например, в Дебальцево) пушечное мясо из «боевых бурят» пачками попадало в плен. Когда же боевые столкновения, как правило, касаются периодических обстрелов на относительно постоянной линии разграничения, российским бандитам не остается ничего другого, кроме как ловить «диверсантов» среди гражданских лиц. Этим занимаются российские бандиты на оккупированной территории, так же как подобной практики придерживается официальный Кремль.

На фоне Романа Сущенко, который пересек границу с РФ и попал в кремлевские казематы, на второй план отходят истории с юношами — представителями фанов луганского футбольного клуба «Заря», которые наивно, но искренне фотографировались в Луганске с украинским флагом на фоне города. Тогда в социальных сетях патриоты со всей Украины радостно репостили эти снимки, но не все писали ребятам просьбы быть осторожнее. Создавалось впечатление, что в центре оккупированного города действительно можно с легкостью развернуть украинский флаг. Опасная иллюзия, которая сломала судьбы уже многим. Именно этих четырех юношей задержали оккупационные полицаи и даже не стали придумывать старые формулировки о шпионаже. Причина содержания ребят на подвале — факт фотографирования с украинской символикой в Луганске. Доказательства? Распечатанные черно-белые изображения с символикой полка «Азов», наклейки и книга Василия Шкляра «Чорне сонце».

Два года назад оккупанты украинцам отрезали руки с трезубом, сейчас имеем прецедент лишения свободы за фотографирование с национальным флагом. Между этими событиями тысячи убитых украинцев и оккупированные территории — не повод ли для поднятия вопроса относительно агрессии РФ против Украины не только по территориальному, но и по этническому признаку? Напомним, что до этого в начале ноября оккупанты задержали обычного преподавателя украинского языка из г. Первомайск Луганской области за то, что он продолжал преподавать историю по программе, которая была составлена до оккупации. «Прокурор» российских полицаев Давид Кац так и сообщил, что «в ходе проведения мониторинга интернет-ресурсов и социальных сетей (!) сотрудниками прокуратуры Перевальского района в сентябре этого года в социальной сети «Одноклассники» на страницах некоторых пользователей из города Перевальска были найдены тревожные сообщения о преподавании учителем украинского языка школы №12 учебного материала антипатриотичного характера». И прибавил: «В ходе проведения проверки сотрудниками Перевальской прокуратуры установлено, что в школе №12 города Перевальска ученикам 11 класса, действительно, преподается украинский язык с использованием планов-конспектов для русскоязычных школ, которые не рекомендованы учебно-методическим центром развития образования «ЛНР». Так, учитель из Первомайска попал в тиски сатрапов опять же только за выраженное мнение. Опять же — кто-нибудь в свободной Украине на официальном уровне, вместе с политическими заявлениями об агрессии, на базе упомянутых случаев поднял вопрос этноцида? Подчеркнем, что пока от власти мы имеем именно политические заявления, а не развитие юридического фронта борьбы.

Недавно в СМИ появилась информация о задержании судьи Апелляционного суда Луганской области, который вынужден был поехать на оккупированную территорию в г. Краснодон Луганской области на похороны своего отца. Кстати, его поездка, по словам советника СБУ Юрия Тандита, проходила в условиях гарантии безопасности, которые, соответственно, боевики нарушили. Результат — судья Виталий Руденко был задержан боевиками. Есть информация о его пытках и, по официальным данным, он находится в списках на обмен. Таких случаев множество. Информация об одних задержаниях попадает в интернет и СМИ, о других — покрыта мраком. На отдельных сайтах российские бандиты даже не стесняются обнародовать свидетельства собственных преступлений. Так, например, убитая оккупантами летом 2014 года семейная пара луганчан (радиоведущей Елены Королевой (Кулиш) и ее мужа) значится на их сайтах как «ликвидированная».

Но, конечно, вояжи бывших заключенных, а ныне народных депутатов, в Москву создают дополнительную иллюзию безопасности. Мол, ездить к агрессору можно, если нужно. Для депутата Савченко такое турне в столицу агрессора закончилось ужином в ресторане. Для упомянутого Сущенко — казематами. Так достаточно ли четко украинская сторона артикулирует опасности контактов с РФ и его полицаями на оккупированных территориях? В конце концов, как соблюдать безопасность тем, кто вынужден возвращаться на свои родные земли?

Владимир РУБАН, руководитель Центра по освобождению пленных ОО «Офицерский корпус»:

 — Что касается пересечения украинскими гражданами границы с РФ, то следует осознавать, что у нас сейчас взаимно неприязненная риторика. Россия не признает собственную причастность к вооруженному конфликту на Донбассе. Официально они придерживаются позиции минских переговорщиков. Но мы осознаем, что сейчас в условиях гибридной политики спецслужбы обеих стран работают совсем не согласно минским договоренностям. Тем более, не соблюдают условия Минских договоренностей спецслужбы, представляютщие Луганск и Донецк. Например, при пересечении границы с Крымом ФСБ задержала меня на семь часов. Опасность может быть как при пересечении границы или линии разграничения, так и уже на самой оккупированной территории. Если вы убеждены, что вы нигде не делали откровенных заявлений, не находились в тех или иных отрядах, то можно, конечно, положиться на это. Но следует осознавать, что на границе у вас могут проверить даже мобильник и просто зайти в соцсеть, чтобы посмотреть, какие посты вы там публикуете. Это может закончиться многомесячным пребыванием на подвале. Существуют также ситуации, когда неприятности были у родственников тех, кто четко демонстрировал свою проукраинскую позицию. Кроме того, даже если вы нигде ничего не публиковали и у вас в телефоне нет фотографий «визиток Яроша», то следует понимать, что соседи на вас могут написать донос. Такие случаи есть.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать