Украина не может существовать, не владея Крымом, это будет туловище без ног. Крым должен принадлежать Украине, на каких условиях, это все равно, будет ли это полное слияние, или широкая автономия, последнее должно зависеть от желания самих крымчан
Павел Скоропадский — украинский государственный, политический и общественный деятель, военный. Гетман Украинского Государства.

Россия пытается паразитировать на международных судах

Бессмысленные иски России против Украины свидетельствуют: сегодня для Кремля сам процесс суда и возможность получить здесь трибуну важнее предсказуемых результатов
12 августа, 2021 - 18:57
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Российская Федерация заявила о подачи против Украины жалобы в Европейский суд по правам человека. Она касается почти всех событий российско-украинского конфликта, начиная с Майдана. Конечно, в «российском виденье». РФ в жалобе требует от ЕСПЧ, по правилу 39 Регламента Суда, «немедленно возобновить снабжение пресной воды в Крым». Основная практическая цель этой межгосударственной жалобы для специалистов очевидна — отсрочить решение ЕСПЧ в межгосударственных правах против РФ и «сгладить» для оккупантов их политические и правовые последствия, считает украинский эксперт по международному праву Борис Бабин. Он также считает, что Россия никогда бы не пошла на такой рискованный для себя шаг без ряда факторов.

В последнее время состоялось существенное усиление собственного лобби агрессора в Совете Европы. Также это полный развал «изнутри» российской агентурой за безумные нефтедоллары правоохранительных органов Украины, которые работают по вопросам конфликта, особенно — относительно Крыма, который длился последние четыре года. И отдельный невеселый вопрос — это бесконечная эпопея с выборами судьи ЕСПЧ от Украины. Теперь мы слабы в Совете Европе как никогда, и Россия это знает и много для этого сделала. Отдельных тактических задач, а именно: отсрочки решений по делам против России, этот шаг агрессор действительно может достичь. Но остальное зависит от всех нас.

С другой стороны, Россия также подала в Международный суд ООН меморандум по делу «Украина против Российской Федерации». Инициатором по этому делу была украинская сторона, соответствующий иск Украина подала еще в 2017 году. Россия подала в суд ООН в ответ на иск Украины. Как отмечают в российском МИДе, РФ — первая в истории страна, которая обязана дать объяснения по двум претензиям относительно нарушений двух конвенций ООН. В контрмеморандуме российская сторона отрицает финансирование террористов на Донбассе и поставку им оружия. Кроме того, РФ хочет обжаловать доводы Украины о том, что Россия организовывала кампании культурного уничтожения сообществ крымских татар и украинцев с момента оккупации Крыма.

«ПЕРЕХОДИМ В КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ!» — А ОНО ЗАХЛЕБНУЛОСЬ

В Крыму по поводу подачи этих исков торжествуют. Верный идеологический защитник интересов власти, глава Общественной палаты Крыма Александр Форманчук заявил, что «впервые за 7 лет мы не просто подали жалобу, а переходим от обороны к контрнаступлению». Но бессмысленные иски России против Украины в международных судах свидетельствуют о том, что сегодня для России сам процесс суда, а главное — возможность получить трибуну международного суда для высказывания всевозможных бессмыслиц и лжи! —  важнее его предсказуемых результатов, потому Россия будет судиться под разными предлогами долго и нудно, параллельно распространяя в мировых СМИ разные побасенки об Украине.

Вместе с тем, «контрнаступление» России сразу же захлебнулось, еще даже не начавшись. Европейский суд по правам человека отклонил запрос правительства России о применении временных мер в рамках межгосударственной жалобы на Украину. Идет речь о требовании к Украине прекратить блокирование поступления пресной воды в Крым и ограничении прав национальных и языковых меньшинств. Об этом на своей странице в Facebook написал заместитель министра юстиции Украины, уполномоченный по делам ЕСПЧ Иван Лищина. По его словам, суд отклонил просьбу российского правительства о применении, так называемого, правила 39 — временных обеспечительных мер, которые Россия просила наложить на Украину на время рассмотрения жалобы.

Постоянный Представитель Президента Украины в Автономной Республике Крым Антон Кориневич назвал российский иск в ЕСПЧ против Украины относительно «водной блокады Крыма» «пропагандистским ходом». Теперь российская власть Крыма заявила, что готовится подать против Украины иск «из-за убытков, причиненных полуострову водной блокадой» после перекрытия Северо-Крымского канала. Как заявлял глава российского парламента Крыма Владимир Константинов, прежде чем обращаться в международные инстанции, пойдут иски в российские суды. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в интервью Радио Свобода заявлял, что возобновление подачи днепровской воды в Крым по каналу возможно только после его деоккупации. В то же время мониторинговая миссия ООН в Украине настаивает на том, что с учетом аннексии Крымского полуострова «Россия несет основную ответственность за состояние дел в Крыму».

ЕЩЕ ОДНА «ЮРИСДИКЦИОННАЯ ЛОВУШКА»

Однако подача этих исков свидетельствует, что Россия будет долго цепляться за Украину, потому что без истории Украины, земель, экономики, ресурсов и народа Россия чувствует себя неполноценной.

Кандидат юридических наук, эксперт по международному праву Алексей Плотников на сайте «Ассоциация реинтеграции Крыма» заявил, что российские иски в ЕСПЧ — это «юрисдикционная ловушка». Россия давно и активно заявляет о якобы нарушении Украиной международных обязательств относительно прекращения водоснабжения в Крым. Российские деятели обращались к Верховному комиссару ООН по правам человека с заявлениями о том, что Украина якобы лишила крымчан доступа к питьевой воде. Такое обращение выглядело немного странно в свете выводов еще в 2017 году того же Комиссара о том, что именно Россия как государство-оккупант «обязана с помощью всех имеющихся у нее средств обеспечить соблюдение достаточных стандартов гигиены и общественного здравоохранения, а также снабжения населения продовольствием и предоставления ему медицинской помощи».  

Потерпев неудачу в Женеве, российские посланцы попробовали добиться успеха в Вене. В марте 2021 года представитель РФ в ОБСЕ обвинил Украину в «попытке геноцида» из-за прекращения водоснабжения по Северо-Крымскому каналу. В той же речи впервые были озвучены статьи Европейской конвенции по правам человека, которые, по утверждению России, нарушила Украина. В немного расширенном виде тот же набор статей вошел в российскую жалобу в Страсбург.

В ЕСПЧ существует давняя и богатая практика, в соответствии с которой, в случае, если одно государство контролирует часть территории другого государства, то именно контролирующее государство несет ответственность за соблюдение прав человека на такой контролируемой территории. В таком случае говорят о «экстратерриториальной юрисдикции» государства. Так, по делу «Луизида против Турции» ЕСПЧ признал ответственность Турции за действия подконтрольных ею де-факто органов власти Северного Кипра. По делу «Илашку и другие против Молдовы и России» ЕСПЧ отметил, что ответственность государства наступает независимо от того, контролирует ли оно территорию «через вооруженные силы государства-члена, или через подчиненные им местные администрации».

Оккупация части территории не снимает с государства, часть территории которой оккупирована, ответственности за состояние соблюдения прав человека на этой территории.

Теперь давайте попробуем посмотреть на ситуацию глазами российских заявителей. Принципиальная позиция России заключается в том, что Крым якобы «стал неотъемлемой частью ее суверенной территории» в марте 2014 года в результате так называемого «крымского референдума». Это исключает для России возможность ссылаться в ЕСПЧ на стандарт дела «Илашку», поскольку позитивные обязательства могут существовать у государства лишь относительно собственной неподконтрольной территории, а не относительно территории других государств. Территориальный принцип юрисдикции согласно Конвенции ставит Россию перед выбором: или России следует прямо признать Крым территорией Украины, или Украина  каким-то способом осуществляет контроль над Крымом после 2014 года, и этой способ следует доказать. Оба варианта не выглядят реалистичными из-за политических рассуждений власти России.

В ООН ЗНАЮТ О НАРУШЕНИИ

Российские иски в международные суды — это не средство установления справедливости, а средство защиты России в заранее проигрышных делах. Россия пытается просто паразитировать на международных судах. Честно говоря, России сегодня нужно думать не о «контнаступлении», а о спасении собственной репутации, которая может быть утрачена многочисленными исками со стороны Украины. Например, как рассказывает эксперт Борис Бабин, в августе 2021 года наша Ассоциация представила ответы на анкету Специального докладчика ООН по вопросам свободы мирных собраний и ассоциаций господину Клеману Ньялетсосси Вуль для его будущего доклада, который будет представлен на 50-й сессии Совета по правам человека. Сообщение было посвящено ситуации со свободой мирных собраний и объединений в Крыму.

Ассоциация указала в своем материале, что влияние военных кризисов, таких как российско-украинский конфликт, имеет решающее значение для невозможности реализации права жителей Крыма на мирные собрания и ассоциации. Незаконная попытка аннексии Крыма Россией в рамках российско-украинского конфликта является основным источником негативного влияния на собрания и другие права человека.

Украина как государство подала соответствующие заявления в Европейский суд по правам человека; украинские неправительственные организации, в том числе наша Ассоциация, оказывают активную помощь жертвам незаконных преследований за мирные собрания и объединения, в том числе членам незаконно запрещенного Меджлиса крымскотатарского народа и местных меджлисов в Европейском суде, а также Украинскому независимому морскому профсоюзу и Фонду исследований и поддержки коренных народов Крыма в судах Украины и в международных структурах. Поскольку Россия незаконно охватила Крым своим собственным законодательством в области собраний и организаций и создала на полуострове собственные «суды» и «полицию», действуя в соответствии с отмеченными «нормами», практическая возможность использования любых механизмов защиты прав человека в современном Крыму отсутствует.

Ассоциация указала Докладчику ООН, что ограничение Россией возможности пересекать административную границу между Крымом и материковой частью Украины оказало сильное негативное влияние на право собраний и другие соответствующие права человека. В подаче также отображено негативное влияние наводнения в Крыму, что случилось в июне 2021 года, на право  собраний и другие права человека. Мы указали, что данная катастрофа была вызвана слабой и неправильной политикой «власти» России в сфере городского планирования, управления отходами и водными ресурсами, что непосредственно усилило сложность ситуации. Мы напомнили Докладчику ООН, что активизм в сфере климатической справедливости, в том числе мирные собрания и объединения, невозможны в современном Крыму. 

Ассоциация указала в заявлении, что распространенными способами ограничения гражданской активности в Крыму стали полный запрет собраний и общественных организаций, незаконные штрафы против их участников и организаторов, а также притеснения, включая аресты, рейды и «уголовные дела» против общественных активистов и блогеров, которые призывают к действиям в вопросах изменения климата и водного кризиса. В 2020 году ялтинская общественная активистка Людвика Пападопулу «заработала» несколько «полицейских» рейдов в ее квартиру, связанных с ее экологическими и правозащитными публикациями. В 2021 году «власть» России заявила об «уголовном деле» относительно «международного терроризма» и «экстремизма» против некоторых украинских активистов и блогеров, в том числе членов нашей Ассоциации, которые освещали негативное влияние политики России на водный кризис в Крыму.

Коренной крымскотатарский народ имеет в Крыму представительский орган — Меджлис с системой местных меджлисов. Все они были запрещены «властью» России в 2016 году как «экстремистские структуры», и теперь у этого коренного народа нет никакой практической возможности оказывать любое влияние на промышленную, социальную и военную политику России, которая вызвала водный кризис в Крыму, в ситуации изменения климата. Мы поинформировали Докладчика о том, что российская «власть» в Крыму не приняла мер относительно предотвращения или прекращения расовой дискриминации, языка вражды, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, с которыми сталкиваются лица, перемещенные в Крым и из Крыма. Расовая дискриминация этнических украинцев и коренных крымских татар в Крыму, в том числе внутренне перемещенных лиц, теперь подлежит рассмотрению в Международном суде ООН.

Мы напомнили сотрудникам ООН в заявлении, что «власть» России потратила «бюджетные деньги» якобы в поддержку «национально-культурных автономий» в Крыму, но эти средства полностью разворовываются через фальшивые «общественные организации», такие как «Союзы казаков» или «национальные автономии» некоторых лояльных к России и контролируемых Россией диаспор. Но коренные народы Крыма, этнические украинцы и традиционные этнические меньшинства в Крыму не имеют практического влияния на планирование и реализацию «бюджетных ассигнований» и не получают соответствующего финансирования. 

Ассоциация напомнила Специальному докладчику ООН, что его визит в Украину, включая и Крым, будет способствовать сбору информации и позволит Докладчику с первых рук получить представление о ситуации с правами на свободу мирных собраний и ассоциаций в этом регионе. Также мы рекомендовали Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине активнее отслеживать проблемы в Крыму и нарушения прав человека, которые осуществляются «властью» России в связи с этим вопросом, говорит Борис Бабин.

Николай СЕМЕНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ