Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Россия создает повод для вторжения

«Україна має право вимагати від Заходу перейти від політики умиротворення на забезпечення гарантій безпеки та миру», — Володимир ЗЕЛЕНСЬКИЙ
21 февраля, 18:58
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОП

Нужно четко понимать, что война России против Украины длится восемь лет. А все, что мы наблюдаем в последние месяцы и дни, – это очередной этап наступления Московии на нашу страну. Не надо думать, что когда в один момент на суше и воде на нас двигает многотысячная армада, тогда это можно считать полномасштабной войной. Нет, война идет уже сегодня, тем более часть украинской территории находится под оккупацией, и именно такова война у XXI веке. Конечно, полномасштабное наступление исключать нельзя, потому что Кремль к нему также готовится, но сейчас Путин, линейно повышая ставки, пытается максимально использовать и продать угрозу большой войны, чтобы добиться своей цели. От Украины – движение по Минским соглашениям в московской трактовке, а от Запада – перераспределение европейской системы безопасности.

«Его тактика понятна: сначала он предпринимает шаг к эскалации и вынуждает западных лидеров добиваться переговоров, где опять выдвигает свои ультиматумы, – пишет в ФБ народный депутат от «Слуги народа», глава Постоянной Делегации Украины в Парламентской Ассамблее НАТО Егор Чернев. – Потом переговоры закономерно проваливаются, Кремль заявляет, что Россию не слышат и не уважают, и предпринимает следующий шаг к углублению напряженности. После чего схема повторяется. Каждые такие переговоры Путин использует для демонстрации «недоговороспособности» Запада и Украины. И ожидает, когда на каком-то этапе у кого-то сдадут нервы, и мы капитулируем».

«Считаю, что Запад должен найти пути для того, чтобы сломать эту схему, – продолжает парламентарий. – Нужно заставить сам Кремль искать переговоры и договоренности. Ведь сегодня выглядит так, что это западные лидеры просят Путина об аудиенции. Выход сейчас я вижу только один. Для перехвата инициативы нужно немедленно начать внедрение предвиденных на случай вторжения санкций, но постепенно, начиная с самых слабых. Каждую неделю должен вступать в действие один из пунктов санкционного пакета до тех пор, пока Кремль не продемонстрирует реальную готовность к деэскалации. Ежедневно в Кремле должны думать не о том, как сломать Украину и Запад, а как ликвидировать последствия санкций, и какой их пункт будет внедрен в следующий раз. Это не только сделает давление на РФ растянутым и постоянным, но и продемонстрирует готовность Запада полностью разрушить экономику России в случае агрессии. Кремль понимает только язык силы. Так с ним и нужно говорить».

Пока же мы видим наглую политику и преступные действия со стороны Москвы, которые остаются без санкционного ответа Западу. С конца прошлой недели Кремль резко обострил ситуацию на Донбассе. Во-первых, начал интенсивно обстреливать украинские позиции и объекты гражданской инфраструктуры по всей линии разграничения (среди украинских военнослужащих уже погибшие и раненные). Во-вторых, незаконные вооруженные формирования обстреливают или подрывают объекты на оккупированных территориях ОРДЛО, обвиняя в этом Вооруженные силы Украины. В-третьих, демонстрируются кадры о вроде бы обстреле российской территории, или пограничных пунктов в Ростовской области. В-четвертых, Москва устроила невиданный цирк по вывозу жителей ОРДЛО под видом беженцев, которые вроде бы убегают на территорию России. В-пятых, со стороны противника проводятся постоянные информационно-психологические операции.

В круглосуточном режиме российские пропагандисты распространяют многочисленные фейки, чтобы создать фон для возможного дальнейшего вторжения в Украину. Москва пытается любыми способами спровоцировать Киев на резкий ответ, чтобы обвинить потом во всех грехах. Поскольку этого не происходит, они сами в искусственном режиме создают эти поводы – обстрелы, взрывы, карусели беженцев. Для полноты картинки руководитель Следственного комитета России Александр Бастрыкин еще и поручил подчиненным возбудить уголовные дела из-за якобы атак украинских военных на Луганщине... В реальности же имеем совсем другую картинку. По факту сейчас россияне и их марионетки вылавливают мужчин по всей оккупированной территории, чтобы отправить их как «пушечное мясо» на фронт. Почему? Потому что никто не хочет откликаться на так называемую мобилизацию, которую объявили гауляйтеры «ДНР» и «ЛНР». Больше того, всеми своими действиями оккупанты фактически устроили гуманитарный кризис на Донбассе.  

Но и это не все. На днях самопровозглашенный президент Беларуси Александр Лукашенко опять побывал в Москве, где послушал очередные наставления «старшего брата». В результате младшему диктатору было сказано, что российские войска по завершению масштабных российско-белорусских учений «Союзная решимость» должны остаться на территории Беларуси на неопределенный срок. Это нужно Москве, чтобы референдум (назначен на 27 февраля) по внесению изменений в белорусскую Конституцию, что ослабляет власть президента, прошел под контролем и без эксцессов. А самое главное – так будет легче контролировать режим Лукашенко и угрожать Украине с севера.

То есть обещание Путина о том, что он выведет войска из Беларуси, а их там насчитывается около 30 тысяч, после учений прогнозируемо осталось обещанием. Все это является вызовом мировой системе безопасности, которую Москва годами разрушает. «Мы должны четко понимать, что прямо посреди Европы назревает новая война. Россия создала неприемлемую угрозу, угрожая войсками не только Украине, но и нам всем, архитектуре безопасности в Европе. Поэтому этот кризис – не «украинский кризис», мы должны быть очень осторожными с определением. Это – российский кризис. И мы призываем Россию немедленно отвести войска», – заявила на днях министр иностранных дел Германии Анналена Бербок. В понедельник этот тезис поддержал и глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, который написал в Twitter, что «это не украинский кризис, а российский кризис, поскольку его создала Россия».   

Видим, что Европа постепенно изменяет свое отношение к действиям Московии. Однако не настолько быстро, чтобы это предубеждало преступления Кремля. «Нам говорят, что у вас есть несколько дней, и начнется война. Я говорю, ок, примените сегодня санкции. Мне говорят, что мы применяем санкции, если будет война. Нам не нужны ваши санкции после того, как будет бомбардировка или если у нас больше не будет границ, или будут оккупированы части нашего государства. Зачем нам эти санкции», – заявил Президент Украины Владимир Зеленский во время выступления 19 февраля на Мюнхенской конференции по безопасности.

Больше того, в этот день Украина, наконец, открыто озвучила свои требования Западу. «Я впервые инициирую проведение консультаций в рамках Будапештского меморандума, – заявил Зеленский. – Украина делает это в четвертый раз. Но и Украина, и я – это делаем в последний раз. Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба уже получил поручение созывать соответствующие консультации. Если они опять не состоятся или по их результатам не будут приняты конкретные решения относительно гарантий безопасности для нашего государства, Украина будет иметь полное право считать, что Будапештский меморандум не работает, и все пакетные решения 1994 года поставлены под сомнение. Украина получила гарантии безопасности за отказ от третьего ядерного потенциала в мире. Оружия мы не имеем. Как и безопасности. Нет и части территории, которая по площади больше Швейцарии, Нидерландов или Бельгии. А главное – нет миллионов наших граждан. Всего этого нет. Но кое-что есть. Это право. Право требовать перейти от политики умиротворения на обеспечение гарантий безопасности и мира». 

Заявление Президента в этой части анализирует дипломат, эксперт по вопросам безопасности Игорь ЛОССОВСКИЙ:

– Альтернативы по безопасности для Украины. В прошлую субботу Украина стала свидетелем того, что знаменитый Будапештский меморандум (БМ) «О гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия» от 5 декабря  1994 г. опять стал, по крайней мере, в Украине, не главным ли информационным поводом геополитических и дискуссий относительно безопасности как среди политиков, так и экспертов-специалистов и широкой общественности.

Сначала Президент Украины Владимир Зеленский в своем насыщенном и эмоциональном выступлении на ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности напомнил миру о гарантиях, предоставленных Украине ядерными государствами, постоянными членами Совета Безопасности ООН в соответствии с БМ. Заявлено, что Украина в четвертый раз будет созывать консультации государств-гарантов БМ. Как известно, предыдущие три раза в 2014-2016 гг. это безуспешно пыталась сделать украинская дипломатия времен президента П. Порошенко. Россия тогда в ответ или просто игнорировала, или категорически отказывалась участвовать в таких консультациях, правовая норма о проведении которых была четко заложена в статье № 6 Меморандума, а именно, что страны-подписанты БМ (а также КНР и Франция, что присоединились к гарантиям, предоставленных БМ в форме отдельных заявлений, хотя в заявлении Франции и не содержалось опции об участии в консультациях) «будут  проводить  консультации  в случае  возникновения  ситуации, в результате которой возникнет вопрос относительно этих обязательств». Президент В. Зеленский также предупредил, что это в последний раз, когда Украина инициирует отмеченные консультации в рамках БМ. «Если они опять не состоятся, или по их результатам не будет гарантий безопасности, – Украина будет иметь полное право считать, что БМ не работает и все пакетные решения 1994 года были поставлены под сомнение.

В тот же субботний день, реагируя на выступление Украинского Президента Посол Германии в Украине А. Фельдгузен отметила программе «Україна-24», что «БМ - это, действительно, формат без юридических обязательств в рамках международного права. Но я думаю, что сейчас надо пробовать все, во избежание войны».

Не хотелось бы слишком глубоко анализировать тему осведомленности иностранных политиков и дипломатов в узких профессиональных вопросах международного права и конкретных его документов. Остается лишь пожелать уважаемым иностранным партнерам, позволяя себе определенные безапелляционные высказывания относительно жизненно важных для Украины вопросов внимательнее изучать матчасть, чтобы не выглядеть мало осведомленными. Иногда удивляют некоторые высказывания отдельных наших партнеров на тему правового статуса БМ, хотя и вежливы и благосклонны, но далеки от фактологической и профессиональной достоверности. Вот и уважаемая госпожа Посол не замешкалась. При всем уважении к ее хорошему владению украинским языком, лично ее и ее страны поддержки нашего Государства во многих важных сферах.

В этой связи можно также напомнить пресловутую мантру многолетнего российского внешнеполитического главы С. Лаврова о том, что Россия неуклонно придерживается обещаний, данных ею в БМ, а нарушают их только западные страны-гаранты. Что касается самих тех обязательств, то «по мнению» Сергея Викторовича, они заключаются лишь в том, что Россия гарантировала не применять против Украины ядерное оружие, чего, к счастью, до сих пор и не случилось. О том, что эти утверждения российского министра не отвечают действительности, может убедиться кто-либо, кто способен прочитать одну страницу текста Меморандума. Что это традиционная российская ложь и дезинформация, или господина начальника плохо пробрифинговали его подчиненные? Думаю, это вопрос риторический. Что возьмешь из «законодателя» хамовато-уличных традиций современной российской дипломатии, за 18 лет управления им МИДом России весь мир уже «привык» к его «высокопрофессиональному» хамству, дезинформационным мантрам и упрекам. Работа у него такая.

Научные международно-правовые исследования на предмет выяснения правового статуса БМ, которые проводились в 2014-2015 годах, позволили прийти к такому главному заключению – БМ является полноценным международно-правовым договором, обязательным для выполнения всеми его сторонами. Отмеченные выводы отвечают положениям Венской конвенции о праве международных договоров (1986 г.), другим нормам международного права и национального законодательства стран, а также зарегистрированы в ООН, как официальные документы Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи этой главной организации по безопасности в мире. Но не будем отвлекать читателей на профессиональные юридические детали. Сконцентрируемся на главном.

БМ не был заключен сам по себе. Он заключался в пакете с другими правовыми документами в 1994 г., о чем, справедливо идет речь в Заявлении Президента В. Зеленского на Мюнхенской конференции по безопасности. Это и Трехстороннее заявление Президентов Украины, США и России (Москва, 14 января 1994 г.), и Закон Украины «О присоединении Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г.». (Киев, 16 ноября  1994 г.) и собственно, Меморандум «О гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к ДНЯО» (Будапешт, 5 декабря  1994 г.).

В первом документе – Трехстороннем заявлении, в частности идет речь, что «Россия и США готовы предоставить Украине гарантии безопасности, как только… Украина станет государством-участницей ДНЯЗ, которая не владеет ядерным оружием». Там же идет речь, что к упомянутым гарантиям готова присоединиться и Великобритания. Второй документ, Закон Украины «О присоединении к ДНЯО» (дальше - Закон), принятый Верховной Радой Украины здесь является важнейшим, поскольку он не только одобряет факт приобретения Украиной безъядерного статуса, но и четко прописывает условия, при которых это должно было бы осуществиться, а именно, в последней статье № 6 Закона отмечается: «Данный Закон вступает в силу после предоставления Украине ядерными государствами гарантий безопасности, оформленных путем подписания соответствующего международно-правового документа». Следовательно, если БМ, заключенный на 19-й день после Закона, не является тем международно-правовым документом, который предоставляет Украине гарантии безопасности, то это значит, бытовым языком, что Украину обманули, а юридическим языком, что упомянутый Закон так и не вступил в силу, то есть, Украина не стала де-юре участником ДНЯО и до сих пор не имеет юридических обязательств «не принимать, не владеть, не производить, не передавать» ядерное оружие.

Вот такой себе правовой парадокс! Может он открывает для Украины какие-то новые политико-безопасностные горизонты и возможности? Могут ли такие неопровержимые юридические выводы удовлетворить и вдохновить все стороны мирового политико-безопасностного процесса, в первую очередь в контексте переговоров относительно проблематики ядерного нераспространения, которые ведутся мировым демократическим сообществом в разных форматах с Ираном и Северной Кореей? Есть ли, учитывая нерешенную проблему гарантий украинской безопасности, хотя бы какие-то дальнейшие перспективы переговоров по ядерному разоружению и нераспространению? Во все это трудно сегодня поверить. Значительно больше вопросов, чем ответов. Вместе с тем, в сегодняшних условиях острых экзистенциональных угроз выживания Украинской государственности, альтернатив есть немного: или полноправное членство в Альянсе демократических стран (что предоставило бы гарантии, о которых говорится в Законе), или возвращение к правовому статусу до 1994 года. Причем, это возвращение может состояться не потому, что таким будет решение Украины, а автоматически, лишь потому, что Закон о приобретении Украиной членства в ДНЯО так и не вступил в силу по вине ядерных держав, которые обещали быть гарантами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать