Царство свободы приобретается также сильным принуждением самого себя.
Михаил Грушевский, украинский историк, общественный и политический деятель

Россияне остановятся там, где их остановят украинцы

Какова ситуация с безопасностью на азовском направлении?
20 февраля, 2020 - 10:42
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Украина должна быть готова к отражению российской агрессии на любом направлении. В частности на азовском. Это можно сделать только наращиванием сил и огневых средств, оснащением армейских подразделений новейшими образцами вооружения. Напомним, что Азовское море — самое мелкое в мире, соединено с Керченским проливом. Максимальная глубина — 14 метров. Все грузы, очень необходимые для производственной деятельности металлургических гигантов Мариуполя и других промышленных предприятий, являющихся значительными донорами Государственного бюджета, поступают к ним именно по Азовскому морю.

«ВОЦАРИТЬСЯ НА АЗОВЕ ПОМОГУТ САМИ УКРАИНЦЫ...»

Если не принимать во внимание события вокруг острова Тузла, который россияне пытались присвоить осенью 2003 года, то, выражаясь морской терминологией, Азовское море до весны 2014-го, не штормило. Но тогда все изменилось: «старшим братьям» показалось, что украденного у Украины Крыма и части  оккупированного ими же Донбасса им мало. И свой алчный глаз хозяин Кремля положил на Азовское море: чуть ли не каждый день российские моряки начали прибегать к провокациям против украинских судов, в том числе с задержанием. В первую очередь тех, которые направлялись в Мариуполь, Бердянск, где сосредоточено много промышленных гигантов нашего государства, которые в значительной мере наполняют государственный бюджет. Поскольку из-за провокационных действий россиян они терпели многомиллионные убытки, то, конечно, и отчисления в государственный бюджет сокращались.        

Впрочем, они провоцировали и провоцируют не только экономические убытки: подобная политика на море может привести в недалеком будущем и к социально-политической дестабилизации ситуации в этом регионе, что очень на руку нашим соседям. Например, если остановятся металлургические и другие комбинаты, на которых работают десятки тысяч рабочих, люди останутся без работы. И без куска хлеба. Учитывая ежедневное зомбирование российским ТВ, которое умеет фальсифицировать факты, привлечение агентов ФСБ и другие факторы, они будут обвинять во всех своих бедах украинскую власть. И попробуй объясни им, кто в действительности виноват!.. Кстати,  нашими спецслужбами были зафиксированы проявления массового недовольства рабочими этих предприятий, которые в своих бедах обвиняли исключительно украинскую власть.

Достаточно красноречивым является откровенное признание российского клоуна-политика Владимира Жириновского, устами которого официальный Кремль давно озвучивает свою политику относительно тех или иных событий, а то и целых стран:

— Воцариться на Азове нам помогут сами украинцы. В первую очередь обычные работяги из промышленных центров, расположенных там.

Еще одним объяснением провокаций россиян может быть попытка заставить Украину возобновить поставку воды в  Крым: пресной воды на полуострове не хватает не только для хозяйственной деятельности, но и для жителей полуострова. А эксперты говорят, что за последующие несколько лет ее запасы исчерпаются вообще. Следовательно, блокада, задержание морских судов в Азовском море стали одной из составляющих так называемой гибридной войны: если не удается истощить противника военным путем, то в ход идут «мирные» варианты его побуждения к выполнению своих условий.

А вспомним события, которые произошли в ночь на 25 ноября 2018 года, когда три украинских военных судна — два малых бронированных артиллерийских катера «Бердянск» и «Никополь», рейдовый буксир «Яны Капу» вышли из Одессы и направились в Мариуполь. Чтобы добраться туда, они должны были войти в Азовское море через Керченский пролив. В соответствии с соглашением 2003 года Азовское море — это внутреннее море двух государств, а значит, гражданские и военные суда под флагами Украины и РФ могут беспрепятственно заходить через пролив и идти в свои порты. А согласно статьям 17, 38 Конвенции ООН по морскому праву и статье 2 Договора между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, военные корабли Украины пользуются свободой судоходства в Керченском проливе и Азовском море. А это значит, что  могут осуществлять проход через Керченский пролив в любое время. Но для россиян законы, в том числе и международные, не писаны. К чему привели их действия — известно.

МИНА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

Справедливости ради надо сказать, что сегодняшние проблемы в  Азовском море были — по большому счету — запрограммированы  еще в 2003 году, когда Украина и Россия заключили двусторонний договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Вот что говорит по этому поводу  экс-заместитель министра по вопросам оккупированных территорий Георгий Тука:

— Согласно действующим нормам, заложенным в настоящий документ, и украинские, и российские силовые структуры имеют право останавливать и осматривать корабли. Ограничений не существует. Речь идет не о нарушении права, а о злоупотреблении правом.

Возникает вполне закономерный вопрос: что же делать Украине в такой ситуации? Существует несколько вариантов решения этой проблемы. Денонсировать настоящий договор? Но специалисты по морскому праву говорят, что этого делать никоим образом нельзя. По крайней мере пока. По словам юриста-международника Ольги Буткевич, существующий договор дает возможность заявлять о нарушении со стороны Российской Федерации в Международном трибунале по морскому праву. Это мнение поддерживает и профессор кафедры международного права и международных отношений Одесской юридической академии Тимур Короткий.

— Денонсировать договор в одностороннем порядке Украина потенциально может, — говорит он. —  Однако я бы осторожно относился к этому вопросу, поскольку тогда Украина лишится правовой основы, на основании которой сможет призывать Россию к ответственности, оценивать противоправность ее действий.

ВЫСАДЯТ ЛИ РОССИЯНЕ МОРСКОЙ ДЕСАНТ?..

И военные, и независимые эксперты склоняются к мнению, что такая вероятность не является фантастической, поскольку для этого у России достаточно сил и средств. А наши Военно-Морские Силы по этим показателям уступают: такова горькая правда. Но это не значит, что Украина должна встречать непрошеных гостей хлебом-солью.

— В сложившихся условиях нужно больше заботиться о защите побережья, — говорит военный эксперт Валентин Бадрак. — Например, заминировать  если не все подступы к морю, то наиболее опасные участки. Ну а на тех, которые нужны нам, украинцам, для пользования, создать все условия для оперативного установления минного заграждения, проведения противодесантных операций.

Некоторые скептики, прочитав эти строки, могут сказать: у нас, по сравнению с российской армией, достаточно примитивные средства поражения надводных целей, в частности тех же десантных кораблей, которые задействуют для высадки десанта. Но это далеко не так. Для примера возьмем «Нептун» — мобильную ракетную установку, разработка которой достаточно активно ведется. Чтобы читатель лучше понял ее возможности, приведу тактико-технические характеристики. Итак, «Нептун» — это комплекс крылатых ракет наземного базирования с противокорабельными ракетами. Назначение — уничтожение или существенное поражение боевых кораблей и береговых радиоконтрастных целей как в обычных, так и в сверхсложных метеорологических условиях. В любое время суток. Дальность стрельбы: 7—280 километров. «Нептун» способен запускать по целям 16 ракет, а время его разворачивания составляет всего 15 минут. Ввиду этих ТТХ наличие этой противокорабельной установки позволяет эффективно защищать акваторию не только Азовского, но и Черного морей. По словам генерального конструктора — генерального директора государственного конструкторского бюро «Луч», где и рождается «Нептун», Олега Коростилева, разработка ракеты завершена. Осталось провести испытания, направленные на улучшение боевых характеристик. Остается одно: достаточное финансирование работ и ускорение «запуска» «Нептуна» в серийное производство.

Впрочем, военное ведомство, не ожидая «Нептуна», тоже не сидит сложа руки. В частности, в Бердянск отправили несколько бронекатеров. По неофициальной информации, в ближайшее время предусматривается построить не менее 10 катеров, способных более или менее успешно бороться с надводными целями. Из них планируется создать тактическую группу, местом базирования которой станет один из южных портов.

— Отсутствие сильного морского потенциала со стороны ВС Украины можно компенсировать за счет отдельных компонентов сухопутных войск, — считает бывший заместитель начальника Генерального штаба ВС Украины генерал-лейтенант Игорь Романенко. — В частности, артиллерии, реактивных систем залпового огня и танков, готовых вести огонь по морским целям. А также  вертолетами Ми-24, штурмовиками Су-25 и бомбардировщиками Су-24, которых у нас, слава богу, хватает.

Украина уже получила несколько сторожевых американских катеров типа «Айленд». Дания тоже не против продать Киеву три минных тральщика. И все же, к сожалению, всего этого не достаточно для достойного отпора врагу, если он попытается атаковать нас с моря. Поэтому остается еще два варианта решения этой проблемы.

В сложившихся условиях нужно больше заботиться о защите побережья, — говорит военный эксперт Валентин Бадрак. — Например, заминировать  если не все подступы к морю, то наиболее опасные участки. Ну а на тех, которые нужны нам, украинцам, для пользования, создать все условия для оперативного установления минного заграждения, проведения противодесантных операций

Первый — международная помощь, то есть усиление санкций со стороны США и стран Европы. А резервов тут столько, что хоть пруд пруди. Но будут ли они использованы — вопрос не к украинским политикам. Второй — укрепление боевой готовности береговых частей наших Военно-Морских Сил, предназначенных для отражения агрессии со стороны моря. И в этой области кое-что делается.

ГОТОВИМСЯ К ЗАЩИТЕ ПОБЕРЕЖЬЯ

К чести наших военных, к возможной высадке морского десанта они начали готовиться еще в 2015-ом. Например, в районе Мариуполя, который является  прифронтовым городом, построены оборонные заграждения, другая инфраструктура, которая будет использоваться в час «Х».

Усилена армейская группировка Вооруженных Сил в направлении Азовского моря.  Например, участились военные учения, на которых отрабатываются варианты возможных действий. Причем с боевой стрельбой танков и бронированных машин пехоты: экипажи танков Т-64 и БМП выполняют задачи по стрельбе по условному врагу и тактике ведения боя.

— В военном отношении украинское побережье Азова надежно защищено, — заявил после инцидента с украинскими военными кораблями генерал-лейтенант Сергей Наев — на то время командующий ООС, а сегодня заместитель начальника Генерального Штаба ВС Украины. — В частности, со стороны акватории Азовского моря проведен целый комплекс мероприятий по совершенствованию системы обороны, с командованием ВМС ВС Украины налажено взаимодействие по вопросам обмена разведывательной информацией о воздушной, наземной и морской обстановке, создана и группировка противодесантной обороны.

Рискнет ли российское руководство отдать приказ атаковать Украину еще и с моря — точно не известно. Но, зная аппетиты Путина и его кремлевской стаи, исключать такую вероятность не стоит. Следовательно, нужно быть готовыми и к такому сценарию. Ведь события вокруг Крыма и Донбасса убедительно доказали: россияне остановятся там, где их остановят сами украинцы.

Сергей ЗЯТЬЕВ
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ