С чем пойдут партии на выборы?
Эксперт: «Практика, действовавшая при предыдущих президентах, жива до сих пор. Проще купить голоса избирателей, чем провести полноценную избирательную кампанию»
До местных выборов в Украине остается все меньше времени. И хоть кампания еще фактически не начата, она уже идет полным ходом, как бы в скрытом режиме. Парламентские и внепарламентские партии активно готовятся к выборам, создают штабы, согласовывают своих кандидатов, потихоньку разворачивают агитационную работу. Но выборы — это шанс не только для, так сказать, опытных игроков. Выборы, особенно местные, являются прекрасным шансом для новых политических сил заявить о себе и о своей позиции. Ведь основная цель любой политической партии — власть, и настоящая партия всегда этого хочет.
Но в Украине принципы политологии часто не действуют, поэтому создание новых политических партий для участия в выборах накануне этой гонки никому странным не кажется. Но это одна сторона медали. На другой — фактическая торговля маленькими, неизвестными широкой общественности партиями для дальнейшей раскрутки, ребрендинга и участия в тех же выборах.
Конечно, такие явления не очень способствуют демократическому развитию нашего государства. К тому же такие партии не имеют идеологической составляющей, то есть их платформа — это набор лозунгов, призывов и обещаний, не подкрепленных какими-либо идеологическими догматами и часто противоречащих друг другу. А это крайне опасно из-за того, что проводники таких партий не имеют целостного комплекса действий по решению проблем общества или всего государства, а стремятся лишь попасть в выборные органы для отстаивания своих интересов и решения собственных проблем.
Фактически среди представленных в Верховной Раде партий, которые бы имели четкую идеологию и насчитывали хотя бы 10 представителей, нет. Да и абсолютное большинство из зарегистрированных в Украине 242 партий (на 1.07.2014) какой-либо определенной идеологии не имеют. По большому счету эти партии никакого влияния на обстановку в стране не оказывают и по факту являются зарегистрированными в Минюсте клубами по интересам.
Провозглашение независимости Украины дало мощный толчок делу создания политических партий. Но подавляющее большинство из «новорожденных» были не особо жизнеспособными и не могли конкурировать с двумя политическими гигантами того времени — Народным рухом и Коммунистической партией.
Избранный в 1994 году президент Леонид Кучма своей партии не имел и шел на выборы как независимый кандидат. Но во времена его правления появилась крайне негативная тенденция создания партий неидеологических, партий для потребностей конкретного момента, которые не имеют идеологических целей. Партии потеряли одно из своих основных свойств — выражение воли граждан. Финансирование партий осуществлялось непрозрачно, без каких-либо публичных отчетов, а часто через партии банально отмывали деньги. С точки зрения руководителя социологической службы «Украинский барометр» Виктора Небоженко (которую он высказал еще в 2006 году), финансированием партий «занимаются бизнес-структуры и делают это более наивно, чем они финансируют бизнес». «То есть, как правило, бизнес-структуры среднего уровня стремятся помочь сразу нескольким партиям, — продолжает политолог. — Во время президентских выборов вариантов всего два: всем бизнес-структурам приходится становиться на чью-то сторону, а во время парламентских даже трудно сказать, есть ли такая бизнес-структура, которая бы не принимала участия, хотя бы косвенно, в политике. Под понятием «финансирование» могут быть очень разные вещи: бизнес-структуры могут предоставлять просто посреднические услуги. Очень важно, чтобы эффективно работали так называемые темные финансовые ресурсы, потому что на открытый партийный бюджет сильно не разгонишься». Так произошло потому, что появились могущественные бизнес-группы, стремившиеся перенести свое влияние в политическую плоскость. Такие партии создавались не как классическое объединение единомышленников, а как группы лоббистов для продвижения своих бизнес-интересов. Кроме того, зачем создавать идеологические проекты, которые могут быть невостребованы обществом, если прекрасно действуют популистская риторика и демагогия? Не следует также забывать о низком уровне политической культуры большинства населения. В Украине времен президентства Кучмы этот уровень был очень низким, поэтому возникновение партий без четких целей никого, кроме специалистов, особо не волновало.
Явление приобретения маленьких партий за кругленькие суммы возникло несколько позже, но крепко укоренилось в украинской политической системе. Приобрести партию легче, чем создавать ее с нуля, потому что даже маленькая партия имеет свою структуру, на базе которой можно развивать сеть крупных масштабов. В условиях приближения выборов и предвыборной кампании, когда каждый день важен, это имеет большое значение. К выражению интересов граждан эти структуры абсолютно никакого отношения не имели и не имеют. Ни о какой партийной идеологии речь также не шла. В Украине 1990-х фактически существовали ровно две партии, имевшие отношение к какой-то идеологии. Это Народный Рух и Компартия. Народный рух впоследствии стал прекрасной иллюстрацией поговорки «где два украинца — там три гетмана» (не исключено, что ему помогла тогдашняя власть) и распался в 1999 году, а Коммунистическая партия с течением времени плавно превратилась в сателлита Партии регионов и о каком-либо «отстаивании интересов рабочего класса» забыла, как о страшном сне.
Вообще, вновь созданная или реформированная партия почти всегда стремится привлечь избирателя агрессивной и дорогой избирательной кампанией, популистскими призывами и демагогией. В ход также идет эксплуатация актуальных проблем сегодняшнего дня. Инструменты черного пиара используются регулярно, потому что новая партия приходит в уже фактически поделенное электоральное пространство, и ей нужно закрепиться там любой ценой.
Каждые следующие выборы «чистили» партийную систему от нежизнеспособных политических проектов. Некоторые оказались довольно живучими, несмотря на свою идеологическую незрелость. Такие партии возглавляли известные и раскрученные политики. К примеру, партия Юлии Тимошенко держалась и держится только на ее лидере. Как только Юлия Владимировна попала в тюрьму, откуда не могла регулярно появляться в медиапространстве, ее партия медленно стала терять популярность, а часть однопартийцев экс-премьера принялась за создание собственных политических партий или быстро перебежала в другие такие объединения.
Казалось, что после Революции Достоинства такие, мягко говоря, не очень демократические практики создания партий «под выборы» или ребрендинг и раскрутка малоизвестных партий должны уйти в прошлое. Но этого не произошло. Наоборот, две партии, набравшие большинство голосов на общегосударственном уровне — «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт», эту надежду опровергли. «Солидарность», ставшая БПП, была реанимирована перед парламентскими выборами, потому что еще 30 декабря 2013 года была снята с регистрации. «Народный фронт» был создан в конце марта, и активность начал проявлять тоже ближе к выборам. О таких мелочах, как более-менее стройная идеология, даже не шла речь, потому что, например, «Блок Петра Порошенко» является, так сказать, сборной политиков разных взглядов, и об исповедании одной идеологии нет и речи. «Народный фронт» также является такой сборной, в которой присутствуют люди военные и опытные политики, что тоже не способствует достижению согласия.
То есть практика, действовавшая при предыдущих президентах Украины, жива до сих пор. И о преодолении этого недостойного явления пока речь не идет. Выборы 2014 года — и президентские, и парламентские, показали это. И похоже, что местные выборы каким-то исключением из правила не станут. Казалось, что после событий Революции Достоинства таких фактов не должно быть априори. Но сами активисты Майдана в довольно больших количествах вошли во вновь созданные или переименованные партии с громкими названиями, но без четкой идеологии. И не возмутились, а восприняли как данность.
Подытоживая вышесказанное, ничего не мешает в нынешней, постреволюционной Украине создать политический проект под выборы. Хоть Революция Достоинства и изменила кардинально политическую ситуацию в нашем государстве, но многие схемы остались неизменными, потому что одинаково выгодны и властям, и оппозиции, и представителям олигархии. Эта практика настолько глубоко въелась в политическую жизнь, что не вызывает особо негативной реакции общества, а тем более политикума. Конечно, это не самая главная на сегодняшний день проблема Украинского государства, но весьма показательная.
Подтверждением этого является создание партии «Укроп». Учредительный съезд этого объединения должен состояться 12 июля, за 105 дней до выборов. Борис Филатов, подтвердивший участие в этом проекте, заявил, что цель партии — «быть представленными в местных советах. Мы не рассчитываем на большинство, но хотим обязательно присутствовать в большинстве областей. И влиять на власть». Политолог Владимир Фесенко считает, что «Укроп» будет работать в первую очередь на победу в Днепропетровской области, а также будет нацелен на патриотический электорат Центральной и Западной Украины.
В заключение стоит отметить, что появление и перерождение партий — не единственная проблема грядущих выборов. Например, директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель считает, что местные выборы будут характеризоваться подкупом избирателей. «Практика прошлых лет показала, что проще купить голоса избирателей, чем провести полноценную избирательную кампанию. То есть берем бюджет любого кандидата или политической силы, делим на количество голосов, которые они получили, и понимаем: несколько сотен гривен — это намного проще», — сказал Кошель.
Выпуск газеты №:
№118, (2015)Section
Подробности