Сила на море
Действия России в Приазовье — это лишь этап последующей военной и экономической экспансииЧем ответит Украина?
Четыре года длится вооруженная агрессия РФ против Украины. Четыре года оккупированы Крым и часть востока Украины. Четыре года звучат заявления о необходимости восстановления наших военно-морских сил, тем более что Украина понесла огромные потери в этом секторе в результате оккупации не только ее территории, но и акватории.
Перед началом нового года в интервью газете «День» вице-адмирал Военно-морских сил Вооруженных сил Украины, командующий ВМС Игорь ВОРОНЧЕНКО заявил: «Для нас важным является момент скорейшего формирования оборонного инструмента на море. Это, безусловно, «москитный флот», который может адекватно отреагировать на угрозу с морского направления. Скорость, минимальный ресурс — это базовые факторы для такого флота, который должен развернуться в краткосрочном периоде. Это не значит, что мы отказываемся от более масштабного флота». Тогда Игорь Воронченко также сообщил, что продолжается разработка стратегии реформирования ВМС Украины до 2035 года.
Как видим, действия России в акватории Азовского моря лишь подчеркнули значение максимального усиления украинского флота. Пока потерянный Крым — это не только потеря полуострова. Это потеря львиной доли своего присутствия и влияния в Черном море. Для миролюбивой Украины Крым был больше дотационным регионом. Для имперской России он является военным плацдармом. Более того, оккупация Крыма для Украины является фактическим коллапсом использования Азовского моря, которое оказалось «закупоренным» вследствие упомянутых действий РФ. А это означает блокирование украинских портов, в частности Мариуполя. Можно вспомнить спекуляции российской пропаганды относительно «блокады Донбасса». Так вот мы имеем не пропагандистскую, а реальную блокаду Россией украинского Приазовья.
И тут стоит вспомнить недавнее заявление американского эксперта, президента Джеймстаунского фонда в Вашингтоне Глена ХОВАРДА изданию «Апосторф»: «Считаю, что ситуация — очень серьезная. Украина уже потеряла Крым и сейчас рискует полностью потерять контроль над Азовским морем — я имею в виду не военные, а коммерческие потери. Если Украина останется без торговли сталью из Мариуполя, это станет «землетрясением» для экономической системы Донбасса. Это очень серьезно».
Разумное мнение, ведь, как известно, Россия свою военную силу активно применяет для подавления украинского потенциала во всех сферах — прежде всего экономических и гуманитарных (тотальная русификация оккупированных территорий). В этом плане очевидным является то, что блокада украинских приазовских портов — это лишь этап для последующей российской экспансии, как военной, так и экономической. И тут крайне необходимо обратить внимание не только на строительство собственного флота, но и на дипломатию, то есть отношения со странами Причерноморья. В этой сфере стоит признать, у нас также не все в порядке — Румыния с ее амбициями на Дунае, латентно пророссийская Болгария, Турция, которая периодически смотрит в сторону России. Все это огромный узел проблем, который должны развязывать дипломаты. Мы, с одной стороны, имеем явно хилую политику своего представительства в ключевых странах (годами не назначались послы, Украина длительное время даже не имела своего официального представителя в НАТО), а с другой — очевидное торможение строительства своих военно-морских сил на существующей базе. Пока Украина разрабатывает стратегии до 2035 года, Россия на практике демонстрирует активное давление и доминирование не только на суше, но и на море.
Продолжение темы: ВМС Украины: что имеем?
Выпуск газеты №:
№152, (2018)Section
Подробности