Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Смертельная миссия

«Есть большие сомнения относительнореальности ввода военного контингента ООН на Донбассе. Украина должна сама достичь такого уровня обороноспособности, чтобы навести порядок на своей территории», — эксперт
24 апреля, 18:57
ФОТО РЕЙТЕР

В воскресенье у населенного пункта Пришиб Луганской области, на территории, которая контролируется российскими оккупационными войсками, был подорван автомобиль ОБСЕ, в результате чего представитель этой миссии, гражданин США, погиб, остальные его коллеги получили ранения. Причина — подрыв на мине. Инцидент этот является исключительным, ведь подобной трагедии не случалось.

Срочно появилось заявление от Президента Украины Петра Порошенко о необходимости ввода на Донбасс миротворческого контингента под эгидой ООН. Об этом шла речь в телефонном разговоре с госсекретарем США Рексом Тилерсоном. В СМИ друг за другом появились заявления глубокой обеспокоенности в связи с гибелью представителя ОБСЕ. Реакция последовала и от МИД РФ, где назвали подрыв автомобиля ОБСЕ провокацией, «направленной на подрыв процесса урегулирования конфликта на Донбассе». По мнению МИД РФ, эта провокация выгодна тем, «кто не заинтересован в выполнении политических, экономических и гуманитарных положений минского «Комплекса мер». Ну, и, конечно, Москва хочет, чтобы были проведены переговоры на уровне Киева, Донецка и Луганска. То есть, опять же, Кремль не упускает повода заговорить о прямых переговорах между Киевом и марионетками Кремля, то есть фактически признать их стороной. Цинизм заявлений российской стороны предсказуем, и все же мировое сообщество в своих реакциях должно было бы сначала акцентировать внимание на первопричине подобных трагедий. До нападения РФ на Украину ни война, ни АТО, ни тысячах смертей никому даже не представлялись. Кого же в результате обвинило ОБСЕ?

ФОТО РЕЙТЕР

Первый заместитель председателя Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине Александр Хуг заявил, что закладывание мин на дороге, где подорвался патруль организации, противоречит Минскому меморандуму от 2014-го года, и призвал все стороны разминировать территории. Сами же пророссийские бандиты «ЛНР» заявили, что автомобиль ОБСЕ «отклонился от основного маршрута и двигался по второстепенными дорогами». То есть поехал по проложенному россиянами минному полю. Председатель в ОБСЕ глава Министерства иностранных дел Австрии Себастьян Курц заметил, что деятельность миссии «слишком часто усложнена угрозами, ограничением доступа путем дезинформации или уничтожения ее технических средств». Генеральный секретарь организации Ламберто Заньер в понедельник, 24 апреля, заявил: «ОБСЕ начала расследование инцидента и ожидает максимального сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами». При этом Заньер возложил ответственность за трагедию «на обе стороны». И здесь, опять же, звучит тема «сторон».

Так кто же эта вторая сторона? Кремлевские наемники или сам Кремль? Эта деталь «ответственности всех сторон» подчеркнула условия правовой неопределенности, в которых находится оккупированная часть Донбасса. Ведь, действительно, никакого документа, который бы официально признавал эту территорию оккупированной нет. Термин «временно неподконтрольная Украине территория» никак не корреспондируется с обязанностями оккупанта удерживать занятую территорию. Опять же, возникает уже классический вопрос — АТО или война? Если АТО, то, согласно международным нормам, ли не на стране ли, проводящей антитеррористическую операцию, лежит ответственность за потери среди мирного населения? Другое дело, что сам ОБСЕ уже три года как имеет возможность наглядно убедиться в том, что на Донбассе идет не борьба с «террористами», которых Путин записал в трактористы и шахтеры, а война с агрессором и оккупантом, то есть РФ и ее наемниками. Как Украина может гарантировать безопасность кому-либо в Луганске или Донецке?

Первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко на своей странице в «Фейсбуке» отреагировала: «Раньше боевики только угрожали наблюдателям СММ ОБСЕ, запугивали их, блокировали и не пускали машину, обыскивали, клали лицам в снег и так держали. Теперь начали подрывать. Очевидно, что это акт запугивания, давления на миссию с целью остановить ее работу, завалить инициативу увеличения миссии».

«Всем нам было очень больно узнать о гибели представителей миссии ОБСЕ на Донбассе, — комментирует «Дню» бывший председатель Министерства внешних дел Владимир Огрызко. — Это трагическое событие является очередным свидетельством того, насколько сложная ситуация на оккупированной территории. Но меня не покидает мысль, почему в том числе ОБСЕ не реагирует таким же образом на ежедневные сообщения о гибели украинских граждан, и в частности украинских военных. Подчеркиваю — мы теряем почти ежедневно по несколько человек. Это смерти от рук оккупанта. Нет ли здесь подхода с двойным дном? Произошла трагедия с представителем ОБСЕ, и мы видим целую волну заявлений и требований о расследовании и наказании виновных. Но когда убивают украинских граждан, то почему у них не возникает вопросов — кто в этом виноват? Поэтому Украина должна сама достичь такого уровня обороноспособности, чтобы без каких-либо миссий, в том числе наблюдательных или военных, могла навести порядок на своей территории. За нас это никто не сделает. Я имею большие сомнения относительно реальности ввода военной миссии ООН на Донбассе. Причина проста — Совет безопасности ООН, где присутствует РФ (об уровне представителей РФ мы все уже знаем), никогда не примет решения такого плана. РФ это не выгодно, ведь тогда все преступления Кремля будут фиксироваться. А это будет означать, что РФ лишится инструмента дестабилизации Украины. Она не для того начинала войну против нас, чтобы от этого отказываться. Поэтому я не верю в подобные заклинания о возможности ввода военной миссии на Донбасс и считаю, что единственный аргумент, который у нас есть, это наша способность нанести агрессору очень болезненный ответный удар для того, чтобы его потери не были соизмеримы с теми преимуществами, которые он хочет получить от своей агрессии».

Тема возможного ввода миротворческой миссии ООН на Донбасс поднимается давно и тоже имеет много спорных вопросов. Понятно, что РФ как член Совета безопасности ООН будет саботировать введение подобной миссии. С другой стороны, что именно может дать эта миссия Украине для урегулирования вооруженного конфликта, то есть де-факто войны? Конечно, наличие такого контингента на востоке Украины будет означать переход к так называемым выборам на оккупированной территории. При этом под термином «военная миссия» многие понимают полноценный военный контингент. В действительности, как показывает мировой опыт, слово «военная» в данном случае является довольно условным. По сути, против мощного анклава, который создала на Донбассе Россия, такой контингент ООНовцев будет беспомощным. Особенно, если среди такого контингента будут россияне, что вполне вероятно.

«Конечно, как луганчанин и гражданин Украины я всячески поддерживаю заявления президента относительно ввода военной миссии ООН на Донбассе, — говорит «Дню» общественный деятель Денис Денищенко. — Если у него такое убеждение есть, то уверен, что в законодательном поле можно создать для этого предпосылки. Я не могу понять, почему представители ОБСЕ возлагают ответственность за гибель их члена на обе стороны. Абсолютно очевидно, что виновата в этом сторона оккупанта. Существует термин «временно неподконтрольная Украине территория». Отсюда вытекают и юридические последствия ответственности. В настоящий момент эту территорию контролирует РФ. Пусть РФ и отвечает за свои преступления. Не исключаю, что подрыв автомобиля ОБСЕ был провокацией РФ. Убежден, что мировой общности давно нужно принимать более серьезные меры вплоть до ввода военной миссии ООН. Вообще существует проблема с тем, что местное население точно не понимает роли ОБСЕ. Только если с нашей стороны идет разъяснение сферы деятельности ОБСЕ, то на оккупированной территории РФ делала все, чтобы ОБСЕ воспринималось как как сторона конфликта. Такое искажение понимания деятельности ОБСЕ делалось преднамеренно. Оккупант не скрывал даже, что готовит провокации в отношении ОБСЕ, что зафиксировано на видео. Можно сказать, что упомянутая трагедия с представителями ОБСЕ стала определенным плодом предыдущей деятельности оккупанта».

В действительности условия пребывания миссии ОБСЕ на оккупированной территории Донбасса исключительные. ОБСЕ упрекали в их «подслеповатости», когда ее представители не замечали очевидных нарушений оккупантом режима тишины, прав людей и тому подобное. В свое время даже случались скандалы вокруг «гулянок» ОБСЕшников в роскошных ресторанах Луганска и Донецка. Но значение работы ОБСЕ трудно переоценить в условиях тотального бесправия и доминации оккупационной власти, особенно в моменты заострения конфликта. С другой стороны, заявления представителей ОБСЕ о «вине» обеих «сторон» и требования разминировать территории во время непрекращения агрессии со стороны РФ, выявляют глубинное непонимание всей сложности ситуации. В конце концов, на войне, как на И отвечать должен тот, кто ее начал.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать