Станет ли МВД «супервайзером»?
Сегодня парламент рассмотрит законопроект «О Национальной полиции»: суть, риски и перспективы
Сегодня Верховная Рада должна рассмотреть законопроект, поданный Кабинетом министров, «О Национальной полиции». Целью его принятия является «создание органа исполнительной власти, который будет служить обществу и предназначен для охраны прав и свобод человека, противодействия преступности, поддержания публичного порядка и общественной безопасности», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Также он должен определить правовые принципы организации и деятельности Национальной полиции Украины, статус полицейских и порядок прохождения службы в полиции.
Однако и в этом вопросе не обошлось без скандалов. Народные депутаты Игорь Луценко и Виталий Куприй собираются подать альтернативный законопроект №1692-1, который до этого был основным, но, по словам Луценко, был отозван с нарушением процедуры. «Он был включен в повестку дня, и снять его может только Верховная Рада голосованием, — цитирует депутата УНИАН. — Однако решили его снять кулуарно как препятствие правительственному законопроекту, который в тот же день был зарегистрирован».
Инициаторами альтернативного законопроекта были также представители «Самопомочи» Елена СОТНИК, Павел КОСТЕНКО, Оксана СЫРОЕД и Руслан СИДОРОВИЧ, но они отозвали свои подписи, согласившись на правительственный документ, в который было согласовано внести принципиальные замечания депутатов. «К сожалению, у нас не совпадает виденье с некоторыми политическими силами в том, как быстро должна реализовываться реформа, — комментирует «Дню» Елена Сотник. — У нас было виденье квантового прыжка, а у них — медленные небольшие изменения. Правительственные чиновники не захотели реализовать наш первый действительно реформаторский законопроект, поэтому его принятие оказалось под угрозой. В связи с этим мы согласились принять позицию правительства, существенно доработав ее ко второму чтению. Ведь если наш законопроект касался финансовой полиции, пограничной, муниципальной и так далее, то правительственный касается только патрульной и криминальной полиции. Кроме того, кое в чем он является рамочным, в нем не прописаны функции, дисциплинарная ответственность, нет механизма индивидуального распознавания полицейских. Но то, что сейчас происходит в МВД, продолжаться не может. Ведь если мы станем в клинч, не изменим систему, то через 2—3 месяца страна захлебнется от количества преступлений, растущего с каждой неделей».
Что же касается первого многострадального комитета, который Игорь Луценко собирается подавать уже как альтернативный, Сотник объясняет: «Согласно регламенту, альтернативный законопроект не остается актуальным, но я буду способствовать тому, чтобы коллеги разобрались, каким образом он был отозван без их подписей. Но пока в среду на комитете, а в четверг в Раде будет рассматриваться единственный законопроект, поданный правительством. Если будет позитивный вывод комитета, у него есть шансы быть проголосованным в первом чтении. Но законопроект еще нужно очень серьезно доработать, и мы будем это делать, пользуясь наработками к нашему первому законопроекту. Если он будет поддержан в первом чтении, хорошо доработан и переделан, то до конца этой сессии мы сможем его принять окончательно».
Так что же удастся изменить в МВД — вывеску «милиция» на «полиция» или всю суть и содержание органов внутренних дел? На этот вопрос уже в ближайшие недели дадут ответ народные депутаты. А пока видим, как взгляды сторонников качественных изменений снова сталкиваются с упрямством ретроградов в погонах и высоких кабинетах. Последние пытаются максимально сохранить старую систему в новых украинских реалиях, и только публичность и открытость процессов реформирования Министерства внутренних дел могут взять верх. Свидетельство тому — последние громкие увольнения заместителя министра Авакова Сергея Чеботаря, у дома которого были избиты журналисты, и начальника ГАИ Александра Ершова, семья которого жила довольно роскошно.
ЕВГЕНИЙ ЗАХАРОВ: «В СТРАТЕГИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕАЛИЗУЮТСЯ ПРИНЦИПЫ ДЕПОЛИТИЗАЦИИ, ДЕМИЛИТАРИЗАЦИИ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ»
О сути законопроектов и перспективах реформирования МВД «День» пообщался с председателем экспертного совета по реформированию МВД и правам человека при МВД, председателем правления Украинского Хельсинского союза по правам человека, директором Харьковской правозащитной группы Евгением ЗАХАРОВЫМ:
— В Верховной Раде должны быть приняты четыре законопроекта, которые направлены на то, чтобы создать законодательную базу для тех институционных перемен, которые сегодня внедряются в милиции. Это в частности создание новой патрульной полиции на базе реорганизованных ГАИ и ППС, введение на дорогах видеонаблюдения, радаров и автоматической фиксации правонарушений с соответствующей реакцией. После этого вы уже не увидите гаишников, которые 40 минут пишут протокол нарушителю. Будет реализована система штрафов онлайн с смс-сообщениями, а водители смогут на видео посмотреть фиксацию своего нарушения. Именно с этим связан скандал о норме относительно отмены презумпции невиновности для административных правонарушений. Имелось в виду правонарушение относительно безопасности дорожного движения, ведь штрафы-онлайн налагаются без решения суда. Законопроекты отображают новый подход к МВД, которое превращается в новую институцию. Еще нужно много изменений, чтобы внедрить данные законы, но и сделано немало.
Законопроект «Об органах внутренних дел» описывает новую структуру МВД, которое будет выглядеть как супервайзер, который руководит, ведет законодательное и информационное обеспечение деятельности четырех органов — Национальной полиции, Государственной миграционной службы, Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, Государственной пограничной службы и пятого независимого органа — Нацгвардии. Они будут входить в МВД, но министр не будет напрямую руководить этими органами. У каждого из них будет свой руководитель, каждый орган будет иметь свой бюджет, отдел кадров, бухгалтерию и так далее. Впереди — принятие отдельных законов о ГСЧС, ГПСУ, миграционной службе и недавно внесенном в повестку дня законопроекте «О Национальной полиции». Соответственно, по схеме данных законов, министр МВД является политиком, а не профессиональным полицейским, а вот Шеф полиции и другие сотрудники, напротив — не должны заниматься политикой.
В целом Закон «Об органах внутренних дел» можно было и не выписывать, а ограничиться изменением отдельных положений о министерстве. Но поскольку изменения в МВД существенные, решили принять закон. В частности, в МВД будет передано управление всеми базами данных, где будет создана единая интегрированная система баз данных всех учреждений, входящих в состав министерства. Это должно обезопасить от гражданского использования данных.
Закон «О Национальной полиции» должен заменить Закон «О милиции» — он рассматривает те же моменты, но, в соответствии со Стратегией реформирования ОВД, реализуются принципы деполитизации, демилитаризации, децентрализации и так далее. Есть отдельный раздел об общественном контроле за полицией, участии общественности в служебных расследованиях заявлений о нарушении прав человека работниками ОВД, участии в кадровых процедурах, регулярной отчетности руководителей ОВД о результатах работы их подчиненных, о бюджете, штатном расписании, раскрытых преступлениях и так далее. В целом это совсем новый закон, более простой, написанный лучше и понятнее. Однако есть и ряд замечаний. После первого чтения нужно рассматривать его более детально, ведь есть три основных системных недостатка. Во-первых, нарушается принцип конкурсной основы всех назначений, а это одно из требований существующей антикоррупционной политики — в законопроекте прописано конкурсное и параллельно аттестационное назначение. Во-вторых, в законопроекте недостаточно прописана организация ведомственного образования. В-третьих, хоть и пытались отойти от советской военизированной системы званий, ее все равно оставили. Но нам не нужны генералы или полковники в МВД — нужны шерифы, констебли и инспекторы. Я думаю, это связано с тем, что наши генералы были обижены таким ходом.
Еще два законопроекта, которые уже были зарегистрированы, но теперь немного изменены — касаются введения новой Патрульной полиции и изменений к Закону «О безопасности дорожного движения», поскольку она в корне меняется.
Законопроект «О сервисных услугах» вводит новую систему работы сервисных центров, которые есть в МВД. МРЭО в нынешнем виде больше не будет, ведь оно не могло быть некоррупционным. Теперь все это будет иным. Вообще, это не полицейские функции, потому в результате сервисные функции будут переданы органам местной власти или в Минюст.
— Если говорить о практическом разрезе функционирования будущей полиции. Недавно украинцы были свидетелями очередных столкновений между общественностью и «титушками» в районе Осокорки в Киеве. При этом милиция была бездеятельна. Изменит ли данная реформа МВД характер взаимоотношений между гражданами и полицией?
— Я не очень верю, что такую вещь можно изменить законами — будут только определенные принципы. Но при условии, когда милиционер имеет зарплату в 2—3 тыс. грн, он очень легко может быть подвергнут коллективному влиянию. Вообще, когда милиция в конфликте двух сторон поддерживает одну из них — это несправедливо. Милиция будет независимой тогда, когда она будет получать нормальную зарплату и не собирать поборы, потому что нужно отдавать деньги «наверх», не нужно будет шить себе форму, сдавать средства на газету «Именем закона» и так далее. Чтобы все изменилось системно, нужны соответствующие законы, но изменения в условиях бюджетного дефицита проводить очень трудно.
Сейчас создают новую Патрульную полицию с втрое большей зарплатой в 9—11 тыс. грн. Но речь идет о пяти городах-миллионниках, где она должна заработать. В Киеве она уже почти укомплектована — отобраны и обучены в течение трех месяцев новые сотрудники. Во Львове, Харькове и Одессе сейчас проходит сдача документов в Патрульную службу. Планируется также приобщить Днепропетровск. Но в остальных городах ситуация сложная — патрульные работают без выходных по 12 часов в день, отсылают патрулировать даже оперативных следователей и участковых. Однако должно быть больше патрулей, чтобы они имели нормированный рабочий день и покрывали всю площадь района. Но все опять упирается в средства.
— Важна и кадровая политика в обновленном МВД. Ведь в последнее время произошло много скандалов, в том числе с увольнением председателя ГАИ, заместителя министра МВД Сергея Чеботаря.
— Да, но довольно многих начальников Главных управлений МВД в областях сняли с должностей за то, что они плохо работали и не выполняли свои функции. Некоторые увольнения такого сорта по люстрации я считаю несправедливыми. В целом по люстрации было уволено 8 генералов, в том числе начальников областных управлений, которых назначили по конкурсу в новых условиях. Например, начальник Тернопольского областного управления, который решил уйти сам и не увольняться в результате действия закона о люстрации. Та же история с начальником Главного следственного управления Виталием Сакалом.
Есть очень большая проблема, которая заключается в том, что милиция все время была очень коррумпированной, и найти безукоризненного руководителя, к которому не будет претензий и подозрений, очень трудно. Я был членом кадровой комиссии и уверяю, что кадры являются проблемой. Хотя в милиции есть и порядочные люди. Я был на заседании Антикоррупционного комитета, где его председатель Егор Соболев заявил Авакову: «Вы должны за месяц уволить всех негодяев!». А тот ответил: «А кто список напишет? Вы?». Можно уволить человека за правонарушение, но нужно иметь доказательства, а не просто называть ее «негодяем». Вообще в этом парламенте, в частности у молодых депутатов есть нехватка понимания сложности проблем. Они считают, что сложные проблемы можно решить простыми средствами. И закон о люстрации — это пример таких ошибок.
Выпуск газеты №:
№86, (2015)Section
Подробности