Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Супермноговекторность

Зачем Украине Шанхайская организация сотрудничества? И зачем ШОС Украина?
28 августа, 11:33
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

25 августа Виктор Янукович встретился с российским президентом Владимиром Путиным в Сочи. Это уже вторая встреча глав государств за полтора месяца. Правда, «рабочий визит» украинского президента в РФ приобрел меньшую огласку, чем первый, в рамках третьего президентского срока, приезд Владимира Путина в Украину.

Наверное, в частности потому, что никаких ключевых заявлений публично сделано не было, что впрочем, не означает автоматическое отсутствие важных частных договоренностей. Как сообщил ИТАР-ТАСС, Виктор Янукович в который раз заявил, что Украина хотела бы изменить позицию относительно газового вопроса в отношениях с Россией. «Возможно, сегодня у нас останется время поговорить и о газе. Эта тема никогда не уйдет из наших отношений, всегда будет чувствительной», — отметил украинский президент. Впрочем, как сообщает «Коммерсант-Украина», ссылаясь на высокопоставленный источник в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнерго, принципиальных соглашений в газовой отрасли на переговорах президента Виктора Януковича и президента РФ Владимира Путина достигнуто не было: со стороны России прозвучали все те же политические предложения относительно Таможенного союза.

Впрочем, частота встреч украинского и российского президентов при отсутствии конструктивного диалога с Европой напоминает период второго срока президентства Леонида Кучмы, когда украинскому президенту, кроме как в страны СНГ, ездить было некуда. Особенного оттенка этому визиту придало то, что накануне Украина выдала России Илью Пьязина — одного из подозреваемых в покушении на Владимира Путина. 20 августа Апелляционный суд Одесской области признал законным постановление Генпрокуратуры о его экстрадиции в РФ. Стоило ли таким образом делать приятность Путину? Тем более что Украина с этого ничего не получила. Чего и стоило было ожидать. К тому же президент делает заявление о том, что «мы бы хотели немножко позиции наши изменить в отношениях с Россией». Что означает это изменение позиций? После Харьковских соглашений и языкового закона, которые, впрочем, оказались малоэффективными, эти слова Януковича звучат угрожающе.

Еще одно «интересное» заявление Виктора Януковича: Украина хотела бы получить статус наблюдателя в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). «Мы бы хотели, например, чтобы вы выступили одним из наших партнеров в такой организации, как ШОС, мы хотели бы стать наблюдателями в этой организации для того, чтобы иметь возможность принимать участие в тех интеграционных процессах, которые происходят в организации», — сказал Янукович, обращаясь к Владимиру Путину, сообщает «Интерфакс».

Кстати, о включении в сферу интересов Украины еще и китайского направления писал в своей колонке для «Дня» министр иностранных дел Константин Грищенко.

Напомним, что ключевыми игроками в ШОС, созданной не так давно — 15 июня 2001 года, являются Россия и Китай. На фоне того, что Украина готова взять кредит у Китая в размере трех с половиной миллиарда долларов, понятно, что продолжается постепенное втягивание страны в азиатский мир. Понятно, зачем это России. И даже можно догадываться, какие цели преследует Китай и украинское руководство. Как пишет в материале «Украинское притягивание Китая» автор «Дня» Юрий Райхель, «с точки зрения наших чиновников, получение такого кредита очень важно, поскольку китайская сторона не выдвигает жестких условий и не требует контроля целевого использования средств, которые предоставляются. В условиях достаточно сложной экономической ситуации и уменьшения золотовалютных резервов Национального банка это просто манна небесная. Это не МВФ с его жесткими требованиями гарантий возвращения кредитов и процентов за ними...» А Пекину «в условиях прогрессирующего продовольственного кризиса все тяжелее прокормить свое огромное население. Поэтому Украина с ее огромным сельскохозяйственным потенциалом становится зоной особых интересов Поднебесной. Следовательно, предоставляя деньги сегодня под не очень тяжелые, даже льготные, условия, китайское руководство, которое может быть очень жестким, рассчитывает на значительные дивиденды в будущем. Как экономические, так и политические».

Впрочем, вовсе непонятно, что выигрывает от такого разворота к Востоку, собственно, Украина. Шанхайская организация сотрудничества не является восточным аналогом ЕС. Как пишет Виталий Портников в собственной колонке на NEWSru.ua, ШОС остается организацией пограничного сотрудничества. Она была создана для того, чтобы решить проблемы на границе с Китаем. Или уже пора задуматься об общей границе с Поднебесной?

Что и кому этим хочет сказать украинский президент? Во время своего выступления по случаю Дня Независимости во Дворце «Украина» Виктор Янукович заявил, что «во внешнеполитической плоскости мы остаемся верными европейскому выбору. Однако интеграция любой ценой — за счет потери независимости, экономических или территориальных уступок, за счет разрешения вмешиваться во внутренние дела — такой путь мы никогда не воспринимали и не воспримем. В то же время мы должны помнить насколько важными для Украины есть отношения со странами СНГ, в частности с нашим самым крупным торговым компаньоном и соседом — Россией. Нам необходимо всесторонне развивать сотрудничество с нашими партнерами по СНГ, ведь именно там находится самый большой рынок для украинских товаропроизводителей. Поэтому мы не должны оставлять вне поля зрения интеграционные процессы, которые там происходят».

Так что же означает в представлении президента «изменить позиции» с такой Россией? Что стоит за этой супермноговекторностью? И что означает заявление относительно ШОС? Мы спросили у экспертов «Дня».

Виктория СКУБА, «День»

 

 

КОММЕНТАРИИ

«Проазийский вектор будет обретать четкие очертания»

Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА, политолог, профессор Киевского национального университета им. Т.Шевченко:

— Это заявление Януковича можно трактовать как возвращение в Россию: и во внешнеполитическом, и во внутриполитическом измерениях. До настоящего времени официальным курсом оставался европейский вектор — это было провозглашено в предвыборной программе Президента и мы видели, что этот вектор в течение двух лет действующие власти пытались реализовать. Однако этому помешали две существенных причины. Первая — хотя и декларировалась цель членства Украины в ЕС, — фактически такая интеграция наполовину отвечала интересам нынешнего провластного класса. Речь идет об экономических интересах, которые полностью совпадали с европейской интеграцией. Но подобная интеграция не совпадала с ценностями. Это был такой проект интеграции в Европу без европейских ценностей, на которых базируется ЕС. Эта проблема не только остановила интеграцию Украины, но и привела к тому, что она все больше погружается в международную изоляцию и ЕС переходит к давлению на Украину. Следовательно, когда Украина попадает в подобную изоляцию, у нее остается только одно движение — в обратном направлении. Под этим давлением Украина разворачивается в сторону России. Этому способствует и проведение реформ как модернизации Украины на исключительно авторитарной основе. Соответственно, попытка выстроить в Украине путинскую политическую модель — тоже очень серьезный фактор, сближающий действующую власть с Россией. Для своего политического сохранения, действующая украинская власть пытается всячески сближаться с Россией в политическом аспекте. Это тоже усиливает вектор возвращения Украины в Россию.

Третий момент сближения с Россией — языково-культурный. «Языковой» закон, который был принят, фактически открыл те намерения, которые имела действующая власть. Эти намерения заключаются в том, что им не подходит Украина как национальное государство, то есть Украина как Проект «Украина», когда она является национальным государством, строящимся на основе украинской нации. Украиноязычные украинцы рассматриваются как определенная угроза для этого режима, поскольку это преимущественно электорат демократических сил. Получается, что для закрепления этого режима нужно трансформировать украинцев в малороссов. Сегодня такой проект уже и просматривается. Такая модель уже выстроена в областях, которые признали русский региональным языком. Из украинцев сделают малороссийский социум, когда они утратят свою украинскую идентичность вместе с тягой к независимости, к сопротивлению, и это будет способствовать укоренению авторитарного режима. Это абсолютно совпадает с интересами России.

Конечно, что это определяет и проазийский (евразийский) внешнеполитический вектор Украины, который будет обретать все более четкие очертания. От Президента мы услышали, что Украина намерена присоединиться к ШОС (Шанхайской организации сотрудничества). Хотя какое географическое отношение к этому азиатскому образованию имеет Украина — очень трудно сказать.

«Китай рассчитывает использовать Украину как некий плацдарм...»

Андрей КИРИЛЛОВ, руководитель представительства ИТАР-ТАСС в Китае:

— Интересы Китая на постсоветском пространстве большие. Китай рассматривает его как гигантский рынок для своей продукции. Страны бывшего СССР жадно впитывали китайские товары, что для Китая очень важно при его рыночной экономике. Если западные страны в торговле нередко ставят перед Китаем барьер, то на постсоветском пространстве для него более вольготные условия. Здесь двусторонний интерес: с одной стороны, Китай использует ресурсы стран бывшего СССР, речь идет не только о России, но и о странах Центральной Азии, которые входят в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). С другой стороны, страны СНГ представляют для Китая огромный рынок.

Украина для Китая представляет еще один специфический интерес. Во-первых, Китай интересуют украинские технологии. Украина в бывшем СССР была одной из наиболее развитых республик в плане научно-технического развития. У нее огромный технический потенциал именно в тех областях, которые интересуют Китай. В частности это — авиа- и судостроение.

Китай также рассчитывает использовать Украину как некий плацдарм на пути развития своих экономических связей с Западной и Центральной Европой. К сожалению, Китай сталкивается с некоторыми препятствиями, которые перед ним выстраивают и страны ЕС, и США. В этом плане для него сотрудничество с Украиной представляет очень большой интерес. На нынешнем этапе, когда Китай хочет экспортировать не только свою продукцию, но и капиталы, сотрудничество с Украиной ему очень интересно. Естественно, для него важно и инвестиционное сотрудничество с Украиной.

Китай будет достаточно позитивно относиться к идее присоединения Украины в форме наблюдателя к ШОС. Это способствует укреплению интеграционных связей между Китаем и соседними дружественными странами. Помимо всего прочего, Китай заинтересован и в транспортных составляющих и т.д. Он не скрывает своего экономического и политического интереса к Украине. ШОС — организация многостороннего сотрудничества и экономического партнерства по ряду направлений. Китайцы заинтересованы в том, чтобы ШОС укреплялась, и они поддерживают идею постепенного ее расширения. Украина вполне укладывается в эти параметры.

— Какие особенности сотрудничества с Китаем, учитывая его экспансионистские интересы, вы бы отметили? Какие реалистические представления должна иметь Украина о Китае?

— Под экспансионизмом мы обычно понимаем некое расширение за счет чьих-то интересов. Вряд ли Украине это грозит. Да и вообще эти угрозы сильно преувеличены. Проникновение китайцев в соседние страны, захват каких-то экономических плацдармов — это скорее фобии, чем реальная угроза. В этом плане США могли бы беспокоиться, поскольку там уже живет порядка 20 млн китайцев. В Канаде также очень много китайцев. В России и других странах их значительно меньше. Хотя демографическое присутствие Китая там будет увеличиваться — это тренд нашего времени. Здесь все зависит от правильной организации, хотя противостоять этому — практически невозможно.

Сотрудничество Китая со странами ШОС и бывшего СССР будет достаточно мирным и взаимовыгодным. Освоение российского Дальнего Востока без китайского капитала, техники и ресурсов трудно себе и представить. Эти направления (китайскую технику и рабочую силу, которая достаточно квалифицированна и хорошо организована) могут использовать и другие страны. Для постсоветских стран это очень приемлемый вариант, поскольку они не располагают большими капиталами, но, тем не менее, могут закупать неплохое китайское оборудование.

Ну и, наконец, китайская электроника. Россия закупает ее в очень больших количествах, и Украина тоже делает это, как и другие страны.

Что касается инвестиционного сотрудничества, сейчас для китайских инвестиций очень хорошее время. Порядка 3 трлн долл — золотовалютный запас, и китайцы заинтересованы не столько в сворачивании своих валютных резервов, сколько в их использовании за пределами страны.

— Что лежит в основе ШОС?

— Первоначально ШОС выросла из тех переговоров, которые вел бывший Советский Союз с Китаем по пограничному вопросу. Как ни странно, эти переговоры длились очень долго — свыше 30 лет — и завершились именно в момент распада СССР и образования на его территории независимых государств. На первом этапе переговоров был создан механизм военно-политического доверия и сотрудничества в противодействии таким опасным вызовам, как терроризм, экстремизм и сепаратизм. Но как поняли лидеры стран ШОС (в которую сейчас входят шесть стран), организация позволяет решать задачи не только по укреплению военно-политического доверия, но и экономического сотрудничества и сотрудничества во многих других областях. Сейчас по многим направлениям — наука, культура, образование, медицина — ведутся консультации. Представители стран ШОС встречаются на министерском уровне и совместно разрабатывают проекты. Однако военно-политическое доверие (то, на чем создавали ШОС) также является важной составляющей платформы Шанхайской организации сотрудничества. Это то, что можно сказать в отношении стран-членов ШОС. Тем не менее эта организации многоуровневая, помимо шести государств-членов, есть и государства-наблюдатели и страны-партнеры. Сейчас ШОС проводит такую стратегию, что эти страны могут участвовать, не будучи членами, во многих направлениях сотрудничества ШОС. Среди этих стран — Индия, Пакистан, Монголия, Иран, Беларусь, Шри-Ланка. Это серьезная и перспективная организация, в которой состоит едва ли не половина человечества. Для Украины присоединение к ШОС будет достаточно выгодным и перспективным.

«Чтобы вылезти из российской дыры, ЯНУКОВИЧ привлекает Китай»

Евгений ЖЕРЕБЕЦКИЙ, эксперт по проблемам международной безопасности:

— Украинские власти любым путем пытаются достать деньги. Но эта публика очень неграмотная. Они не понимают, что прошли те времена, когда Китай давал несвязанные кредиты. Сегодня они продолжают давать денежные ссуды, но под определенные условия. Например, что Украина позволит Китаю делать инвестиции в ее промышленность. Китайских инвестиций в Европе очень боятся. Скажем, в Китае хотят строить железнодорожную дорогу Пекин — Берлин и Пекин — Лондон, которая обеспечит движение поездов со скоростью 450 км в час. Они уже даже достигли договоренностей с Россией по этому проекту. Но Европа тормозит, потому что все понимают, что на каждом полустанке будет анклав китайцев. Или другой пример: Китай построил завод в Венгрии, и сейчас в этой небольшой стране живет 200 тысяч китайцев. Венгры не знают, что с ними делать. То есть в Европе была негласная договоренность: не разрешать Китаю инвестировать в Европу, не продавать им технологию. А Янукович находится в такой ситуации, что он на все готов. И, чтобы вылезти из российской дыры, привлекает Китай. Собственно, этим объясняется и заявление о ШОС — это поиск каких-то альтернатив. Но Китай для нас тоже очень опасен. У этой страны — большой дефицит сельскохозяйственных земель. Они готовы на все, чтобы эту землю заполучить. И, судя по всему, приватизация в Украине готовится под то, чтобы последний наш стратегический ресурс сдать Китаю.

Игорь САМОКИШ, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать