Воля, освобождение - вот тот конечный флаг, к которому тянется все, к которому стремятся и воины с мечами, и моралисты с заветами, и поэты со стихами.
Василий Липкивский, украинский религиозный деятель, церковный реформатор, педагог, публицист, писатель и переводчик, создатель и первый митрополит Украинской Автокефальной Православной Церкви.

«Священник-диссидент»

12 лет назад не стало Патриарха Владимира
18 июля, 2007 - 19:49
МОГИЛА ПАТРИАРХА КИЕВСКОГО И ВСЕЙ РУСИ-УКРАИНЫ ВЛАДИМИРА — МЕСТО ПОКЛОНЕНИЯ / ПАТРИАРХ КИЕВСКИЙ И ВСЕЙ РУСИ-УКРАИНЫ ВЛАДИМИР

Прошло уже 12 лет с того времени, как в самом центре столицы, на Софийской площади, под колокольней Святой Софии Киевской, появилась свежая могила — могила Патриарха Киевского и всей Руси- Украины Владимира — второго патриарха в истории Украины. Для многих как православных, так и неправославных украинцев эта могила стала символом как нашей сегодняшней гражданской жизни, так и эффективности украинской власти, в частности неспособности этой «сильной» власти защитить своих лучших людей даже после их смерти. Ведь Могила перед порогом Софии постоянно поражает как украинцев, так и иностранцев своей беспризорностью, случайностью места погребения, спешкой, безразличием и неуважением. Несмотря на все поздние скромные украшения. Могила Патриарха Владимира — это воплощение вечного упрека совести для каждого украинца.

У меня был дорогой для меня случай встречи с Патриархом Киевским и всей Руси-Украины Владимиром — я брала у него интервью. Общаясь с ним, трудно было представить, что этот человек — преисполненный оптимизма и доброжелательности к каждому, интереса к жизни во всех ее проявлениях — провел почти 25 лет в советских лагерях и ссылке, а на советской «свободе» был постоянно под наблюдением. Убеждена я и в том, что немногие годы независимости, которые было отмерено прожить Патриарху Владимиру, также были нелегкими, а часто и трагическими — православие в расколе, вокруг интриги, соперничество (отнюдь не христианское!), борьба за духовные саны и должности, «перебежки» духовенства из одной церкви в другую (как во время московского «смутного времени») и др. (В общем, годы независимости Украины оказались нелегким экзаменом для нашего православного духовенства — можно даже сказать, что православие этого экзамена не выдержало. Причина, по-видимому, в том, что традиционно духовенством почти всегда руководила, за исключением некоторых периодов и некоторых личностей, светская власть. — К.Г. )

Будущий Патриарх Владимир — Василий Романюк начал свои «университеты» в 1944 годк — 19-летний Василий получил тогда 10 лет заключения в сталинских лагерях на Калыме за связи с УПА, хотя и не принимал участия в вооруженных операциях. Когда отбыл срок, добавили еще 5 лет ссылки в Магадане. Позже Патриарх называл те годы «моими университетами». У Василия, действительно, были в заключении хорошие учителя — писатели, ученые, даже академики. И именно в ссылке он осознал свое призвание — посвятить жизнь служению Богу и Украинской церкви. Но только в 1964 году Василия Романюка высвятили, и он получил приход. В храме он говорил людям правду, призывал почитать свои религиозно-национальные традиции, жить в соответствии с Заповедями Божьими. В результате — семь лет заключения в Мордовском лагере и еще три года ссылки в Якутии. Оттуда отец Василий вышел с безнадежно больным сердцем.

Во время второго заключения Василий Романюк установил тесные связи с правозащитным движением. Он писал письма и заявления в различные международные организации, разоблачая нарушение в СССР права человека свободно исповедовать свою веру. «Священник- диссидент» стал известным на Западе, где митрополит Мстислав начал кампанию за его освобождение. Это требование поддержал президент Рейган, миряне и духовенство во многих странах. Власть вынуждена была не только освободить его — были уже не те времена, — но и позволить выехать за границу. Там о. Василий пользовался большим вниманием международного христианского сообщества. Его принимали в Белом доме, он выступал в парламенте Канады; в Торонто был издан на английском языке сборник его проповедей и обращений «Глас в пустыне». Однако когда в Украине «забурлило» и когда восстала Украинская церковь, Василий Романюк поехал домой: «чтобы успеть сделать что-то для церкви, для Украины». В 1990 году о. Василий принял монашество под именем Владимира, и через короткое время был высвячен на епископа.

В 1993 году, после смерти патриарха Мстислава, группа архиереев восстановила УАПЦ, главой которой был избран патриарх Димитрий (Ярема); вторую часть (УПЦ КП) возглавил Владимир (Романюк) с титулом Патриарха Киевского и всей Руси-Украины; интронизация состоялась 24 октября в Софийском соборе Киева.

Патриарх Владимир правил церковью неполных два года. Был чрезвычайно прост в общении с людьми, которых всегда удивляла простота и доброта Патриарха. Его приемная всегда была открыта для всех, независимо от должности или состояния. Патриарх обычно кричал в приемную своим помощникам: «Пускать всех!». На улицах к нему подходили люди, часто — просители, которым он никогда не отказывал. Мир материальных ценностей и потребностей вообще не существовал для этого человека.

Патриарх Владимир болезненно переживал раскол украинского православия и пытался так или иначе исправить ситуацию, примириться с УАПЦ. За несколько дней до смерти он, несмотря на все протоколы и самолюбие, поехал на квартиру к патриарху Димитрию для обсуждения ситуации. После длинного и тяжелого разговора они поладили и даже договорились об общих действиях в направлении объединения. Внезапная смерть Патриарха Владимира нарушила эти планы.

Клара ГУДЗИК, «День». Фото Александра КОСАРЕВА
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ