Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Туман яром»...

Что на самом деле напринимала Верховная Рада
10 июля, 11:40
ПОДОБНЫМ ГОЛОСОВАНИЕМ ДЕПУТАТЫ ЗАСТАВЛЯЮТ УСОМНИТЬСЯ В ЛЕГИТИМНОСТИ ПРИНИМАЕМЫХ ЗАКОНОВ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Под шумиху вокруг языкового законопроекта Верховная Рада в последние дни своей работы приняла такие решения, каждое из которых в другое, спокойное время стало бы отдельной сенсацией.

С языковым законопроектом все понятно. По сути, он не принят. Ведь состоявшееся голосование, по Закону, могло касаться лишь вопроса о включении законопроекта в повестку дня. То есть депутаты включили вопрос в повестку дня, а не проголосовали за текст самого законопроекта, и разошлись. Потому что очень спешили. Ведь кулуары парламента полнятся подробностями, как именно «регионалы» проталкивали это решение, унижая и «разводя» своих же депутатов. И это не считая того, что полтора десятка депутатов подали заявления с просьбой отозвать свои голоса. Все вышеперечисленное позволяет Владимиру Литвину не подписывать данный «закон».

Но, похоже, язык — это не только плевок в лицо большинства этой страны, в которой и теперь, через 20 лет Независимости, по данным Книжной палаты Украины, всего 10% журналов и 30,1% годового тиража газет выходят на украинском языке. По оценке Ассоциации книгоиздателей и книгораспространителей, книги на украинском языке занимают в Украине лишь 13% рынка. И это при том, что 67,5% населения страны считает украинский родным.

Языковой законопроект — не только избирательная технология ценой закрепления дискриминации украинцев, а еще и ширма для других, более меркантильных решений.

Пока все наблюдали за столкновениями активистов и «Беркута», депутаты проголосовали закон, позволяющий проводить ряд государственных закупок без тендеров.

Напомню, недавно министерство образования закупило школьные учебники по цене до 647 гривен за штуку.

Школы закупают газ по цене до 848 долларов за тысячу кубометров (в десять раз больше цены на газ в США и в два раза — цены на газ, заложенной в бюджете Украины). Школы закупают продукты по цене в 1,5—2,5 раза выше рыночных. Все это — небольшая частичка коррупции, и только той, которая существует в образовании.

О настоящих объемах коррупции на госзакупках свидетельствует их годовой размер — 170 млрд грн в 2012 году.

Принятие в июле 2010 года закона о госзакупках раскрыло правду о коррупции. Ее легко было найти в «Вестнике госзакупок», хотя еще в июне 2011-го власть загнала тысячи тендеров в бесконкурентную «закупку у одного участника».

А теперь народ не будет иметь даже этой роскоши: узнать, сколько и где у них украдено. Первый вице-премьер Валерий Хорошковский как-то заявил, что предыдущий закон о госзакупках не искореняет коррупцию, а наоборот, является очень хорошим примером покрывания коррупции: «потому что именно тендерные комитеты, созданные в соответствии с данным законом, являются прикрытием коррупции». Хотя на самом деле проблема была не столько в структуре тендерных комитетов, сколько в их персональном составе, насыщенном властью. А также в запросе на коррупцию, который власть непосредственно формирует.

А еще во времена «языковой битвы» депутаты позволили Кабмину увеличить дефицит госбюджета, а также брать кредиты. В первую очередь, речь идет о ссуде у Китая на сумму в три миллиарда долларов. За этот кредит Украина будет платить Китаю то ли зерном по 2.5 млн тонн в год, то ли, как поговаривают злые языки, украинской землей.

А еще депутаты выделили почти миллиард гривен на установку веб-камер на избирательных участках. Самое интересное, что, согласно принятому закону, камеры не будут работать во время ключевого момента избирательной кампании — подсчета голосов. Без освещения подсчета голосов эти камеры — очень дорогая ширма для легитимации возможных фальсификаций. А еще от этих камер будет выгода тем, кто их будет покупать (как заведено, без тендеров), тянуть интернет в села и получит протянутые линии «по наследству».

А пока население выясняет, чьи права (русскоязычных или украиноязычных) лучше защищены. Поэтому газа из нескольких газовых баллончиков вполне хватило бы для того, чтобы скрыть настоящую «красоту игры» власти.

Десятая сессия Верховной Рады шестого созыва закрыта. Следующая сессия парламента откроется 4 сентября 2012 года. Из-за «протягивания» правящей партией языкового законопроекта в стране заговорили о начале политического кризиса. Спикер Владимир Литвин с заявлением об отставке фактически остался в подвешенном состоянии. Его первый заместитель Адам Мартынюк вместо главы ВР закрыл сессию и пожелал народным депутатам «хорошего политического сезона». Насколько был «хорошим» предыдущий политический сезон? Можно ли считать его завершенным по причине последних событий и будущих парламентских выборов? Что (кто) может вылечить украинский парламентаризм?

 

 

КОММЕНТАРИИ

«БЫЛИ И ПРИНЦИПИАЛЬНО ПОЗИТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ДЛЯ ОБЩЕСТВА»

Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:

— Законы были разные: и хорошие, и плохие. Но я хотел бы обратить внимание на те, которые были принципиальными для общества. Наиболее важным было принятие проекта Криминально-процессуального кодекса. Большинство предпринимателей, с которыми я общался, считают данный закон революционным. Он создает проблемы для правоохранительных органов в использовании своих полномочий для давления на предпринимателей. Насколько мне известно, руководители правоохранительных органов оказывали серьезное сопротивление данному закону. Также на позитив работают изменения налогового законодательства. Однако существуют и негативные моменты. Например, закон «О государственных закупках», к которому неоднократно возвращались, вносили изменения и который является продолжением тактики тендерной мафии. В целом, наихудшим является демонстрация того, что большинство и меньшинство не могут идти на компромисс. Апогеем этого конфликта стала неспособность прийти к консенсусу и внести изменения в закон о языках.

«ЛЕГИТИМНОСТЬ — ЭТО НЕ ТОЛЬКО ЛЕГАЛЬНОСТЬ, НО И ВОСПРИЯТИЕ ОБЩЕСТВОМ»

Владимир ФЕСЕНКО, руководитель Центра политического анализа «Пента»:

— Одна из проблем, которая проявилась в этом парламенте очень остро, — несоблюдение регламента и конституционных норм: голосование чужими карточками, манипулирование нормами регламента. Если же не учитывать последние дни, парламент работал довольно спокойно. Каждый месяц принималось достаточное количество законопроектов. По итогам сессии основным законодателем выступал Кабинет Министров: большинство принятых законопроектов принадлежало именно ему. Однако предвыборный характер работы парламентской сессии наложил определенный отпечаток на содержание и формат деятельности Верховной Рады. Партия власти проталкивала целый ряд инициатив относительно вопросов, которые можно использовать на выборах.

В первую очередь, это принятие социальных инициатив Президента — одного из наиболее эффективных инструментов рекламы. С одной стороны, они работают на общество, а с другой — являются частью предвыборных технологий. Такая же ситуация и с законопроектом об ограничении депутатской неприкосновенности.

Я думаю, что его «не успеют» проголосовать до выборов, поэтому это — тема для будущей Верховной Рады. Что же касается языкового вопроса — закон принят нелегитимным путем. Ведь легитимность — это не только легальность, но и восприятие обществом. Практика свидетельствует, что все сомнительные, с точки зрения законности, инициативы плохо заканчивали. Использование языкового вопроса стало взрывоопасным и обернулось парламентским и общественно-политическим кризисом. В частности возник процедурный кризис, связанный с отставкой Литвина. Как из него будут выходить — увидим в ближайшее время.

Повлияла близость выборов и на оппозицию. На протяжении этого рабочего года она проголосовала вместе с большинством лишь однажды — при принятии законопроекта «Об ограничении мест курения». Все другие вопросы вызывали сопротивление. Политическое позиционирование не позволяло оппозиции голосовать даже за те проекты, которые бы поработали если не сейчас, то потом на украинскую демократию, развитие права и т. п. Перед выборами поддержку законопроектов, которые выдвигаются парламентским большинством, не поймут — обвинят в измене.

Несмотря на критику предшественников, на этой сессии был принят проект закона, разработанного еще правительством Тимошенко. Это свидетельствует о том, что в действительности есть вопросы, которые важны для государства в целом, независимо от того, кто в настоящий момент при власти. Будущему составу парламента следует об этом помнить.

«В ЭТОМ СЕЗОНЕ ПАРЛАМЕНТАРИИ РАЗРАБОТАЛИ НОВУЮ ТАКТИКУ»

Игорь ЖДАНОВ, президент аналитического центра «Открытая политика»:

— Деятельность парламента неоднозначна. Принятый КПК действительно лучше предыдущего, но есть и определенные претензии. Например, согласно новому кодексу заявления Руслана Щербаня о том, что он что-то от кого-то услышал, могут служить основанием для проведения следственных действий.

В этом сезоне парламентарии разработали новую тактику. Сначала в первом чтении приняли закон «О принципах языковой государственной политики», а вечером в тот же день приняли закон «О выполнении судебных решений», в последней части которого указано, что льготы чернобыльцам могут предоставляться или не предоставляться в зависимости от того, имеет ли Кабмин деньги. Хотя ранее они были гарантированы законом. Такая же ситуация была и с принятием языкового закона во втором чтении. После его принятия депутаты внесли изменения в закон о тендерных закупках. Потом проголосовали за выделение средств для Генеральной прокуратуры.

Еще одна проблема — поиск компромисса. К закону о местных выборах было подано 600 поправок от депутатов из оппозиции, в налоговый кодекс — 6 тыс., как со стороны оппозиции, так и со стороны большинства, но ни одна поправка так и не была проголосована. О каком компромиссе может идти речь?

В настоящий момент мы столкнулись с глобальным парламентским кризисом. Уровень доверия к институту власти чрезвычайно низкий. Последними своими действиями Верховная Рада — фундамент демократического строя — себя делегитимизировала. Вместе с тем, разговоры о роспуске парламента неуместны. Если объявить внеочередные парламентские выборы, они состоятся позже, чем очередные — поэтому это просто политтехнология. Возможно, глава государства хочет продолжить каденцию этого парламента. Оппозиция, в свою очередь, будет раскручивать тезис, высказанный Яценюком, об одновременных с парламентскими президентских выборах.

В целом, в настоящий момент можно говорить об определенном антракте, а не об итогах. Политический сезон еще не закончился — наоборот, в августе он получит новое дыхание, поскольку официально начнется избирательная кампания. В настоящий момент начинается период перегруппировки сил, подведения итогов и разработки планов и стратегий.

«ИЛИ МЫ ИЗБИРАЕМ ОТВЕТСТВЕННЫХ ДЕПУТАТОВ, ИЛИ СТРАНА ПРЕКРАТИТ СВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ»

Глеб ГОЛОВЧЕНКО, генеральный продюсер ТК ТАК-TV, кандидат педагогических наук:

— Необходимо понять, что завершается каденция парламента, который был сформирован после роспуска предыдущего созыва. Впервые в истории украинского парламентаризма парламент был распущен Президентом. Возможно, это должно было повлиять на качество деятельности парламентариев. Политические кризисы будут продолжаться до тех пор, пока мы не сформируем поколение ответственных политических лидеров. Не водителей, не помощников, а людей, осознающих ответственность за будущее страны и граждан. Не в модных пиджаках и ресторанах, не в автомобилях и на яхтах надо было научиться разбираться в хитросплетениях общественных отношений. Фактически уже понятно — или мы избираем ответственных депутатов, или страна может прекратить свое существование. Во всем мире парламент — это не пункт выдачи льгот, это место принятия ответственных решений и важных прогнозов. Нужна новая парадигма парламентаризма, ничего общего не имеющая с популизмом социального обеспечения, льгот и преференций для родственников.

«НАСТОЯЩЕГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА У НАС НИКОГДА И НЕ БЫЛО...»

Виктор ПАЩЕНКО, доцент кафедры политологии Днепропетровского национального университета им. О. Гончара:

— На мой взгляд, языковая проблема, поднятая на минувшей сессии Верховной Рады, будет влиять на политическую ситуацию в стране вплоть до окончания выборов. И правящая коалиция, и оппозиция получили хороший раздражитель. В течение избирательной кампании одни будут говорить о выполнении своих обязательств перед избирателями, другие — об угрозе государственному языку. Как ни странно, языковая тема является выигрышной в плане выборов для обеих сторон, поскольку позволяет консолидировать свой электорат. В какой-то мере это отражает состояние парламентаризма в Украине — думаю, что настоящего парламентаризма у нас никогда и не было. Потому что парламентаризм предполагает наличие определенной парламентской этики, депутатского кодекса чести, уважения оппонентов и избирателей. Вместо этого мы с 90-х годов видели жесткое противостояние как внутри парламента, так и борьбу Верховной Рады с Президентом. Результатом стало падение престижа и дискредитация такого важного института демократического государства, как парламент. Для самих депутатов стало нормой менять фракции и политические убеждения, причем по нескольку раз. Однако Верховная Рада как представительский орган власти не существует в вакууме, а является отражением украинского общества, вернее того состояния, в котором оно пребывает. Кого мы выбираем в парламент «за гречку», таким он и получается. Парламент — это всего лишь «срез» нашего общества.

«СЕЗОН УНИЖЕНИЯ УКРАИНЫ И ЗДРАВОГО СМЫСЛА»

Николай ЛАЗАРОВИЧ, докторант Черновицкого национального университета им. Ю. Федьковича, кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационной деятельности и украиноведения Тернопольского национального экономического университета, заслуженный работник образования Украины:

— Относительно политического сезона, то трудно выделить его именно в этом году. Наверное, он начался еще в 2010-м и надеюсь, что в 2012-м завершится падением сегодняшнего режима. Это — сезон унижения Украины и здравого смысла, не говоря уже о Законе. А принятие языкового закона — прежде всего, политическая игра. Да и с теми проблемами, с теми процедурными нарушениями, с которыми его принимали, законом это назвать нельзя. Но проблема заключается в том, что они играют на раскол Украины. Поэтому хотел бы надеяться, что сегодняшние провластные силы, может, Бог их обратит, должны были бы понять, что язык — это основа, «цемент» любой нации и нельзя это трогать, потому что «здание» все обвалится. Хотя, маловероятно, что они это поймут. С другой стороны есть еще один игрок — Россия. Очень боюсь, чтобы закон о самом языке не был брошен под ноги московскому гостю Путину.

Хотелось бы, чтобы в известной степени трагедию двух последних лет пребывания при власти регионалов, коммунистов, литвиновцев осознала оппозиция, которая кажется, не хочет понять основного — большинство украинского народа уже не хочет ограничиваться лишь изменением лиц на политическом олимпе — украинский народ хочет изменения принципов, хочет честности и порядочности, хочет, чтобы в Верховной Раде депутаты голосовали каждый за себя, чтобы они ходили на работу, были подотчетны народу. То есть украинский народ хочет тех стандартов, которые сегодня есть в западных странах. Понятно, ситуация складывается таким образом, что мы опять вынуждены выбирать между очень плохим и еще худшим, а вклинивание еще одного «игрока» — Виктора Ющенко, вообще превращает в известной степени украинский сектор политики в фарс. Потому что этот человек предал все, что можно предать и теперь хочет дозаработать свои несколько серебреников Партии регионов. Относительно лечения украинского парламентаризма, то думаю, что кроме общества, кроме народа его вылечить никто не сможет. Ведь наши власть предержащие живут в чрезвычайно комфортных условиях и «лечение» это, в сущности, — отказ от этих условий. Но мы в настоящее время видим, что призывы Европы к ним опомнится, понять, что они идут абсолютно в противоположную сторону от европейских ценностей, украинские политики «не слышат».

«НОВАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВО МНОГОМ ВЛИЯЛА НА ПОВЕДЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПАРТИЙ И ПОЛИТИКОВ»

Михаил ШЕЛЕП, политолог, исполнительный директор Центра политического анализа и избирательного консалтинга (Луцк):

— Я бы говорил о том, что закончилась предыдущая сессия ВРУ, но не политический сезон. Потому что в настоящий момент мы находимся в экваторе избирательного сезона, который начался ещё в прошлую осень. Именно с момента принятия нового избирательного закона и возвращения к смешанной избирательной системе и начался этот политический сезон. Новая избирательная система во многом влияла на поведение ключевых партий и политиков. А начиная с марта-апреля текущего года фактически началась избирательная кампания, так как уже в начале весны была зафиксирована большая активность потенциальных мажоритарников. Из-за этого и большинство событий в парламенте во время десятой сессии ВРУ были связаны с выборами.

Назвать весеннюю часть политического сезона «хорошей» чрезвычайно сложно. Во-первых, депутаты полностью нивелировали саму сущность народного представительства. Десятая сессия ВРУ шестого созыва больше всего поразила так называемым «кнопкодавством», когда вместо 250 голосовали 70 депутатов. Такой способ голосования ставит под сомнение вообще легитимность любых решений ВРУ. Ведь все такие решения парламента приняты с нарушением процедуры. Уже фактически за это избиратели должны показать таким народным депутатам «красные карточки» и не пропустить их в следующую ВР.

Во-вторых, конечно, эта каденция депутатов запомнится участием в «языковом» мятеже. Честно говоря, лично я был удивлён, что Партия регионов пошла на такой позорный шаг, как голосование за закон Колисниченко-Кивалова во втором чтении. Мне кажется, что провластная партия не обратила внимания на то, что на дворе 2012 год. Настроения у людей иные. Даже значительная часть жителей восточных и южных областей не в восторге от данного закона. Думаю, что свежие соцопросы покажут это. Кроме того, подробный анализ процедуры принятия упомянутого законопроекта свидетельствует о том, что в действительности закон-то не принят. Его просто включили в повестку дня. То есть Адам Мартынюк и провластное большинство пытаются убедить украинское общество в том, чего в действительности нет!!! И этот факт еще больше позорит депутатов. И третье, на что возможно меньше обращают внимание — под «языковой шумок» депутаты приняли законы, которыми упростили процедуры государственных закупок, увеличили расходы на содержание Генеральной прокуратуры, изменили процедуру избрания главы ВРУ, то есть решили меркантильные вопросы власти. Это еще раз подтверждает то, что депутатов не интересуют проблемы избирателей и они думают лишь о себе.

Рецептов, как вылечить украинскую Верховную Раду, в действительности немного. Идеальный вариант, если бы избиратели избрали в следующую Верховную Раду новых, честных, порядочных политиков. Но в существующей политической системе и при этой избирательной системе на это зря надеяться. Поэтому остается одно — избирателям следует более внимательно и ответственно подходить к избранию своих депутатов. При выборе политической силы избирателям советую руководствоваться не только красивыми лозунгами-обещаниями и «милыми» лицами известных политиков, а, в первую очередь, вспоминать, что политики от этой партии делали в ВР, что сделала эта партия, имея своих представителей в правительстве и в местных органах власти. Что же касается мажоритарных выборов — здесь избирателям следует не впасть в заблуждение от так называемого «избирательной благотворительности». Потому что сейчас, в канун выборов, немало политиков и бизнесменов щедры на подарки, материальную помощь, ремонты. Но ВРУ — это не собрание благотворителей и спонсоров, это законодательный орган, куда избираются политики для принятия государственных решений. Поэтому именно личная позиция политика, его опыт предыдущей деятельности, виденье путей решения проблем путём принятия законов — это должны быть критерии для выбора народного депутата. Если хотя бы часть народных избранников будет избрана именно с таких позиций, тогда следующая Верховная Рада будет более здоровой.

«ТУШКИ» И «КНОПКОДАВЫ» ДОЛЖНЫ УЙТИ В ПРОШЛОЕ»

Юрий САС, ведущий эксперт исследовательско-аналитического центра «Энигма», Черкассы:

— Украинский парламентаризм может вылечить лишь радикальное обновление депутатского корпуса с одновременным отказом от позорных традиций и норм, сложившихся в течение последнего времени. «Тушки», «кнопкодавы» и одиозные хамы с депутатскими мандатами должны уйти в прошлое. Вряд ли нынешняя избирательная кампания решит проблему, но, наверное, впервые будут сформулированы элементарные требования в виде, к примеру, критериев движения «Честно». Просто обязана начать изменения с себя оппозиция, иначе они раз за разом будет оказываться в роли «котят, которых развели». Парламент и его деятельность должны стать прозрачными, предсказуемыми. Верховная Рада Украины должна адекватно представлять общество. Кризис парламентаризма как институции, потенциальная угроза раскола страны оказываются побочными эффектами при достижении тактической цели. Или на самом деле является дальновидной целью неизвестных стратегов.

«...ПОСЛЕ ВЫБОРОВ СЛЕДУЕТ ОЖИДАТЬ ПРОТЕСТОВ ПРОТИВ НЕЧЕСТНЫХ ВЫБОРОВ»

Владимир ПРИТУЛА, корреспондент «Радио Свобода», эксперт проекта «Крымский политический диалог»:

— Уже видно, что партия власти понимает, что в единой, спокойной и единодушной стране она победить не сможет, и потому уже сейчас будет пытаться использовать старые методы работы для обеспечения своей победы на выборах — это методы, направленные на раскол общества, заострение противостояния, противоречий в языковой, геополитической сфере, на использование административного ресурса в собственных целях. Стратегия проста — чтобы выиграть выборы, следует дестабилизировать страну. Общая популярность объединенной оппозиции и демократических структур более высокая, чем правящей коалиции из Партии регионов и коммунистов (Народная партия уже вряд ли имеет какие-то шансы на участие в новой коалиции), поэтому если бы выборы проходили сегодня и на основе старого закона, то оппозиция победила бы и создала бы свою коалицию. Поэтому власть уже сейчас начинает направлять все усилия на то, чтобы кроме партийных списков провести своих кандидатов по мажоритарным округам любыми средствами. Как используется административный ресурс, уже сегодня видно. Например, в Симферополе городской совет, где главную скрипку играют регионалы, запретил проводить мероприятия в поддержку украинского языка, в то же время способствовал проведению мероприятий Партии регионов и пророссийских организаций, направленных в поддержку законопроекта о языках, который расколол общество Украины. Это неправомерное ограничение прав граждан на мирные собрания. Более того, Партия регионов создает летучие бригады боевиков, а также «бабулек», так называемых «крымских партизан», на самом деле являющихся работниками общественных приемных Партии регионов, которые бегают за представителями оппозиционных сил, кидаются яйцами на массовых мероприятиях, выкрикивают оскорбления, то есть провоцируют массовые беспорядки, что является нарушением законодательства и порядка проведения массовых мероприятий, однако этот факт Партию регионов не останавливает. Более того, уже можно предвидеть, что партия власти будет использовать эти методы все шире и шире. Они будут проявляться как на антиукраинской, так и на антитатарской почве, на пророссийских тенденциях, и это будет использоваться для консолидации активных избирателей партии власти. Очевидно, что властям не удастся честно, достойно, открыто и прозрачно провести избирательную кампанию и выиграть ее. Это приведет к заострению внутриполитической ситуации в Украине. Поэтому очевидно, что после выборов следует ожидать протестов против нечестных выборов и более резкой реакции международного сообщества на ситуацию в Украине. Все это будет происходить на фоне углубления экономического кризиса и ухудшения экономического положения народа.

Подготовили Анна ЧЕРЕВКО, Летняя школа журналистики «Дня»; Виктория КОБЫЛЯЦКАЯ, Черкассы; Виктория ВЕСЕЛОВСКАЯ, корпункт «Дня» в Николаеве; Вадим РЫЖКОВ, «День», Днепропетровск; Лариса ОСАДЧУК, Тернополь; Наталия МАЛИМОН, «День», Луцк; Николай СЕМЕНА, «День», Симферополь

КСТАТИ

Всего за время работы сессии принято решение по 736 законопроектам, в том числе приняты или подтверждены 222 закона, одобрен в первом чтении 71 законопроект, 443 — возвращено на доработку, отклонено и снято с рассмотрения, из них 70 отозвано и возвращено субъектам права законодательной инициативы. В разрезе субъектов права законодательной инициативы народные депутаты рассмотрели 14 законопроектов из числа представленных Президентом Украины, 175 — Кабинетом Министров Украины, 1 — Национальным банком Украины, 546 — народными депутатами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать