Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Тысячелетнее наследие... государственности

Украинский народ отмечает День Владимира и Крещение Киевской Руси-Украины
28 июля, 19:10

Украина отмечает День Крещения Киевской Руси-Украины и чествует память князя Владимира Великого, тысячелетие со дня смерти которого исполняется в этом году, в условиях, когда история проходит очередной оборот по своему кругу. Действительно, как и тысячу лет назад, у нас и раздор внутри страны, и дерзкая агрессия того, кто называет себя «братом». Многократно переписанная северной империей история с вырванными страницами и искусственно вмонтированными мифами стала инструментом истребления нашей национальной памяти. И именно этот инструмент в перспективном плане является наиболее разрушительным, ведь позволяет врагу нивелировать нашу идентичность;  следовательно, из субъекта истории превратить в объект, эпизод, случайность. Помпезные празднования канонизации князя Владимира в России (которого там  назвали почему-то князем «русским») — это еще одна попытка перевернуть объективную реальность вверх ногами. Доказывать в этом плане россиянам тот факт, что Владимир Москву не крестил, а тем более рассказывать о финских болотах на месте современной столицы Российской Федерации, — значит втянуться в бесполезные диспуты. Сначала мы сами должны глубинно изучить собственную историю и избавиться от собственных пробелов в осознании того, какое наследие лежит за нашими плечами. Но сохранить это наше наследие за собой мы можем, только хорошо усвоив уроки самого Владимира, который разные племена объединил в народ и утвердил государственность своей страны. Вырасти из страны в государство — это  не самая ли главная задача уже нашего настоящего. А для этого нужно растворить болевые точки раздора (восток и запад, «бандеровцы» и «ватники» и тому подобное); найти общий знаменатель между украинскими церквами, расхождения между которыми носят больше организационный характер, чем по сути; сделать все, чтобы победить трех главных врагов, которых определил Юрий Шевелев еще в 1954 году, — Москву, кочубеевщину, провинциализм.

Во вторник во Владимирском соборе была проведена литургия в честь этого события, где присутствовал, в том числе и Президент Украины. После литургии под ливнем состоялось шествие на Владимирскую горку к памятнику Святому киевскому князю. Святейший Патриарх УПЦ КП Филарет в своей проповеди провозгласил: «Российская агрессия учит нас тому, что победа возможна только в единстве усилий, когда слова и дела вдохновляются жертвенностью, любовью к родному краю и народу. Еще одним доказательством победы правды над лукавством и властолюбием является пример святых Бориса и Глеба. После смерти отца Святополк, который находился в Киеве, испугался, что братья могут забрать у него власть, хоть они и не имели таких намерений. Сам, будучи лицемерным, жестоким и коварным, Святополк в этих пороках подозревал и других. Поэтому чтобы сохранить и утвердить свою власть, Святополк послал наемных убийц, чтобы они убили его братьев. Пролив братскую невинную кровь, окаянный Святополк на некоторое время якобы добился своего. Но Бог правосудный наказал преступника... Окаянным Святополка назвали люди, а святых мучеников Бориса и Глеба, которые ради выполнения заповеди братской любви отдали свою жизнь, Бог, церковь и народ прославили и прославляют до настоящего времени. К сожалению, в наше время появился новый Святополк Окаянный. Он называет нас своими братьями, но ради сохранения собственного престола посылает к нам наемных убийц, проливает невинную кровь».

За день до того, в понедельник, в Киеве представители МП и «оппозиционного блока» с георгиевскими лентами и портретами Николая Второго именно так отмечали эту дату. И именно их тень на этом празднике намекает на опасность, которая существует не только внешне. До сих пор продолжаются внутри нашей страны спекуляции относительно «раскольников» Киевского Патриархата с намеками на то, что Киев — российский город. Все это мы уже проходили и триста, и сто лет тому назад, и даже недавно на востоке Украины и в Крыму. Иконы с ликом Николая Второго, как и портреты Ленина,  Сталина уже реяли в Луганске, Донецке и Симферополе. В некоторых из городов эти иконы с портретами стали предсказателями большой беды.

Наследие Киевской Руси и непосредственно заслуг Владимира Великого является доказательной базой для решения спора, который длится триста лет, — кто является в конечном итоге потомками древней Руси. Безусловно, Российская Империя, которая исторически мимикрировала под разными названиями, как то Союз или Федерация, не может заявлять о своем величии в исторической перспективе без отождествления себя с Киевом. Сакральная «игла», которая дает право называться тысячелетним Государством, лежит именно в столице Украины. Именно поэтому держать нашу столицу под сферой своего влияния для Российской империи жизненно важно. Пока этого не произошло, Москва всячески будет заниматься экспроприацией символов Киевской Руси — наших князей, нашей веры, нашего языка, нашей культуры. Все, что не удастся украсть, империя или уничтожит, или назовет второстепенным, вымышленным, несуществующим (как было с языком, который кое-кто из россиян до сих пор называет «наречием»).

Так вышло, что у нас повелось идентифицировать себя со временем Казачества, которое в действительности было лишь историческим этапом и никоим образом не истоком. Именно крещенный в Херсонесе (то есть Крыму) киевский князь Владимир, который объединил Русь в сверхсложный период, является упреком тем, кто пытается перекроить нашу историю и в конечном итоге поставить точку на нашей государственности и позиционировании себя как отдельного народа. С другой стороны, он является упреком всем тем из нас кто до сих пор знакомится с собственной историей только по гривневым купюрам. Неусвоенные нами уроки открывают врагу пути в наш тыл, в нашу душу, в нашу память.

Николай, священник УПЦ КП Житомирской области:

— Москва так же имеет право отмечать тысячелетие со дня смерти Владимира Великого, как и мы, но не должна спекулировать на этом. Была когда-то единая Русь, но кто эту Русь расколол? Русь расколола Московия, а теперь нас называют раскольниками. Не стоит Москве врать, что Киевский патриархат не имеет благодати. Там, где человек, там и благодать, ведь человек создан по образу Божьему. И мы как украинцы имеем право на свою независимую от Москвы церковь.

Отец Роман, Черниговская епархия УПЦ КП:

— Православная церковь чтит святых в день их смерти, потому что именно день смерти является рождением для жизни вечной. В этот день мы также вспоминаем Князя Владимира как нашего просветителя и нашего крестителя. Что касается того, насколько Россия имеет право на это историческое и духовное наследие, то можно сказать, что «мы ответственны за тех, кого приручили». В свое время наши просветители, наши такие святые, как Дмитрий Ростовский, Софроний Иркутский и другие, просвещали людей в российских городах. Все они родились в Украине, закончили Киево-Могилянскую Академию. В Московии тогда народ был не такой образованный, как у нас, и именно эти люди несли им и знание, и слово Божье. У нас были и школы, и академии. Женщины, дети в Киевской Руси, а впоследствии в Украине, умели читать, писать, и многие даже знали нотную грамоту. Нужно сказать, что в Московии эта наука принималась трудно. Именно поэтому я убежден, что историческое наследие Владимира Великого является нашим, украинским. В России, к сожалению, история украденная. Они не имеют того фундамента, который имеем мы, и поэтому стремятся этот фундамент даже не одолжить, а украсть. Странно еще и то, что немногие россияне знают, что основатель Москвы Юрий Долгорукий похоронен в Киеве.

Николай КАРПЕНКО, диакон Свято-Вознесенского храма УПЦ КП Сумской епархии, историк:

— Дело в том, что «русские духовные скрепы» выдуманы еще во времена Екатерины Второй как мифология, чтобы из угро-финских, татарских, ордынских племен создать единую нацию, которой не существовало. Русский язык — это «эсперанто» на базе болгарского языка и греческого алфавита. Эта церковно-славянщина была навязана всем племенам, которые попали под власть Санкт-Петербурга с 1721 года. Именно с этого года Петр Первый заявил, что их страна называется Россией, а не Московским Царством. Таким образом, на этой мифологии на протяжении 300 годов воспитывалось много поколений. Мы в известной мере тоже являемся продуктом той эпохи. Те, кто ходит в церковь Московского Патриархата, является по большей части зомбированными людьми. Пусть они и дальше разрушают свой «русский мир» собственной агрессией и ложью. Правда все равно за нами. Будет время, когда наша церковь объединится со всеми конфессиями.

Роман КОЛЯДА, журналист, диакон УПЦ КП:

— Россия заявляет права на все что попало, и это вовсе не значит, что она на что-то действительно имеет права. Любая имперская культура (а российская культура является именно такой) присваивает все, что лежит вокруг, особенно если соседняя территория не прилагает усилий, чтобы это культурное наследие защитить. Существуют исследования о том, что Владимир родился на территории Украины. Но также существуют российские претензии, что Владимир является их сакральной фигурой. Они пытаются внушить, что именно из Киевской Руси они ведут свою родословную, хотя в действительности их родословная идет от Золотой Орды. Это классическое присвоение, классическое смещение акцентов и попытки показать какую-то идеологическую базу под свое бесчинство и захватничество. В действительности Владимир был чуть ли не самым первым, кто из разрозненных планет сделал Народ. Он окрестил этот народ, дал закон, объединил в единое целое со всеми последствиями.

Виктор ЕЛЕНСКИЙ, народный депутат, председатель подкомитета по вопросам государственной политики в сфере свободы совести и религиозных организаций:

— Если говорить о значении этого события, то оно очевидно. Это был цивилизационный и ценностный выбор, потому что, согласно летописям, Владимир после крещения морально изменился. Некоторые историки небезосновательно говорят, что это было настоящее христианское перерождение. Во-вторых, это был осознанный выбор от рабства к религии свободы, в интересах наиболее развитой и прогрессивной части света. Это также геополитический выбор в интересах центра тогдашней цивилизации, который князь в то же время скрепил договорами с передовыми странами тогдашнего мира, Папой Римским Сильвестром и династическим браком. Он заложил фундаменты нашей государственности, финансовой системы, государственного управления, военной организации. Даже его княжий знак — это наш герб.

Сегодня же в России события вокруг вопросов истории приобретают надрывный характер с попытками конструировать историю в обход Киева. Для этого всячески подносится недостоверная легенда о «корсунском крещении», Крым объявляется сакральной единицей, «колыбелью» и тому подобное. И это стремление перебрать на себя первородство вызывает лишь сарказм и напоминает то, как разбогатевшие купцы покупали дворянские титулы. Попытка установить памятник Владимиру в Москве, чаепитие с историками — это то, что они называют «политикой памяти», а на самом деле является фальсификацией истории.

В борьбе за историю мы никогда не сможем победить российскую пропаганду ее же средствами — подтасовками, искажением фактов, страшным надрывом и квасной ура-патриотической демагогией. Мы можем противопоставить историческую правду, дальнейшее наращивание исторического знания и создание гуманитарного «гумуса», на котором вырастает настоящий патриотизм. Усилия в этом направлении никогда не бывают достаточными — нужно делать это больше, глубже и ярче. Но у нас есть целая когорта интересных историков, некоторые из которых заявляют об отсутствии у них «социального темперамента», ведь они не могут выступать «пропагандистами». Но то, что они делают, — это лучшее распространение своих исторических находок, открытий и достижений, что эффективнее, чем лобовая пропаганда.

Что же касается проблемы украинских «патриархатов» в данном вопросе, то следует отметить, что в среде Московского патриархата есть такие группировки, которые всячески верифицируют последнего царя Николая ІІ и даже в военное время говорят о «неразрывной связи» украинцев и россиян. Но я считаю, их становится все меньше и за последние 2 года произошло большое отрезвление, и я не думаю, что оставшиеся правят балл в УПЦ (МП). Но священноначалию этой церкви не хватает воли вырваться из-под некоторых стереотипов, которые навязываются, не хватает воли сказать «нет», когда их пытаются втянуть в операции на внешней арене. Кроме того, к сожалению, некоторая часть УПЦ (МП) становится центром тяжести для обломков «Партии регионов», коммунистов и других представителей подобного политического спектра.

Людмила ФИЛИПОВИЧ, заведующий отделом истории религии и практического религиоведения, доктор философских наук, профессор Института философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины:

— Это очень большое событие, ведь Киевская Русь была введена в круг европейских, цивилизованных стран, которые приняли христианство уже во второй волне. Это открыло перед Русью большие перспективы — экономические, политические, относительно династических браков, наладило культурные связи, ведь на то время некрестьяне считались варварами и дикарями. Владимир правильно оценил геополитическую ситуацию и принял единое верное решение. Но он принял не православие, а христианство в его восточной вариации, поэтому когда сегодня православные пытаются приватизировать это событие, то это неправильно. Праздник является общим для всех христиан Украины, но все они очень разные.

После этого наше государство начало свой путь в общеевропейской истории и распространило влияние не только на территории, входившие в состав «федерации» Киевской Руси, — Польшу, Литву, Молдову и Россию, в которую отбыли первые епископы и богословы после монгольского нашествия. Фактически, киевская кафедра была перенесена в российский город Владимир. Но ходят слухи, подтверждающие определенные исследования и документы, что Владимир родился в украинском Владимире-Волынском.

Украина имела очень непростую историю, которая нам отдается рефреном сегодня, ведь на праздник Крещения Руси претендует не только Украина, а в частности и Россия. На днях в Москве состоялось такое действо, на которое патриарх Кирилл пригласил представителей всех автокефальных православных церквей, что выглядело странно. Долгое время он ездил в Киев, подчеркивая, что наша столица является общей купелью для россиян, украинцев и белорусов. Но в настоящий момент, по-видимому, он решил окончательно отрезать эту пуповину, ведь недавно Путин заявил, что первой столицей Руси вообще была Ладога. А в России, как сказал лидер, так оно и будет. К тому же если в эти «вбросы» еще и вложат миллионы долларов, то можно убедить, что Москва — «мать городов русских». Но к этому нужно относиться спокойно и взвешенно, не подвергаться пропаганде и ненаучным теориям московской науки. Как бы кто не крутил, невозможно перенести реку Почайну, в которой состоялось крещение, на территорию России. Поэтому правда в любом случае восторжествует.

Хорошо, что все украинские церкви отреагировали на этот праздник и торжественно празднуют его в Киеве. В понедельник Владимирская горка была в распоряжении УПЦ (МП) и на событии было до 20 тысяч лиц, приехавших из разных городов. Во вторник торжества продолжились при участии УПЦ (КП), УГКЦ также отреагировали на это событие. Опосредствовано отреагировали протестанты. И мы должны гордиться тем, что князь Владимир — это наш человек, наш земляк, который имел «прописку» в Киеве, — мы точно знаем, где были его дворцы, Десятинная церковь и так далее. И то, что до сих пор стоит София Киевская, заложенная именно им, — это также исторический факт. Поэтому сколько бы памятников Владимиру не поставили в России, он является киевским князем.

В борьбе с российской пропагандой и попытками захватить нашу историю может быть две стратегии. Первая — критическая, оборонная, с острой реакцией на информационные вбросы Кремля. Вторая — более позитивная, которую нам предложил предстоятель УГКЦ: пусть россияне строят свой «русский мир», а мы будем строить свой украинский. Мы должны осознавать, что крещение состоялось в Киеве, и какие бы не были новейшие теории, наша столица является родиной христианства. Но если мы принимаем идею независимой национальной церкви, то нам нужно напрячь мозги, хорошо учить историю, помнить ее и знать обо всех наших проблемах. На мой взгляд, нашими майданами мы серьезно поднимаем людей, заставляем их мыслить, а будущее — за разумными, образованными и развитыми украинцами, а не за «шаркающими» пожилыми людьми, которые носятся с иконами Николая ІІ и георгиевскими лентами. Но нужно бороться за умы людей и доносить эти знания до широких масс, а в этом у нас определенная недоработка. Поэтому с этим вопросом нужно обращаться к министру информационной политики Юрию Стецю. Наш же Институт делает достаточно для того, чтобы объяснять происходящее в религиозной сфере.

Богдан ЯНОВИЧ, научный сотрудник Владимир-Волынского исторического музея имени Омельяна Дверницкого:

— Владимир Святославович — одна из самых авторитетных фигур в истории Украины. Эту личность нельзя оценивать однозначно, но то, что он был личностью, — это факт. Однако не следует идеализировать никакие исторические фигуры, даже такого масштаба (вспомним библейское: не сотвори себе кумира!). Князь Владимир, как и любой другой человек, имел свои и позитивы, и недостатки. Да, созидатель государства, ввел на Руси христианство. Но не всегда был образцом нравственности (хотя, наверное, при власти иначе и нельзя — во все времена ее брали силой и удерживали так же).

Я думаю, что современная молодежь должна почерпнуть из жизненного опыта князя несколько важных уроков: во-первых, уверенность в себе и своих силах, умение ставить цель в жизни и достигать ее, какие бы препятствия ни попадались на жизненном пути (не будем забывать, Владимир был внебрачным сыном Святослава, а в те времена такое общественное положение не одобрялось, однако он доказал всем и самому себе, что является достойным чего-то, а это заслуживает уважения); во-вторых — беспокойство за свое государство и его народ.

Для нас с вами Владимир Великий — это образец настоящего государственника. Как же нам сейчас не хватает такого! Достаточно ли о нем говорят в настоящее время? О Владимире Великом говорят в школах, институтах, музеях. А вообще, я считаю, надо сделать своеобразный всеобуч по истории Украины, и не только о князе Владимире. Чтобы в печати, на телевидении, на радио, в интернете людям рассказывали правдивую историю Отчизны. Хорошо, что газета «День» работает в этом направлении. Сегодня Украина переживает сложные времена: сепаратисты, поддерживаемые внешними силами, пытаются разрушить государственную целостность. Владимир Святославович сумел за 35 лет своего правления соединить в могучее государство десяток разрозненных племен, каждое из которых имело свои традиции, религиозные верования, власть, образ жизни, хозяйство и т.п. Бесспорно, он был реформатором — внедрение христианства, между прочим, способствовало единству государства: в язычничестве — политеизм — каждое племя имело своего бога, в христианстве — один Бог на небе и один правитель (всякая власть от Бога) на земле. Это и помогло ему создать могучее государство. Во главе регионов князь ставил своих сыновей и приближенных людей, но не для того, чтобы решать какие-то корпоративные интересы, а скорее, чтобы контролировать власть на местах. Я так думаю.

Он же ввел и собственную монету, так как заботился и о духовных, культурных интересах, и об экономическом могуществе Киевской Руси. И хотя после его смерти государство начинают разделять его же сыновья, что и стало одной из причин его распада (наша извечная проблема: где два украинца — там три гетмана.), все же в истории Украины он останется одним из лучших государственных деятелей.

Ощущаем ли это сегодня? Определенные потуги есть. Но всем нам — от Президента и до школьника — надо запомнить: Украина наша родная земля и, чтобы она стала цветущей, нужно много и честно работать. И не ставить личные выгоды над государственными интересами.

Владимир Великий помогал вдовам, калекам, нуждающимся, устраивал на княжеском дворе пиры, занимался благотворительностью (а сколько у нас сейчас нуждающихся граждан — как среди гражданских, так и среди жертв АТО... как обидно, что эти люди брошены на произвол судьбы и выживают только благодаря волонтерам).

«По делам Вашим познают Вас», — учит Библия. Поэтому давайте делать добрые дела, чтобы быть достойными продолжателями дела нашего великого государственника.

Тарас БУКРЕЕВ, историк, преподаватель (Херсон):

– Прежде всего надо сказать, что Владимир, безусловно, является определяющей фигурой для Украины как государства. Он массово принес на наши земли Христианство восточного обряда. Таким образом он постепенно интегрировал население Киевской Руси в культурное, экономическое, политическое пространство всей Европы. До этого Киевская Русь существовала как могучая экономико-политическая единица, но в глазах европейских монархов это было фактически дикое, языческое государство. Это дало толчок последующим межгосударственным связям. Это привнесло в нашу культуру много нового. Появились институции, которыми принято характеризовать государства сегодня.

Что касается осведомленности молодежи о фигуре Владимира и вообще древней истории, я считаю, что она явно недостаточна. Преимущественно патриотическое воспитание основывается на событиях конца XIX – середины ХХ века. Однако часто не берутся во внимание коренные процессы созидания государства, происходившие во времена Киевской Руси. В действительности украинцы имеют древнюю государственную традицию, хотя она была дискретной, оборванной. Сегодня же этим очень хорошо пользуется российская пропаганда, спекулируя названием «Древнерусское государство» вместо привычного Киевская Русь. Соответственно все фигуры воспринимаются частью мифического «русского мира». Думаю, актуализировать знания молодежи о таких известных государственных деятелях, как князья Владимир или Ярослав, надо в школе. Но не только говорить об этом в 6 классе, а дальше ни разу не вспомнить, а в старших классах делать своеобразные срезы по древней истории, когда дети по возрасту могут уже больше понять важность того периода и тех фигур для современной Украины. А в высшей школе это надо закреплять.

Еще я считаю, что в информационном пространстве государство должно внимательнее следить за состоянием исторической памяти украинцев. Может, это будет звучать странно, но надо посмотреть на пример России. Конечно, не выдумывать историю и строить на этом пропаганду, а научить людей уважать свое прошлое, в том числе давнее. Ведь именно тогда были заложены основы государственности. И с того времени мы ментально были частью Европы.

Подготовили Иван АНТИПЕНКО, «День», Херсон, Наталия МАЛИМОН, «День», Луцк

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать