Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Убийство Шеремета: год спустя

«СБУ и Нацполиции нужно не спорить, а налаживать эффективное сотрудничество», — эксперт
19 июля, 19:20
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Ровно год назад в центре Киева был убит Павел Шеремет. Убийцы вызывающе и показательно подорвали его автомобиль, когда журналист ехал на работу. Автомобиль принадлежал руководителю издания «Украинская правда» Елене Притуле. Но ее самой в нем не было. Стражи порядка сразу квалифицировали преступление по ч. 2 п. 5 ст. 115 УК Украины (преднамеренное убийство, совершенное способом, опасным для жизни многих лиц).

КТО ТАКОЙ ПАВЕЛ ШЕРЕМЕТ?

Родился Павел Шеремет в Беларуси и, соответственно, именно там начинал свою журналистскую карьеру. Об этом периоде в его жизни широкой общественности в Украине известно не так много. В доступных источниках находим, что Павел Шеремет учился сначала на историческом факультете Белорусского государственного университета, а затем на факультете международных экономических отношений Белорусского экономического университета. Пришел на телевидение из банковского дела. Впоследствии стал ведущим еженедельной аналитической программы «Проспект» Белорусского ТВ, а в 1996 г. уже работал главным редактором «Белорусской деловой газеты». В том же году стал собственным корреспондентом ОРТ по Беларуси. Зарекомендовал себя как противник режима президента Беларуси Александра Лукашенко.

Больше о Шеремете в Украине узнали, когда он начал работать на «Первом канале»: в 1998-ом — специальным корреспондентом программ «Новости» и «Время» дирекции информационных программ ОРТ, в 1999-ом — шеф-редактором российской и зарубежной корреспондентской сети дирекции информационных программ ОРТ, а затем и ведущим еженедельной аналитической программы «Время». С 2000-го работал на канале как автор документальных фильмов и специальных проектов в рамках информационных программ. Ушел из телеканала в 2008-ом. В 2011 г. был ведущим передачи «Вирок» на телеканале РЕН ТВ.

Но кроме официальных строк биографии и привлекательного образа журналиста, находим и другие мнения. «Вполне вероятно, что месть была причиной убийства Павла Шеремета, который с 1996 года работал на российском государственном телеканале «ОРТ» и уже через год попал в тюрьму за репортаж о белорусско-литовской границе, которую он действительно нарушил, а заказчиком репортажа был непосредственно Борис Березовский, — пишет в блоге для «ru.tsn.ua» профессор Государственного университета Илии (Грузия) Олег Панфилов. — Шеремет после освобождения выехал в Москву и получил гражданство РФ. В 2009 году издал книгу, написанную, по словам заинтересованных информаторов, — «Саакашвили/Грузия. Погибшие мечты», бывал в Абхазии с 2002 года и консультировал создание сепаратистского канала «Абаза ТВ» в 2006 году. Фильм, что Шеремет снял в Абхазии летом  2002 года по заданию российского «Первого канала», был приятен сепаратистам, но вызывал недовольство в Тбилиси, тогда еще в правительстве Шеварднадзе. Странная позиция — публично говорить о демократии и правах человека в Беларуси и поддерживать сепаратизм в Абхазии и закрывать глаза на несколько сот тысяч беженцев. И вдруг — переезд в Киев...».

«Безусловно, нельзя исключать отношения самого Шеремета со спецслужбами РФ, — комментирует «Дню» советник министра внутренних дел Украины Станислав Речинский. — Не могу сказать, расследуется ли версия таких возможных отношений, но, возможно, в удобный момент Шереметом просто пожертвовали российские спецслужбы. Это можно рассматривать, опять же, только как версию, которая со своей стороны не исключает главный фактор — заказ убийства из Кремля. Убийство Шеремета — это показательная акция. Кремль неоднократно довольно легко приносил в жертву своих агентов, если в этом была необходимость».

Конечно, больше всего о Павле Шеремете стало известно, когда он переехал в Украину в 2012-м. Особенно, когда начал работать на телевидении, в частности ТВі, где вел собственную программу. В отличие от многих украинских журналистов, он умел говорить легко о серьезных вещах. Аналогичный стиль им использовался и в его блогах и статьях, которые он публиковал на сайте «Украинской правды». Собственно, за несколько лет работы в этом интернет-издании Павел Шеремет фактически стал позиционироваться как часть УП.

В КАКУЮ УКРАИНУ ПРИЕХАЛ ЖУРНАЛИСТ?

Прежде чем говорить о «деле Шеремета», действительно, нужно разобраться в том, в какую Украину приехал Павел Шеремет и в какую «Украинскую правду» он попал? Несмотря на то, что наша страна на момент приезда журналиста уже пережила разные события, все равно она находилась в условиях старых правил, то есть доминации кланово-олигархической системы. Ее зарождение и оформление состоялось еще во времена президентства Леонида Кучмы, семья которого до сих пор мощно влияет на украинскую политику. Одно из доказательств этого — отсутствие окончательной точки в части заказчиков по резонансному «делу Гонгадзе—Подольского». Неужели нынешние, как и предшественники, настолько зависимы от семьи Кучмы-Пинчука, что ни один (президент, премьер, генпрокурор.) не осмелился закончить это дело?

Вот, например, что писал сам Павел Шеремет после возбуждения уголовного дела против Леонида Кучмы в марте 2011-го в колонке для УП: «Уголовное преследование бывшего президента Кучмы в связи с убийством журналиста Гонгадзе, вернее, результат этого дела, покажет не только, существует ли в мире справедливость и карается ли зло. Эта история продемонстрирует, существует ли такая страна — Украина». В том же году на годовщину убийства Гонгадзе Шеремет также писал: «История Георгия Гонгадзе для меня очевидна. И обвиняю я именно Леонида Кучму... Наверное, Леонид Кучма не давал прямого приказа убить Гонгадзе. Скорее всего, он просил просто заткнуть «Зарвавшихся журналюг», а исполнители перестарались. Поэтому из журналиста Подольского сделали огромный синяк, а Георгия убили. Эксцесс исполнителя? Может быть и так, но это не снимает вину с украинского президента. ...Пока дело Георгия Гонгадзе не завершено, а виновники не ответили за его смерть, успокаиваться не стоит. Потому что всегда найдутся новые хозяева жизни, новые лидеры нации, которые захотят развлечься за счет народа, поэкспериментировать за счет государства».

Не исключено, что убийство Шеремета как раз и стало результатом отсутствия точки по делу Гонгадзе—Подольского». Хотя, странная вещь. Правильные слова не мешали Шеремету посещать вместе с Притулой мероприятия, в частности YES, семьи Кучмы-Пинчука и мило общаться с экс-президентом. Аналогичная ситуация с бывшими журналистами УП Сергеем Лещенко и Мустафой Найемом. На заседание по делу убийства основателя издания, в котором они работали, они не приходят, однако на мероприятиях упомянутой семьи — постоянные гости — сначала в качестве журналистов, а затем и в статусе народных депутатов.

В КАКОМ СОСТОЯНИИ РАССЛЕДОВАНИЕ?

Накануне годовщины убийства, в среду, генеральный секретарь Amnesty International Салил Шетти призвал украинскую власть расследовать убийство журналиста Павла Шеремета. Об этом он заявил в своем Twitter. «Прошел год с тех пор, как Павел Шеремет был убит взрывчаткой, заложенной в его машину, но правосудия до сих пор нет. Необходимо расследовать, кто убил Павла Шеремета», — написал Шетти.

В правозащитной организации отмечают, что Министерство внутренних дел Украины в своем письме Amnesty International от 19 мая 2017 года сообщило, что досудебное расследование убийства Шеремета «находится на контроле руководства Национальной полиции Украины». «Однако несмотря на большое количество следственных действий и массив отработанных видеоматериалов по состоянию на сегодняшний день оперативная следственная группа под руководством председателя Национальной полиции Украины не смогла идентифицировать виновных в убийстве», — отметили в Amnesty International. Следствие также не предоставило никаких убедительных доказательств по ни одной из официальных версий убийства, прибавили правозащитники.

Неделю назад Президент Петр Порошенко встретился с семьей Павла Шеремета и с представителями международной организации Комитета защиты журналистов. Глава государства отметил, что он, как и журналисты, заинтересован в прозрачном расследовании убийства Павла Шеремета. Он подчеркнул, что правоохранительные органы должны в ближайшее время предоставить публичный отчет о результатах следствия.

Последний раз правоохранители отчитывались по этому поводу в феврале этого года. Полиция озвучила пять версий: 1. Профессиональная деятельность на территориях РФ и Беларуси. 2. Ошибка в объекте преступления, а именно — готовилось убийство владельца издания «Украинская правда» Елены Притулы. 3. Профессиональная деятельность — за его критические публикации в издании «Украинская правда» и выступления на радио «Вести». 4. Дестабилизация ситуации в государстве. 5. Конфликтные ситуации в личной жизни Павла Шеремета относительно его семейного, коммерческого и финансового положения.

«На самом деле это не должно было быть делом полиции расследовать теракт в центре столицы, — считает Станислав Речинский. — Этим должны были бы заниматься спецслужбы, тем более, что у них, скорее всего, были свои материалы на Шеремета как на человека, приехавшего из соседней страны-агрессора и имевшего определенное информационное влияние и отношения. Полицию просто «подставили» на межведомственном уровне. Возможно, в СБУ чувствовали, что убийство такого уровня расследовать крайне трудно, и потому его «спихнули» на полицию, которая не заточена на расследование именно терактов».

«У Шеремета было имя, выходившее за пределы одной страны. Его знали и в Украине, и в России, и в Беларуси, — продолжает Станислав Речинский. — В РФ и в Беларуси у него могли быть враги. В деле Шеремета явно не было случайностей, все было сделано технически, грамотно, подчеркнуто показательно в центре города. Такая показательность убийства говорит о том, что этим преступлением было продемонстрировано другим журналистам или политикам, желающим приехать работать в Украину, что их и здесь ждет расправа. Потом было показательное убийство оппозиционного российского политика Вороненкова тоже в центре в Киеве. Убежден, что основная цель убийства этих двух людей заключалась как раз в том, чтобы другие не могли себя здесь чувствовать в безопасности. В Кремле очень боятся того, что именно в Украине будет создан мощный центр, в частности журналистов, который объединит оппозиционеров, прежде всего России. Показательное убийство Шеремета этому в какой-то степени помешало».

После выхода фильма «Убийство Павла» проекта «Следствие.Инфо» и последней пресс-конференции Президента, Петр Порошенко таки встретился с журналистами. «После встречи была достигнута договоренность о сотрудничестве журналистов со следователями Национальной полиции в расследовании этого дела, — комментирует «Дню» журналист-расследователь, один из авторов фильма «Убийство Павла» Дмитрий Гнап. — Сейчас у нас происходит еженедельный обмен информацией. Мы встречаемся по несколько раз в неделю. Мы договорились, что о конкретных результатах, которые нам стали известны, пока не сообщать общественности, по крайней мере ближайшие 3-4 месяца, с целью не навредить следствию. В убийстве Павла Шеремета есть определенная коллизия, связанная с квалификацией преступления. С одной стороны, его можно квалифицировать как теракт, а с другой — как заказное убийство. Поэтому я убежден, что нужно не спорить СБУ и Нацполиции, а, наоборот, налаживать эффективное сотрудничество. Для этого была создана общая межведомственная следственная группа, куда входит около 140 работников из трех ведомств — Нацполиции, СБУ и Генпрокуратуры. Это следствие ведется под процессуальным руководством Генпрокуратуры».

«Мне не хотелось бы думать, что в украинской власти есть люди, которые способствуют тому, чтобы убийцы и заказчики этого преступления не были найдены, -комментирует «Дню» журналист, заместитель генерального директора телеканала ATR Айдер Муждабаев. — Учитывая опыт расследования «дела Гонгадзе», можно сделать вывод, что действительно существует прецедент того, что есть люди, которым совсем не нужна истина. Лично я убежден, что к убийству Шеремета имеют отношение российские спецслужбы. Хотя, если учитывать то, что украинские правоохранители, вполне очевидно, не спешат расследовать дело Шеремета, то догадки могут быть самые неприятные. Если бы власть действительно хотела раскрыть это преступление, то дело уже было бы на каком-то этапе раскрытия и мы бы об этом знали. Это касается хотя бы идентификации исполнителей. Думаю, что это реально. Хочу отметить, что для государства Украина очень нужно довести три показательных дела до конца: это «дело Гонгадзе», дело расстрела людей на Майдане и дело Шеремета».

*  *  *

Убийство человека — это всегда трагедия. Какая версия является правдивой в случае с убийством Павла Шеремета, должно разобраться следствие. Это должно быть принципиальное дело для правоохранителей, которые и так имеют много долгов, в том числе и трагическое «дело Гонгадзе—Подольского» — незаконченное, выводы из которого не сделаны и которое все еще продолжает держать нас в прошлом. Обществу же следует обращать внимание на непростую историю, которая связана с убийством известного журналиста, и держать его на контроле.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать