Украине нужен имиджмейкер
Хотите, расскажу, какое открытие я недавно сделал для себя, изучая практику формирования имиджа страны в одном из государств ближнего зарубежья? Как образец для подражания. Чтобы эффективнее Украину за рубежом продвигать. Допускаю, что иной читатель возразит: «Заграница — нам не указ!» Верно, не указ, но опыт-то там есть, да еще какой!
Создание положительной репутации Украины — это искусство, но мало кто у нас уже освоил его настолько, чтобы наша страна смогла успешно осуществлять свой промоушн в мире. На первый взгляд это покажется странным, но разгадка проста и связана с уровнем репутационного менеджмента властвующей у нас элиты. Вот почему нам следует серьезно учиться управлять своей репутацией. Пора уже браться за освоение имиджелогии — науки о стратегии, тактиках и технике формирования «нужного» мнения о себе, мнения, разумеется, позитивного.
Вообще-то если дословно переводить с английского слово image, то в буквальном смысле оно означает «образ». Следовательно, когда говорят об имидже страны, то говорят о том его образе, который возник у других людей. Причем под «образом» имеется в виду не только визуальный, зрительный образ, но и образ менталитета, действий, поступков, традиций и т. п., свойственных ее населению. Иначе говоря, в данном случае украинское слово «образ» должно употребляться в широком смысле — как представление, мнение о стране, которое сложилось у определенной группы людей в других государствах.
Освоение имиджформирующих технологий — это действительно одна из важных наших задач, потому что на Западе очень редко по телевизору, в газетах, в кинотеатрах хорошее про Украину рассказывают и показывают. Она как была для них «страной Чернобыля», «государством, где постоянно конфликтует между собой властная элита», так и осталась. За исключением, пожалуй, толерантного стояния на морозном Майдане, да всемирно известных боксерских побед братьев Кличко.
Так что грамотное управление репутацией — острая жизненная потребность. Чтобы благоприятный образ Украины укрепился в западном сознании, надо еще много поработать. И в этом плане хорошую службу может сослужить документальное кино. Яркий пример оригинального, нестандартного его построения показывает российская кинокомпания «Царь Пикчерс». По свидетельству ее президента Александра Изотова, она снимает документальные фильмы по такой схеме: «Привозим в Россию голливудскую звезду, и она на камеру рассказывает западному зрителю о том, что происходило с нашей страной в недавнем прошлом и что происходит сегодня» (Денисова Елена. Царское дело // «Крестьянка». — 2008. — № 9. — С. 18). Столь необычный подход не может не вызвать одобрения. Потому что он удачный. Браво!
Нетрудно представить себе, с каким чувством встречают рассказ кинозвезды о России зрители в зарубежных странах, смотревшие новые документальные ленты. Избранный продюссерами «Царь Пикчерс» способ формирования имиджа своей страны делает их кинопродукт не только интересным, а и достаточно эффективным. Ведь уровень доверия к звездам из Голливуда на Западе, конечно же, намного выше, чем к любому из наших соотечественников. Нужно ли это доказывать? Вряд ли, поскольку, считаю, ясно и так. Это — банальная истина, ее невозможно оспаривать. Надо быть слишком наивным, чтобы не понимать этого.
Несколько примеров в подтверждение из реальной практики. «Царь Пикчерс» уже выпустила три документальных фильма. Первый «Время перемен» с участием номинантки на премию «Оскар», внучки Хемингуэя Мериэл Хемингуэй. В нем она рассказывает американским зрителям о том, что происходило в России после начала перестройки. Мэриэл смотрела хронику событий, слушала воспоминания очевидцев, посещала знаковые места Москвы. Комментарии к фильму, конечно, писал сценарист, но от себя М. Хемингуэй тоже говорила. В результате получился очень личный фильм, и в этом его ценность.
Или взять второй фильм «Приключения американца в России», в котором снимался любимец многих почитателей кино Джед Алан, известный у нас под именем Си Си Кепвелл из сериала «Санта-Барбара». Джед прожил один длинный-длинный день в Москве и побывал везде, где только можно. Съемочная группа зашла даже в думский кабинет к Жириновскому, и они там вместе спели. На что Алан со смехом сказал: «Я никогда не видел политика, который так плохо поет!» Джед Алан посетил фестиваль джаза, совершил загородную прогулку, прокатился на мотоцикле, пообщался с обычными людьми. В общем, звездный американский киноактер окунулся в московскую жизнь по полной программе, и все это запечатлено на кинопленке. Если в предыдущем фильме Мэриэл Хемингуэй рассказывала о том, что предшествовало сегодняшнему дню, то Алан рассказал о том, что есть сейчас.
А теперь кратко о последнем снятом документальном фильме, который называется «Спецназ». На этот раз приглашенной кинозвездой стала Синтия Ротрок, известная голливудская актриса, мастер боевых искусств, обладательница черных поясов по разным видам спорта. Она была просто поражена мастерством российских бойцов из подразделений специального назначения, которые способны даже увернуться от пули. Этот фильм должен продемонстрировать всему миру военную мощь России. Достаточно посмотреть его, чтобы в этом убедиться.
Читателю, наверное, будет интересно узнать, во сколько обходится приглашение именитых иностранцев. Отвечая на вопрос одного репортера о том, как же вы смогли оплатить их участие в документальных фильмах, Александр Изотов отметил: «А в этом и заключается искусство продюссера: он должен так презентовать проект, чтобы актеру стало интересно и он поехал бы в Россию даже за меньший, чем обычно, гонорар. Но вообще-то нам повезло — у нас были звезды, уже переболевшие звездной болезнью».
Подчеркнем еще раз: большим воздействующим на человека эффектом обладает участие в указанных документальных фильмах западных кинознаменитостей. Их рассказ гораздо лучше воспринимается зарубежной киноаудиторией. К тому же иностранцы не станут использовать во время съемок какие-то хвастливые, магические слова. Согласитесь, хвастливый текст всегда проигрывает, сколько бы «притягательных» слов в нем ни было. И наоборот, искренний текст, то есть текст, вызывающий интерес, доверие, аргументированное впечатление очевидца событий, запоминается людьми лучше всего. Кто же не знает, фильм, не увлекающий зрителя — это звонок, который не звонит.
Поэтому с точки зрения репутационного менеджмента, к созданию у нас такой страноведческой кинопродукции следует относиться как к периоду, в который можно добиться заметных подвижек в формировании позитивного имиджа. Это направление не только имеет право в Украине на существование, но мне кажется, что по мере взросления нашей страны оно и у нас должно получить свое развитие. И нам придется делать это, если мы хотим привлечь внимание к Украине за рубежом. Завидовать россиянам бессмысленно. Гораздо разумнее — научиться использовать столь эффективный инструмент позиционирования Украины в мире.
И еще — кто бы что ни говорил, моя любимая страна, к сожалению, имеет сегодня в зарубежье невысокую репутацию. Иностранцы, никогда Украину не видевшие, считают ее слабо развитой, неопрятной и неинтересной. Мы должны убедить их, что, на самом деле, это неизвестная для них страна с богатой историей, развитой культурой, трудолюбивым народом. Дай Бог нам сил и терпения в этом нелегком деле!
Выпуск газеты №:
№226, (2008)Section
Подробности