Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинская независимая государственность как историческая закономерность

07 сентября, 19:38
«Я ШАГАЮ В ЕВРОПУ» / ФОТО АНДРЕЯ НЕСТЕРЕНКО

 

Окончание. Начало читайте в №151, 152-153, 156, 157-158, «День»

 

ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ

В стремлении спасти Союз ССР от неизбежного распада и сохранить свой статус группа наиболее консервативных представителей союзных спецслужб, компартийной, советской и военной бюрократии 19 августа 1991 года совершила государственный переворот, объявила введение чрезвычайного положения и ввела в Москву войска.

Попытка силовой узурпации власти с целью сохранения СССР нелегитимно созданным Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП), который возглавил вице-президент СССР Г. Янаев, потерпела поражение. Президент РСФСР Б. Ельцин публично осудил мятежников и призвал граждан к сопротивлению. Многочисленные сторонники Б. Ельцина быстро выстроили вокруг здания Верховного Совета России баррикады. Путчисты не решились применить войска против мирного населения. Вскоре военные части начали переходить на сторону законного правительства РСФСР. 21 августа в день открытия чрезвычайной сессии Верховного Совета России руководители путча были арестованы.

В Украине отношение различных политических сил к введению объявленного ГКЧП чрезвычайного положения не было однозначным. Возглавляемое С. Гуренко руководство КПУ, используя средства спецсвязи, требовало от партийных организаций поддержать ГКЧП, руководствоваться его документами и содействовать их применению на местах. 19 августа 1991 года С. Гуренко инициировал встречу с Л. Кравчуком генерала армии В. Варенникова, который по поручению путчистов прибыл в Киев и в ультимативной форме требовал нейтрализации оппозиционных сил, лояльности Верховного Совета и Кабинета Министров Украины, грозил применением репрессий за непокорность.

Позиция Л. Кравчука была довольно обтекаемой и осторожной. В своем выступлении 19 августа на украинском телевидении он призвал к выдержке, избегать конфронтаций, поддерживать общественный порядок, подчеркнув, что в правовом государстве все должно происходить на основе закона, в том числе и объявление чрезвычайного положения. Это был косвенный намек на неправомерность любых попыток введения чрезвычайного положения в Украине без согласования. Тем не менее, в угрожающей ситуации, в которой оказалась Украина, явно неуместными были призывы «завершить сбор урожая» и «хорошо подготовиться к зиме». Демагогическим и непоследовательным было заявление Президиума Верховного Совета, принятое вечером 20 августа и опубликованное лишь 22 августа 1991 года. Призывы избегать обострения социально-политической ситуации, обеспечить успешное выполнение всего комплекса сельскохозяйственных работ и своевременной подготовки к зиме сопровождались фактическим реверансом в сторону требований ГКЧП (положение о воздержании от забастовок, митингов и манифестаций) и непризнанием правомерности его актов (положение, что постановления ГКЧП «не имеют юридической силы на территории Украины»).

Активную позицию неприятия ГКЧП и сопротивления путчу демонстрировали Народная Рада и Народный Рух.

Представители Народной Рады 19 августа 1991 года выразили публичный протест против государственного переворота, а на следующий день на заседании Народной Рады была образована коалиция «Независимая демократическая Украина» в составе 27 партий и движений. Коалиция признала переворот антиконституционным и призвала народ к забастовкам и гражданскому неповиновению.

НРУ уже 19 августа 1991 года подготовил заявление, которое квалифицировало ГКЧП как неконституционный и нелегитимный орган и призвал граждан Украины «создавать организационные структуры активного сопротивления, которые будут координировать всеукраинскую забастовку».

На момент подавления путча в Москве руководство КПУ полностью дискредитировало себя как антидемократическая и антиукраинская сила. Вместе с тем общественная поддержка Народной Рады и Народного Руха намного возросла. В этой ситуации внеочередная сессия Верховного Совета Украины 24 августа 1991 года приняла Акт провозглашения независимости Украины, в поддержку которого было подано 346 голосов.

Провозглашение независимости Украины не было «прихотью истории», а тем более случайным явлением, вызванным московским путчем. На самом деле путч был вызван отказом Украины согласиться на участие в реанимации СССР и отречься от курса на развитие украинского государства. Провозглашение независимости Украины было делом времени. Быстрое и сокрушительное поражение путчистов лишь ускорило момент формального провозглашения (а с точки зрения исторической преемственности — восстановления) независимой государственности Украины.

В отличие от предыдущих периодов истории восстановление независимой государственности Украины происходило в мирных условиях. Но это нисколько не преуменьшает значения, закономерности и легитимности этого исторического события. Проторяя путь к государственной независимости, Украина сыграла решающую роль в дезинтеграции СССР и окончательной ликвидации коммунистической тоталитарной системы.

В мирных условиях были продолжены традиции освободительной борьбы, в которой поколения украинцев проливали кровь и отдавали жизни за свободу и независимость нации.

Как бы мы ни относились к явлению украинской советской государственности (в частности, таких ее формальных атрибутов, как органы власти и управления, право на непосредственное участие в международном общении, в частности в ООН, право свободного выхода из СССР), необходимо всегда помнить, что это явление было следствием вынужденных уступок со стороны тоталитарной коммунистической системы украинскому освободительному движению, ярчайшим проявлением которого в свое время была вооруженная борьба с поработителями Украины армии УНР и формирований ОУН—УПА.

Элементы советского государственного механизма, сконструированные в свое время для нейтрализации освободительного потенциала украинской нации, сработали на новом этапе и в новых обстоятельствах борьбы за государственную независимость Украины. В условиях упадка тоталитарной коммунистической системы институты советской государственности были использованы как инструменты восстановления украинского государства и его утверждения на международной арене в качестве полноправного субъекта международного права.

Итак, независимость Украины — это отражение извечного стремления украинской нации к свободе и справедливости, борьба за реализацию которого окроплена кровью миллионов лучших сыновей и дочерей нашей Родины. Восстановление независимости Украины в условиях мира не означает отсутствия борьбы. В конце ХХ века государственная независимость Украины завоевывалась в отчаянной идеологической и жесткой политической борьбе с мощными силами центра и руководством КПУ, которое было орудием этих сил.

Эта борьба, организованная и возглавляемая Народным Рухом Украины, была поддержана широкими слоями украинского общества, в том числе и большим количеством рядовых членов компартии. Историческая заслуга Руха заключается в том, что он смог мобилизовать и включить в борьбу за государственную независимость Украины общество, которое было физически искалечено, структурно истерзано и психологически травмировано искусственными голодоморами, систематическими репрессиями, лживой коммунистической пропагандой и синдромом страха. Но это было украинское общество, ядро которого составляла украинская нация. На него опирались и его призвали к действиям те представители украинского ведущего слоя, которые и в условиях коммунистического террора — физического, политического, морального — сохраняли верность украинской идее. Они представляли меньшинство, поскольку ее идейное украинское большинство было истреблено. Но против многочисленной коммунистической номенклатуры это меньшинство имело качественное преимущество, основу которого составляли не насильно навязанные искусственные идеологемы, а укорененная в генетической памяти многих поколений украинская идея — идея освобождения украинцев от чужеземного ярма и построения Украинского Соборного Самостоятельного Государства. В прошлом за реализацию этой идеи украинцы вели вооруженную борьбу, продолжением которой в нынешних условиях стала борьба мирная.

В современной борьбе за восстановление независимой государственности Украины победа была одержана не силой оружия, а силой идеи. И эта победа не менее почетная, чем победа вооруженная.

В конце 80-х — в начале 90-х годов прошлого века восстановление движения за государственную независимость Украины было вызвано осознанием представителями украинской ведущей прослойки, которым посчастливилось (или было позволено) выжить, и неравнодушной частью украинского общества угрозы уничтожения украинской нации путем целенаправленной антиукраинской национальной и гуманитарной политики КПСС. Поставленная коммунистическими идеологами, политиками и практиками цель создания «единого советского народа» как новой исторической общности путем слияния наций достигалась проведением активной политики денационализации и активной русификации. Украина была главным объектом этой политики.

По сути говоря, управляемое КПСС советское правительство продолжало практиковавшуюся ранее царским правительством политику создания «большой русской нации», но уже другими, намного более системными и жестокими преступными методами. Вследствие этого украинская нация оказалась перед реальной угрозой потери своей идентичности, а, значит, уничтожения. Противостоять угрозе можно было только путем создания независимого национального государства.

Восстановление независимости Украины создало базовые идеологические, политические и правовые условия для украинского национального возрождения, но, к сожалению, не сопровождалось радикальными изменениями ситуации из-за отсутствия последовательной государственной языково-культурной политики.

Принципиальным глубинным изменениям не подверглась и позиция России в отношении Украины. Властная российская элита, несмотря на международное право и мораль, наличие большого политического украинско-русского договора и множества других соглашений, продолжала считать Украину частью России и не смирилась с украинской государственной независимостью, мечтала об имперском реванше и восстановлении «единой Великой России» путем и за счет поглощения Украины. Тем не менее в новых условиях российская позиция была откорректирована в соответствии с опытом прошлого и с современными реалиями.

Освободительная борьба 1917—1920 годов, крестьянское повстанческое движение и сопротивление 1920-х — конца 1930-х годов, вооруженная борьба ОУН—УПА на протяжении 1940—1950-х годов, восстановление государственной независимости в начале 1990-х годов, европейская и евроатлантическая цивилизационная ориентированность движения Украины при всех президентах, взрыв украинского национального духа во время оранжевой революции убедили российский властный политикум, политологов и аналитиков в неосуществимости имперской реваншистской мечты пока будет существовать украинская Украина, украинская нация и украинская идея. Исходя из этого, российский истеблишмент формулирует современную стратегию России в отношении Украины следующим образом: «Нам нужна не пророссийская Украина, а российская Украина». По сути, брошенному в начале ХХ века М. Михновским освободительному кличу «Украина для украинцев» в начале ХХІ века противопоставлен неоимперский вызов «Украина без украинцев». В провозглашенной М. Михновским весной 1900 года речи «Самостійна Україна» впервые прозвучал призыв к украинцам начать решительную и бескомпромиссную борьбу за освобождение от господства врагов-чужеземцев исторической этнической украинской территории, разделенной в то время между Австро-Венгерской и Российской империями и создать Украинское самостоятельное государство. Отголоском этого призыва является современная независимая Украина, Конституция которой основывается на принципах верховенства права и уважения к правам и основополагающим свободам человека для всех, независимо от этнического или национального происхождения.

Мечтая об имперском реванше, российские импершовинисты считают главным не время возвращения Украины в лоно России, а ее возвращение навсегда. Реально это возможно лишь путем уничтожения украинской идентичности как на уровне отдельной личности, так и на уровне украинской нации, что на практике будет означать превращение «украинской Украины» в «Украину без украинцев». В современных условиях главным орудием создания Украины без украинцев является не война и геноцидное уничтожение украинской нации, а гуманитарная агрессия.

В последние годы Россия уделяет огромное значение гуманитарному измерению своей внутренней и внешней политики. Это законно и закономерно. Противоправно и противоестественно то, что под прикрытием гуманитарной политики Россия осуществляет против Украины масштабную гуманитарную агрессию по трем направлениям, инспирируя и поддерживая ведение информационно-пропагандистской войны, языково-культурной войны и историософской войны. Ее стратегическая цель заключается в уничтожении идентичности украинской нации — системообразующей составляющей Украинского национального государства. Итак, речь идет о безвозвратной ликвидации животворного источника украинской независимой государственности с тем, чтобы обеспечить «окончательное решение украинского вопроса» в контексте российских имперских стремлений.

В российской гуманитарной агрессии кроется угроза для всех граждан Украины, независимо от их этнической или национальной принадлежности, социального статуса или материального достатка. Ведь в случае реализации преступления против украинской нации и ликвидации независимой государственности Украины, украинцы станут гражданами другого государства и им придется забыть о демократии, достоинстве, правах человека и основополагающих свободах вообще, о свободе слова и свободном распоряжении своим имуществом в частности. Достаточно вспомнить мизерный уровень и условия жизни миллионов простых российских граждан за пределами столичного мегаполиса, противоправные преследования и циничные убийства правозащитников и журналистов, и, между прочим, о судьбе неугодных олигархов, которых нынешняя российская власть обрекает на жизнь в изгнании, подвергает заключению и лишает собственности.

Мы являемся свидетелями парадоксально-позорной ситуации, когда руководство России осуществляет свою гуманитарную политику не в колонии Украина, а в отношении суверенного государства Украина с использованием официальных институтов этого государства. Об этом, в частности, красноречиво свидетельствуют акции министра образования и науки Украины Д. Табачника и народного депутата В. Колесниченко, которые действуют как исполнители антиукраинской политики Кремля. Украинским государственным чиновникам и политикам следует помнить, что украинские гетманы, как и украинские коммунисты, которые в свое время были усердными исполнителями воли московских царей и генеральных секретарей, в конце концов оказывались в сибирских ссылках и сталинских концлагерях.

В этой ситуации особая ответственность ложится на президента Украины В. Януковича как гаранта государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина. Если В. Янукович не понимает опасности антиукраинской гуманитарной политики для самого существования государственности Украины, то он не может выполнять функции Президента Украины. Если же В. Янукович осознает эту опасность и не принимает меры для ее устранения, то он совершает преступление против украинского государства, которое квалифицируется как государственная измена.

Масштабность и характер брошенного Украине гуманитарного вызова нуждаются в его адекватной оценке оппозицией и обществом для организации системного противодействия стратегической угрозе украинской суверенной государственности.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать