Великий диссидент
Памяти Владимира БуковскогоИзвестный советский правозащитник Владимир Буковский скончался в 9 часов 46 минут вечером 27 октября в больнице Кембриджа (Соединенное Королевство) от остановки сердца. Оно болело у него последние несколько лет, Владимир Константинович перенес несколько операций, так что никаких спекуляций насчет того, что кто-то мог ускорить его переход в мир иной, даже не может возникнуть. На Западе Буковский стал особенно хорошо известен после того, как в 1976 году в Швейцарии произвели его обмен на лидера чилийских коммунистов Луиса Корвалана. А в СССР в связи с этим родилась частушка:
Поменяли хулигана
На Луиса Корвалана,
Где бы взять такую *,
Чтоб на Брежнева сменять!
«Нью-Йорк Таймс» назвала Буковского «героем почти легендарного масштаба» в советском диссидентском движении. Давний друг и переводчик Буковского Алена Кожевникова, находившаяся с ним в госпитале в последние часы, охарактеризовала Владимира Константиновича как «очень дорогого друга многих, блестящего собеседника, человека удивительной смелости и честности... Человека неповторимого, ибо после того, как он был сделан, форму уничтожили». А великий писатель Владимир Набоков еще в 1974 году в письме к редактору «Обсервера» назвал Буковского «мужественным и благородным человеком», чья «героическая речь в суде в защиту свободы, и его пять лет мученичества в презренной психиатрической тюрьме будут вспоминаться еще долго после того, как истлеет прах истязателей, которым он бросил вызов». А знаменитый американский историк Ричард Пайпс незадолго до своей смерти говорил, что «Владимир Буковский был выдающимся диссидентом как в Советском Союзе, так и за рубежом, человеком, который мужественно выявлял и критиковал тоталитарную политику Москвы. Его следует помнить как настоящего героя».
Владимир Константинович Буковский появился на свет 30 декабря 1942 года, когда семья находилась в эвакуации в городе Белебее Башкирской АССР. Впервые его арестовали в 1963 году за изготовление фотокопий запрещенной литературы, в том числе книги Милована Джиласа «Новый класс». Тогда его признали невменяемым с пресловутым диагнозом «вялотекущая шизофрения» и отправили на принудительное лечение в Ленинградскую спецпсихбольницу. Выйдя на свободу в феврале 1965 года, он организовал митинг в защиту писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля, арестованных за издание своих произведений на Западе, из-за чего снова был арестован и помещен в Люберецкую психиатрическую больницу. Но через 8 месяцев пребывания там его освободили благодаря кампании в его защиту, организованной Amnesty International. Владимир Константинович всегда выступал исключительно за мирные протестные акции. Еще в 1960 году он стал вместе с Юрием Галансковым и другими будущими диссидентами организатором регулярных встреч молодежи у памятника Маяковского в Москве, где обсуждались не только поэтические, но и политические проблемы, а также читались стихи, которые невозможно было опубликовать в тогдашних советских журналах.
Надо сказать, что Владимир Константинович был не только талантливым публицистом, но и выдающимся организатором протестных акций, почему власти его так боялись. В 1967 году Буковского вновь арестовали за организацию демонстрации протеста против ареста Александра Гинзбурга, Юрия Галанскова и других диссидентов. На этот раз он получил три года лагерей. После освобождения Владимир Константинович в начале 1971 года передал на Запад материалы историй болезни шести видных советских диссидентов, в том числе генерала Петра Григоренко, Натальи Горбаневской и Валерии Новодворской, заключенных в советские психиатрические больницы. Когда эти материалы проанализировали ведущие иностранные психиатры, они пришли к выводу, что все эти пациенты абсолютно психически здоровы. Такого удара по репутации советской психиатрии власти простить Буковскому не могли. В 1971 году за «антисоветскую агитацию и пропаганду» его приговорили к 7 годам заключения (с отбыванием первых двух лет в тюрьме) и 5 годам ссылки. Перед арестом Владимира Константиновича в «Правде» была опубликована статья, в которой он был назван «злостным хулиганом, занимающимся антисоветской деятельностью». Отсюда потом и родилась знаменитая частушка.
После падения коммунизма в России Буковский живо участвовал в российской политике и, в частности, в подготовке так и не состоявшегося суда над КПСС. Из открывшихся на какое-то время архивов ЦК КПСС и даже КГБ он извлек и опубликовал много документов, разоблачающих преступления советского режима. Буковский был решительным противником Владимира Путина и созданного им режима. В то же время он полагал, что и на Западе, и в России «социализм — это идея, которая сейчас в кризисе и в будущем исчезнет». Владимир Константинович был выдвинут кандидатом в президенты РФ от демократической оппозиции на выборах 2008 года, но не был зарегистрирован ЦИКом под надуманными предлогами. Буковский подписал обращение российской оппозиции к гражданам России «Путин должен уйти». Путинскому режиму он противопоставлял будущую демократическую Россию, которая должна превратиться в подлинную федерацию.
Владимир Константинович был талантливым писателем. Его книги «И возвращается ветер...», «Письма русского путешественника» и «Московский процесс» стали бестселлерами. Последняя книга Буковского «Judgment In Moscow: Soviet Crimesand Western Complicity» (Суд в Москве: советские преступления и Западное соучастие», где он проанализировал тысячи страниц документов из секретных советских архивов, которые ему удалось скопировать в 1993 году, вышла в Англии в мае этого года. На Западе Владимир Константинович играл видную роль в таких организациях как Resistance International, Human Rights Foundation, the Cato Instituteи the Victims of Communism Memorial Foundation. Последняя наградила Буковского Медалью свободы Трумэна — Рейгана.
Буковский считал Путина продолжателем советского проекта и решительно поддерживал борьбу Украины против российской агрессии, занимая в этом отношении абсолютно бескомпромиссную позицию. Он призывал Петра Порошенко и других украинских лидеров: «Пока враг на твоей территории, переговоры вести нельзя. Это — де факто признавать поражение... На самом ф Путин наполовину выиграл, раз вы ведете с ним переговоры... Потому, как КГБ — особая порода животных. Слово «нет» они не понимают, договориться с ними нельзя, на компромисс сами не идут, а компромисс противника воспринимают как слабость. И если ты не послал КГБ, значит, что ты сам себе сделал большое горе». Таково его своеобразное завещание.
Section
Подробности