Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ядерный синдром,

или Эссе о политических комплексах
03 октября, 20:10

Тема ядерного оружия время от времени будоражит украинское общество и политическую верхушку нашей страны. Наиболее эмоционально к ней прибегают в том случае, когда политическая власть не в состоянии убедительно отстаивать свои внешнеполитические национальные интересы. Все предельно четко концентрируется в одной формуле: «Было бы у нас ядерное оружие — тогда!..»

Данную фразу используют многие в Украине, начиная от политических лидеров и заканчивая простыми гражданами. Возвращаясь к прошлому, я попробую воспроизвести ситуацию 1994 года, когда Украина пошла на принятие важнейших политических решений по стратегическим ядерным вооружениям с проекцией на развитие ситуации в будущем. Я сознательно опускаю все, что предшествовало решению отказаться от тактического ядерного оружия, которым бы располагала Украина, поскольку в его принятии не принимал никакого участия. Итак, официальные документы фиксируют следующее.

16 ноября 1994 г. Верховная Рада Украины приняла Закон «О присоединении Украины к «Договору о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года», в пункте 6 которого говорилось, что закон вступает в силу после предоставления Украине ядерными государствами гарантий безопасности, оформленных путем подписания международно-правового документа.

5 декабря 1994г. в ходе Будапештского саммита стран-участниц ОБСЕ произошел обмен ратификационными документами по Договору о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНО-1), в который Украина входила как неядерная держава.

Одновременно в рамках Будапештского саммита лидерами четырех государств — Украины, США, Великобритании и России — был подписан меморандум «О гарантиях безопасности Украины в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия» — документ, который фиксировал обязательства ядерных государств относительно национальной безопасности Украины в соответствии с общепризнанными принципами международного права. Кроме этого, в тот же день в одностороннем порядке гарантии безопасности были даны Украине Францией и Китаем.

Чем располагала Украина из ядерных вооружений в 1994 г., от чего ей предлагали отказаться, какие проблемы возникали в случае сохранения ядерных сил в Украине, с какими из этих проблем Украина могла справиться, какие для нее были трудноразрешимыми, что взамен она могла требовать в политическом, военном и экономическом аспектах?

На территории Украины на момент провозглашения ее независимости было дислоцировано 220 единиц стратегических носителей, среди которых были:

— 176 развернутых межконтинентальных баллистических ракет (из них жидкостных SS-19 — 130 единиц, твердотопливных SS-24 — 46 единиц, общее количество ядерных боеголовок на них — 1240);

— 9,5 единиц ракет SS-24 хранились на Павлоградском механическом заводе без ядерных зарядов;

— 44 тяжелых бомбардировщика ТУ-95 МС (25 единиц) и ТУ-160 (19 единиц), оснащенных ядерными крылатыми ракетами воздушного базирования большой дальности, количество которых составляло 1081 единицу, хотя по этой цифре нет единого мнения и до сих пор.

Еще в советское время началась плановая замена ракет SS-19 (ракета была разработана и изготовлена в УКБ машиностроения, г. Москва) на ракету SS-24 (разработчик и изготовитель КБ «Южное» и ПО «Южный машиностроительный завод», г. Днепропетровск). Ракета SS-24 имела более высокие тактико-технические характеристики и несла 10 боевых блоков, ракета SS-19 — шесть боевых блоков. И если с нейтрализацией и утилизацией жидкостных ракет в Советском Союзе и, в частности, в Украине технических проблем не было, то о твердотопливных ракетах этого сказать нельзя.

Окончание гарантийных сроков пребывания этих ракет на боевом дежурстве превращало ракеты SS-24 в потенциально опасные системы, несущие порядка 100 тонн твердого ракетного топлива. А ситуация с гарантийными сроками выглядела следующим образом: в 1997 г. истекал гарантийный срок для пяти ракет, в 1998 г. — для 14, в 1999 г. — 17, в 2002 г. — для последних десяти ракет.

Принятие решения о продлении их гарантийных сроков теоретически было возможным, но это требовало проведения дополнительных исследовательских работ, которые в основном выполнялись бы на предприятиях России. Что касается политической позиции России в это время, она ничем не отличалась от позиции США — Украина должна отказаться от ядерного оружия. Кроме того, продолжение гарантийных сроков предполагало каждые пять лет производить экспериментальные пуски как минимум двух ракет. А запускать ракеты можно было на полигонах, расположенных на территории Российской Федерации.

Еще один существенный момент. Ракеты SS-24 рассчитаны на дальность полета 8—11 тысяч километров. Это означает, что Евразийский континент не был целью. Неужели мы были готовы шантажировать Соединенные Штаты? Возможно, украинские специалисты в области ракетных систем и нашли бы отдельные ответы на возникающие вопросы, но исключительно в условиях соответствующего финансирования, а его практически не было.

Гораздо сложнее была ситуация с ядерными зарядами. Они, в отличие от ракетных комплексов, проектировались и изготавливались на предприятиях РФ, их привозили и устанавливали на ракетах специалисты специального двенадцатого управления Министерства обороны СССР. В Украине части данного управления не дислоцировались.

Сами ядерные заряды имели ограниченное время использования и после окончания гарантийных сроков эксплуатации практически превращались в высокоактивные ядерные отходы. Создание в Украине предприятий по регенерации ядерных боеприпасов требовало привлечения серьезных финансовых ресурсов и времени. Не было ни ресурсов, ни времени, потому что процесс окончания гарантийных сроков для некоторых боеголовок начался уже в 1993 году. При этом некоторые боеголовки «задышали», то есть в них повысилась температура.

Ядерный эквивалент одной боеголовки ракеты SS-24 составлял 0,44 мегатонны. Для сравнения: ядерный эквивалент американских «Малышей», сброшенных на Нагасаки и Хиросиму, был равен 0,02 мегатонны, т.е. в 20 раз меньше. Таким образом, ядерная мощность одной ракеты SS-24, несущей десять боеголовок, в 200 раз превышала мощность первой американской ядерной бомбы. Пора вспомнить, что в Нагасаки в одночасье погибло 70 тысяч жителей. И обратимся к адвокатам сохранения ядерного статуса Украины — вы готовы отвечать за физическое существование своей собственной страны в условиях, когда не можете гарантировать техническую безопасность ядерного оружия? К слову, ядерный эквивалент одной боеголовки ракеты SS-19 составлял 0,55 мегатонны, на каждой ракете их шесть, всего ракет — 130.

Принятие окончательного решения определялось следующим. Продлить гарантийные сроки ядерных зарядов не имеем права, поскольку их разработчики и изготовители разместились между Волгой и Уралом. Хранилищ для размещения снятых с дежурства ядерных зарядов мы не построили, технологии утилизации боеголовок у нас нет, как и нет мощностей для производства тепловыделяющих сборок путем переработки высокообогащенного урана утилизованных ядерных зарядов в низкообогащенный уран. Поэтому отказ от ядерного оружия было единственно правильным решением. А продуманная и взвешенная политика руководства страны позволила обеспечить:

— техническую и финансовую помощь США для надежного и безопасного демонтажа ядерных боеголовок и сохранения расщепляющихся материалов;

— контроль представителей Минобороны Украины по разукомплектованию и уничтожению ядерных зарядов на территории России, что исключало повторное использование компонентов этих боезарядов;

— обеспечение Россией технического обслуживания и безопасной эксплуатации ядерных боезарядов;

— предоставление со стороны США и РФ справедливой компенсации за стоимость высокообогащенного урана ядерных боеприпасов по мере того, как эти заряды будут вывозиться из Украины в Россию для разукомплектования. Россия за счет компенсации обеспечивает украинские АЭС ядерным топливом. США для покрытия расходов РФ на разукомплектование ядерных боезарядов и изготовление ТВЛ для украинских АЭС обеспечивает России предоплату.

Но главный политический итог — Украина вошла в международное сообщество как серьезный контрибьютор системы европейской и мировой безопасности, а шаг в безъядерный статус открыл перед ней широкие перспективы для сотрудничества.

Что же касается современной Украины, то она остается ядерной державой. Атомная наука, промышленность и электростанции поставлены под гарантии МАГАТЭ. Страна обладает самыми большими в Европе месторождениями урановых руд и цирконата, залежами тория и гафния, действующими перерабатывающими комплексами и предприятиями по производству урановой и циркониевой продукции. Почти 20 академических институтов в сотрудничестве с отраслевыми организациями работают в направлении развития атомной энергетики. Нашей стране лишь не хватает одного — твердой государственной политики, чтобы вывести страну из энергетической зависимости.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать