Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Якби ви вчились так, як треба...»-2

В интервью с защитником Донецкого аэропорта Борисом Азаровым — о надеждах и болевых «точках» трех лет президентства Петра Порошенко
24 мая, 19:06
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Ровно три года назад украинцы в условиях российской агрессии выбрали президента в первом же туре. За Петра Порошенко проголосовали 54,7% избирателей. Ожидания в обществе были невероятные, особенно учитывая постмайданную ситуацию и нападение Кремля. Часто эксперты об этом феномене «победа в один тур» говорят как о свидетельстве зрелости общества. Да, избиратели действительно проявили себя зрело, например, было много случаев, когда люди из оккупированной части Донбасса ехали на свободную часть для того, чтобы проголосовать за Порошенко, который пообещал закончить войну за две недели. Но не нужно также забывать и об олигархическом консенсусе, который позволил в первую очередь провести выборы, а затем — Порошенко стать президентом, а Виталию Кличко — городским головой Киева. Об этом открыто заявил олигарх Дмитрий Фирташ во время судебного заседания в австрийской Вене.

Избирательный штаб Петра Алексеевича в 2014-м провел удачную кампанию — «жить по-новому», сохранить территориальную целостность, перекрыть оффшоры, продать бизнес, сократить количество налогов, реформировать суды и тому подобное, и выиграл выборы. Реалии же, конечно, оказались несколько иными. «По-новому» страна так и не зажила, ведь кланово-олигархическая система продолжает доминировать в стране. Задача усложнялась еще и тем, что на то время сам Порошенко владел всеми атрибутами олигарха: большой бизнес, канал, банк, «свои люди» в парламенте... Соответственно, его исторической миссией было — сломать старые правила 90-х. Но на это нынешний Президент так и не осмелился. Он только удачно пользуется системой, которая была создана раньше. А следовательно, война не закончена и территориальная целостность не сохранена, вместо этого Украина фактически пребывает в «минском котле». Оффшоры не перекрыты, более того, даже сам Президент попал в оффшорный скандал. Вместо продажи бизнеса — слепой траст. Качественных реформ в сфере налогов и судебной системы по сути нет.

ПРЕЗИДЕНТ ПЕТР ПОРОШЕНКО В ЛУЦКЕ ВСТРЕТИЛСЯ С СЕРГЕЕМ ТОРЧИНСКИМ, КОТОРЫЙ ПЛАНИРУЕТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ ВО ВСЕМИРНЫХ «ИГРАХ НЕПОКОРЕННЫХ» / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Среди достижений Президента называется модернизация армии, которая действительно отличается от реалий 2014-го, хотя и здесь у военных экспертов есть нарекания по поводу построения профессиональной армии и оснащения. Подписана ассоциация с Евросоюзом, но проблемы в этом направлении остаются. Подписание же еще одного соглашения — безвизовый режим с ЕС — Порошенко анонсировал не один раз, даже называл конкретные даты, но каждый раз эта дата переносилась. И вот, наконец, это произошло — соглашение заработает с середины июня. Не исключено, что именно это достижение станет самым большим в первую очередь психологическим плюсом для действующего Президента.

Особенно когда речь идет о втором сроке Порошенко. Сам он на последней пресс-конференции заявил, что об этом еще говорить рано. Однако мы знаем, что представители его окружения неоднократно заявляли, что Порошенко пойдет на второй срок и выиграет выборы. В этом контексте СМИ на днях опубликовали данные закрытой социологии, которая проводилась для Администрации Президента (pravda.com.ua). «В марте социологические службы «Социс» и «Рейтинг» делали замеры президентских рейтингов, результаты которых Игорь Грынив представил во время одного из совещаний на Банковой. За Порошенко проголосовали бы 13,2% избирателей среди тех, кто определился с кандидатом и планирует принять участие в выборах. На втором месте с минимальным отрывом в рамках погрешности — лидерство «Батьківщини» Юлия Тимошенко с 12,9%, а закрывает тройку лидеров певец, лидер группы «Океан Ельзи» Святослав Вакарчук с результатом в 12,3%».

«Нужно учитывать то, что еще не началась предвыборная кампания, потому опрос относительно будущего президентства нужно воспринимать только условно. Важно, чтобы такими опросами занимались серьезные центры, — комментирует «Дню» заместитель председателя Института социологии НАН Украины Евгений ГОЛОВАХА. — Кандидатура Вакарчука, которая появилась среди лидеров опроса, действительно имеет свой сегмент сторонников. Его поведение пока осторожно, заявления взвешены с прицелом на возможность в будущем принимать участие в выборах. Но это все предварительно, ведь мнения людей могут меняться в процессе предвыборной кампании. Тогда вопрос выбора становится неотложной проблемой, а не просто размышлениями. Ведь вступают в силу условия необходимости делать выбор. Что касается оценки деятельности Порошенко, то сейчас, после того, как прошло три года его президентства, люди очень противоречиво воспринимают его позицию и достижения, учитывая предвыборные обещания».

«Когда еще не началась предвыборная кампания и нет официальных списков кандидатов, то в опрос можно включать кого угодно, — комментирует «Дню» директор фонда «Демократические инициативы» Ирина БЕКЕШКИНА. — Безусловно, для манипуляций может использоваться что угодно и не только опросы. Заказчики опросов будут публиковать те результаты, которые им выгодны. Если нет, то просто не будут их обнародовать. Нельзя забывать о телепередачах, дебатах, которые тоже влияют на общественное мнение. Там так же есть опросы, которые не имеют никакого отношения к репрезентативности».

Во внутриполитической ситуации у Украины сохраняется статус-кво, которое оформилось в апреле прошлого года с избранием на должность премьера Владимира Гройсмана (ситуация была подобной и ранее, но с увольнением Яценюка Порошенко еще больше усилил свое влияние). Несмотря на то, что по Конституции у нас парламентско-президентская республика, Верховная Рада не играет ключевую роль в принятии решений (это тема отдельного разговора). Таким субъектом по факту является Администрация Президента. А если точнее, то Петр Порошенко со своим окружением в союзе с «группой Яценюка» продолжают управлять страной.

«Как воспринимает общество деятельность Порошенко за эти три года? — задает вопрос Ирина Бекешкина. Мы недавно проводили опрос по 10-балльной шкале. Так вот выполнение своих обещаний Президентом украинцы оценивают на тройку. А точнее, на 3,6. Правда, в прошлом году было 3,2. Возможно, 0,4 за этот год добавилось за счет безвиза. Люди, безусловно, ждут результатов борьбы с коррупцией. Но если раньше украинцы относились к этому с энтузиазмом и требовали арестов, то сейчас чувствуется существенное разочарование».

«БОЛЬШЕ ВСЕГО ЛЮДИ УСТАЮТ ОТ ЛЖИ И ДВОЙНЫХ СТАНДАРТОВ»

Борис АЗАРОВ, бывший боец 72-й ОМБр, участник боев за Донецкий аэропорт мая —августа 2014 года:

— Очень хорошо помню дни выборов три года назад. Тогда на восток самолетами доставлялась не только техника, но и бюллетени. На тот момент ожидание от выборов было одно — надежда. Украинцы выбирали не просто очередного президента, а человека, который будет способен переступить через порочные правила, укоренившиеся до того, и даст толчок стране к развитию. После Майдана этого ожидали все, так как слишком большая цена была за это заплачена. Конечно, люди также ожидали более быстрого завершения боевых действий. Порошенко поверили, когда он пообещал через две недели закончить войну. Он выглядел уверенно, и условия для этого действительно были. Потом мы все увидели, что вместо решительных действий, четких приказов, введения военного положения началось промедление. А тогда время работало не на нас. Было ощущение отсутствия выбора. Военные требовали, чтобы им обеспечили возможность проголосовать. Тогда мы стояли в Ялте под Мариуполем и были большие препятствия для того, чтобы военные могли отдать свои голоса за будущего президента. В конце концов мы своего добились.

Но что имеем теперь? Теперь мы видим, что нас втянули в позиционную войну, когда стороны конфликта пристрелялись друг к другу, а ситуация не меняется. При этом ежедневно продолжают гибнуть ребята. Порошенко, который обещал закончить войну через две недели, не только не сдержал свое слово, но и продолжает вести себя по-прежнему — часто мы слышим одно, а в действительности происходит другое. Его информационная политика построена вокруг собственных интересов как политика, а не вокруг интересов Украины как государства. Вследствие этого растет уровень разочарования, недоверия к власти. Этим пользуется враг. Я сейчас не возвращаюсь на фронт, хотя был одним из первых добровольцев в 2014 году и принимал участие в первых длительных боях за ДАП. Мне надо кормить семью, и я большинство времени провожу за рубежом. Таких, как я, очень много — бывших бойцов, которые вынуждены адаптироваться к жизни, так как для них никто не создал соответствующих условий.

Люди устают, но больше всего они устают от лжи и двойных стандартов. Например, только газета «День» и потом еще несколько СМИ вспомнили о боях нашей 72-й бригады в ДАП летом 2014 года. По крайней мере, я больше подобных материалов не встречал. Зато в СМИ есть раскрученные темы, люди, и наоборот, забытые, нетоповые, вне формата. Целые прослойки стали «вне формата» общественного интереса и внимания власти. Так и с другими аспектами нашей жизни — что-то замалчивается, а что-то, наоборот, подается как успех. Люди все это очень болезненно чувствуют.

«НЕЛЬЗЯ НЕ ОТМЕТИТЬ И ТОТ ФАКТ, ЧТО ХОТЬ СО СКРИПОМ, НО РЕФОРМЫ ПРОДОЛЖАЮТСЯ»

Геннадий БОЛДЫРЬ, бывший луганчанин, представитель Торгово-промышленной палаты Украины и экс-советник в Посольстве Украины в Республике Австрия:

— Что касается экономики, то у меня и многих других было ожидание, что соответствующие реформы в Украине, несмотря на сложную ситуацию с военными действиями, будут более успешными. Они должны были осуществляться более динамично, а для этого нужна была политическая воля, системные шаги. Я имею в виду не модернизацию промышленности, а улучшение бизнес-климата и правовой безопасности бизнеса. Безусловно, нельзя не отметить и тот факт, что хоть со скрипом, но реформы продолжаются.

Что касается общественных процессов, то относительно событий на Донбассе и в Крыму важно говорить об этой проблеме в комплексе. Деструктивные процессы там готовились до Порошенко и для него крайне важно было запустить механизмы нейтрализации той политики, которая проводилась десятки лет пророссийскими элементами. Для этого нужна была четкая позиция с последовательным выполнением своих обещаний. Еще с 90-х годов восток и запад Украины искусственно противопоставлялись. За этим стояли как узкопартийные интересы отдельных сил, так и интересы соседнего государства. К сожалению, до сих пор не была достигнута консолидация общества. Более того, продолжается политика по сеянию раздора. Делается это достаточно квалифицированно, грамотно и широко, с использованием СМИ, социальных сетей и т.п.

Меня беспокоит вопрос: есть ли у Президента планы по нейтрализации этого явления? К сожалению, благоприятным условием для внедрения врагом стратегий раздора является непоследовательность самой украинской власти. Расфокусировка ожиданий, фрустрация в обществе заставляют людей оставаться в уголках своих убеждений, в которые их загоняют профессиональные манипуляторы. Украину нужно объединить, консолидировать. Именно это может не только дать толчок к качественным переменам, но и к победе на фронте.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать