Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Жизнь по «понятиям»

Исконные причины социально- экономической стагнации Украины
03 ноября, 18:39
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Национальный хозяйственный комплекс Украины, формировавшийся из колониальной экономики УССР, с самого начала нашей независимости был неполным, с преобладанием добывающих и перерабатывающих отраслей. Он унаследовал все отрицательные черты социалистической экономики, особенно в сфере оплаты труда, при этом приобрел ряд новых отрицательных черт, присущих дикому коррупционному капитализму. Особые недостатки касались и касаются оплаты труда, трудовых отношений работодателя и наемного работника как в государственном, так и в частном секторе, а это сильнее всего отражается на производительности и качестве труда. В современном цивилизованном обществе наибольшее значение имеет уровень оплаты за вложенный тружеником труд в производство или предоставленные услуги. С развитием общества и экономики увеличивается вознаграждение работникам за количество и качество выполненного труда. В рабовладельческом обществе раб получал 30% от вложенного им труда на рабовладельца, в феодальном крепостной получал 50% от стоимости произведенной им продукции. В США рабочий получает до 75% с каждого доллара за прибыль с его труда, а государство и работодатель только 25%. В «покойном» СССР этот показатель составлял 5%, в колхозно-совхозном АПК — 0-5%. Основное же количество доходов поступало в так называемый общественный фонд потребления, который использовался для строительства жилья, на здравоохранение, образование и тому подобное. Но львиная доля этого общего богатства доставалась партийным, кагебистським и советским бонзам, простым же гражданам оставались крохи. Рядовой «совок» получал жилье после стояния в очереди 15 — 20 лет, начальству оно предоставлялось немедленно. Руководящие кадры получали качественные продукты питания и дефицитные промышленные товары в специальных распределителях, а простые граждане покупали их, выстаивая километровые очереди, или доставали «по блату». Это и стало важнейшей причиной спонтанного развала «империи зла».

В независимой Украине уровень вознаграждения труженика за его работу составляет 12 — 16%, в отдельных случаях, в некоторых высокотехнологических отраслях — 30% и даже несколько больше. Львиная доля прибыли оседает в карманах олигархов, продажных чиновников и депутатов, которые за очень короткое время стали миллионерами и миллиардерами. Эти нувориши хотят получить все и немедленно. По свидетельствам прессы, стоимость одного квадратного метра жилья в Киеве обходится владельцам строительных фирм в 300 долларов США, а продают они его за 1500 и больше долларов. Т.е. чистая прибыль составляет 500% и больше. Такого размера сверхприбыли имеют владельцы сетей сотовой связи и другие предприниматели из привилегированных кланов. Слишком быстрое обогащение кучки олигархов, преимущественно чужестранцев, привело к глубокому социальному расслоению украинского общества, росту социального и межнационального напряжения, торможению социально- экономического развития. Тонкая социальная прослойка олигархов, которые по большей части вышли из большевистских аппаратчиков и срослись, вернее, влились в уголовный бизнес, ведет чересчур роскошный образ жизни, строит себе замки и шикарные виллы, покупает дорогие иномарки и другие предметы роскоши. Наши работодатели, как государственные, так и частные, пытаются, как это было в худшие советские времена, обмануть или обойти основные экономические законы. Один из них утверждает, что если работник получает вознаграждение менее 50% от объема вложенного им труда, то перестает быть заинтересованным в качестве и производительности труда, пытается большее «сачковать», левачить, воровать, портить оборудование и тому подобное. Обедневшие граждане, которым тяжело выжить на мизерную зарплату, вынуждены искать работу за пределами родной страны. Таких трудовых мигрантов насчитывают около 5 — 6 миллионов, их выезд на заработки приводит к разлуке семей, появлению сотен тысяч беспризорных сирот при живых родителях, к значительному уменьшению естественного прироста населения государства. Если бы более 50% стоимости произведенной тружеником прибыли шло на оплату его труда, то заработная плата в государстве увеличилась бы в несколько раз, не было бы таких жадных олигархов, отпала бы причина выезда миллионов украинцев на заработки в чужие края. Но это произойдет лишь тогда, когда в Украине будет настоящая демократическая украинская власть.

Настоящим тормозом для формирования рыночного народнохозяйственного комплекса является такое постыдное явление, как теневая экономика. В первые годы независимости она помогала стране насытить потребительский рынок завезенными из заграницы преимущественно контрабандными товарами, обеспечить многих граждан работой. Но на современном этапе она уже выполняет негативную как социальную, так и экономическую, и политическую роль. По информации различных официальных источников, в тени находится до 50 — 54% национального хозяйства, а это уменьшает поступления в государственный бюджет, различные социальные фонды, в частности в Пенсионный, более чем в два раза. Теневая хозяйственная деятельность срастается с криминалом, содействует противозаконным финансовым операциям, вытеканию национального капитала в офшорные зоны. Граждане, занятые в теневом секторе экономики, лишены права на легальную государственную пенсию, ряда социальных льгот и услуг. Высокий уровень тенизации национального хозяйства вредит имиджу государства на мировой арене, вступлению его в международные организации, привлечению иностранных инвестиций. Теневая экономическая деятельность также усугубляет социальную дифференциацию, формирование прослойки теневых баронов, состояния которых достигают уровня официальных олигархов.

Возможно, наиболее весомой и трагической для нации причиной современного плачевного состояния национального хозяйства был геноцид украинского селянства, ликвидация его как носителя всех черт украинства. Московские колонизаторы, кроме физической ликвидации лучших сельских хозяев, разрушили фундамент собственно украинского сельского хозяйства — частного земледельца-собственника. Вместе с печенками и почками у него отбили любовь к труду, к родной земле. Десятилетия колхозно-совхозного рабства прервали эстафету развития украинского земледелия и животноводства, которое непрерывно продолжалось со времен Триполья. Теперь возобновить умелого украинского хозяина очень тяжело, особенно не сделав его абсолютным владельцем земли, чему так противятся социалисты и коммунисты. Они пытаются на украинскую почву перенести несвойственную нам русскую общину, но в первую очередь передать землю «красным баронам», бывшим руководителям агропромышленного комплекса. Ведь уже сейчас они скупили за бесценок у обедневших владельцев наделов их сертификаты и ждут отмены моратория на продажу земли, чтобы стать законными ее владельцами.

А земля является наибольшим национальным достоянием украинцев. В нашем государстве только пахотный клин составляет более 33 миллионов гектаров плодородных земель, преимущественно черноземов, а еще земли садов и виноградников, огородов селян и горожан, лесные земли, земли под населенными пунктами, и промышленными предприятиями, и дорогами, и тому подобное. Если оценить всю эту землю по европейским ценам, то ее стоимость приближается к одному миллиарду долларов США. Для справки, один гектар земли в Нидерландах стоит $43 тысячи, а стоимость поливной земли в околицах столицы Иордании достигает $5 миллионов (!). И такое огромное национальное богатство не работает на государство, на украинское село, на украинского хозяина. И благодарить за это мы должны социалистов и коммунистов, разных захожих, которые еще и сегодня правят нашим государством и его национальным хозяйством.

Несформированность гражданского общества, низкая активность территориальных общин и недостаточность полномочий у органов местного самоуправления порождают пассивность и инертность базовых органов власти, не содействуют инициативе и социально-экономическому развитию на уровне сел, городов, районов и областей. Несовершенная фискальная политика, распределение налоговых поступлений на государственный (80%) и местный (20%) бюджеты порождают ряд негативных процессов. Территориальные общины довольствуются мизерными поступлениями из местного бюджета, а из общегосударственного бюджета получают объемы субвенций и помощи, зависящие от искусства выбивать эти средства в центре, от наличия собственного лобби в правительстве и парламенте. Непосредственно бюджетные средства в условиях поголовной коррупции, продажности и необязательности чиновников являются наиболее значимым источником для злоупотребления и краж. Деньги на пути от территориальных общин к центру и назад имеют свойство «прилипать» к рукам нечестных и продажных чиновников. Особенно это касается НДС, преступных схем его возмещения при экспорте отечественной продукции. Возникает вопрос, почему при выполнении государственного бюджета на 102 — 105% целый ряд государственных программ и ведомств финансируются только на 30 — 50%?

Большим и пока что непреодолимым препятствием на пути к евроатлантической интеграции является правовая анархия, жизнь не по законам, а по «понятиям». Этот рудимент, привнесенный в украинское общество московскими правителями, мешает формировать европейские ценности, нормальному общению с иностранцами. Страна живет по каким-то сверхзаконным или внезаконным правилам, установленным чиновниками и уголовными авторитетами. Чиновников в ипостаси государственного рэкета, организованный теневой рэкет, как кровопийцы-паразиты, вытягивают средства из граждан, государственных предприятий и организаций, в первую очередь из частного малого и среднего бизнеса, которому не дают возможности встать на ноги. А этот бизнес является основой основ рыночной экономики, источником поступлений в государственный и местный бюджеты, реальной возможностью преодоления безработицы. Несформированность среднего класса является основной причиной политической и социально-экономической нестабильности в государстве.

Еще одна общенациональная беда — институт льгот, который обогащает зажиточных и делает попрошайками бедных. Года четыре тому назад тогдашний президент Л. Кучма в телеинтервью утверждал, что льготы стоят государству 180 миллиардов гривен при тогдашнем бюджете приблизительно в 60 миллиардов. Речь идет не о льготах пенсионерам при проезде в электричках, трамваях или троллейбусах, и о субсидиях для бедных, которые не в состоянии самостоятельно оплатить коммунальные услуги, или лечении чернобыльцев. Речь идет об огромных налоговых и других льготах гигантам индустрии, экспортерам промышленной и сельскохозяйственной продукции, тем кланам, финансовым и промышленным группам, которые через своих министров и депутатов контролируют экономику и финансовые потоки в стране. Льготы, различные надбавки, часто курьезные, депутатам, министрам, руководителям государственных администраций, другим «заслуженным» людям достигают неприличных астрономических высот, как и их пенсии и различные доплаты, и выплаты на лечение и при выходе на «заслуженную» пенсию. И все это из государственного бюджета, и все это за кровные, орошенные слезами и потом гривни простых, не «заслуженных» и не «народных» маленьких украинцев.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать