Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Экономическая «блокада» Донбасса: насколько реально?

В Киеве общественники призывают остановить торговлю с оккупированными территориями. Что думают эксперты
15 января, 19:19
Фото из архива "Дня"

Недавно в Киеве на Майдане Незалежности группа ветеранов добровольческих батальонов «Айдар» и «Донбасс» инициировали открытие мобилизационного штаба для сбора и объединения активистов, желающих принять участие в экономической «блокаде» оккупированного Донбасса. Основная цель общественной инициативы — добиться освобождения всех украинских пленных на оккупированных территориях. Организаторы штаба заявляют, что будут блокировать Донбасс до тех пор, пока боевики не освободят всех украинских пленных.

Инициаторы акции отмечают, что по сравнению с 2014-2015 гг., в 2016 году торговля с оккупированными территориями увеличилась в несколько раз, контрабанда ввозится практически беспрепятственно. И это при том, что еще в ноябре 2014 года Президент Украины ввел в действие решение СНБО о выводе с оккупированных территорий банков и бюджетных учреждений, а в январе 2016-го официально ввели значительные ограничения на поставки товаров в зону АТО.

Однако официальной позиции власти относительно экономической «блокады» нет. Причем в последние несколько недель ряд народных депутатов заявили о необходимости национализировать торговую сеть «АТБ» за якобы торговлю с боевиками и финансирование сепаратизма и терроризма, без какой-либо доказательной базы, что вызвало скепсис и недоверие у многих.

«День» обратился к инициаторам экономической блокады Донбасса и экспертам с вопросом: полезна ли будет Украине экономическая «блокада» оккупированного Донбасса и правомерна ли национализация частной собственности в таких условиях?

«Я ВЫСТУПАЮ ЗА УМЕНЬШЕНИЕ И ДАЖЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ТОВАРООБОРОТА С ОККУПИРОВАННОЙ  ТЕРРИТОРИЕЙ»

Егор ФИРСОВ, народный депутат VII и VIII  созывов:

— Новая власть, которая управляет государством на протяжении уже трех лет, должна была сформулировать стратегию развития, в частности, и по отношению к Донбассу. Самое главное — ответить на вопрос: что мы делаем и как мы себя ведем с этой территорией. Ни от Президента, ни от премьера, ни от спикера парламента ответы на эти вопросы мы не слышим. Когда власть бездействует, и когда у власти ответов на эти вопросы нет, на помощь приходит гражданское общество. Так, общество приходило на помощь, когда в 2014 году не было армии, и добровольцы брали в руки оружие, шли защищать нашу страну. И сегодня, увидев, что нет соответственной политики в отношении Донбасса, что с этой территорией связаны такие проблемы, как контрабанда и коррупция, часть общества снова активизировалась.

От контрабанды и подобной «экономической деятельности» выигрывает режим оккупантов. Он получает деньги, на которые финансирует свои бандформирования. Я выступаю за уменьшение и даже прекращение товарооборота с этой территорией, ведь когда идет товарооборот, та территория, тот режим становится жизнеспособным. В таком случае мы косвенно стимулируем тот режим за счет этого товара.

Говоря о механизме приостановления товарообмена с оккупированными территориями, есть два момента. Первый момент — чисто юридический: необходимо фиксировать то, что есть на самом деле. Называть страну-агрессора агрессором четко и жестко, те территории — оккупированными, «ДНР/ЛНР» — террористическими организациями на законодательном уровне. И вторая позиция — на уровне Кабинета министров и СНБО — жестко ограничивать товарооборот. Причем, любой товарооборот. Вплоть до ограничения предоставления воды и электроэнергии. Украинскому государству нужно демонстрировать силу. Только таким способом можно отстаивать свои интересы.

Говоря о дискуссии относительно национализации, однозначно любые такие действия играют для государства отрицательную роль, потому что отталкивают иностранных инвесторов. Инвестор думает: зачем мне заходить в страну, вкладывать деньги, если любой ларек, магазин сразу могут национализировать? На наших блокпостах стоят наши люди. Это продовольствие провозят не в карманах. Провозят фурами, фургонами, которые очень сложно не заметить. Поэтому все это просто какие-то популистские рассказы о национализации.

«МОСКВЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ «БЛОКАДУ» ДОНБАССА УКРАИНОЙ — ПЛЕВАТЬ, А РЕАЛЬНОГО УЩЕРБА БОЕВИКАМ ОНА НЕ ПРИНЕСЕТ»

 Кирилл САЗОНОВ, политолог, журналист, блоггер из Донецка:

 — Никакое руководство так называемых «ДНР/ЛНР» освободить пленных не может. По той простой причине, что их судьба решается в Москве, а не в Донецке и Луганске. А Москве на экономическую «блокаду» Донбасса — плевать. Тем более эта инициатива очень рискованна из-за того, что реального ущерба боевикам она не принесет. Люди с оружием голодными не останутся. Кроме того, в результате «блокады» мы можем потерять поставки антрацитного угля, который не добывается больше нигде в Украине. Поэтому необходимо все взвесить и продумать, что нам принесет экономическая «блокада».

Говоря же о нашумевшей истории вокруг «АТБ» с обвинениями в торговле с сепаратистами, то ранее уже было несколько таких обращений от народных депутатов. Компания «АТБ» подавала иски, а депутаты проигрывали суды. То есть депутаты никаким образом не смогли доказать состав преступления, и, поговаривают, что речь идет о рейдерском захвате.

В свободном доступе есть свидетельства так называемых «ДНР/ЛНР», в которых указывается, что магазины «АТБ», расположенные на оккупированной территории, теперь являются «сетью Первых республиканских супермаркетов» и де-факто подчиняются Захарченко и компании. Исходя из этого, заявлять о сотрудничестве украинской сети «АТБ» с боевиками крайне нелогично.

И само понятие национализации в данной ситуации я считаю некорректным. Одно дело, если имущество государства незаконно приватизировали, и государство возвращает свое. В случае же с принудительной национализацией торговой сети — это уже нарушение прав частной собственности.

«ВОЙНА НЕ ЗАКОНЧИТСЯ, ПОКА СУЩЕСТВУЕТ ТОРГОВЛЯ С ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ»

Иван МАКАР, общественный и политический деятель, юрист, доброволец батальона «Айдар»:

— Я активно участвую в организации экономической блокады оккупированного Донбасса, так как данная акция является целесообразной и необходимой. На сегодняшний день уже выдано 7 тысяч разрешений на перемещение товаров на оккупированную территорию. И в этих документах нет никаких критериев, кому разрешать, а кому не разрешать заниматься товарообменом. По факту война не закончится до тех пор, пока такая торговля существует. Потому что это очень выгодно. Те, кто продают товар на территории Украины — платят налоги государству. Если же товары везут на оккупированные территории — налоги не уплачиваются. Кроме того, что боевики получают продовольственные товары, они взимают собственные налоги, благодаря чему могут воевать. Украина фактически дает им воду бесплатно. Такая же ситуация с электроэнергией. И если боевики бесплатно получают эти ресурсы, то получается, что наша власть работает на террористов.

Вместо того чтобы решать эту сложную ситуацию на Донбассе, некоторые нардепы начинают кампанию по «отжиманию» собственности налогоплательщиков на своей же территории. Такова ситуация вокруг «АТБ». И вместо того чтобы бороться с терроризмом, некоторые депутаты ведут борьбу по устранению конкурентов. Возникает вопрос: зачем это делать? Создается впечатление, что это попытка провести рейдерский захват на государственном уровне.

Главное правило рыночной экономики — это гарантия защиты права частной собственности, заниматься же национализацией — это последнее дело. Мы ведь не при коммунизме живем. И в современных условиях подобные заявления от нардепов можно воспринимать только как политическое рейдерство.

Если же говорить о корректном механизме экономической «блокады», то все должно происходить согласно законодательству. Президент должен внести в Верховную Раду представление о запрете любого перемещения товаров на оккупированную территорию и с оккупированной территории, а парламент — проголосовать за это решение.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать