Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как философия Лины Костенко объединила два юбилея

10 марта, 20:54

За годы живительного взаимного обмена между газетой «День» и нашими читателями у нас даже, можно сказать, выработались общие биоритмы. Недавно читатели и авторы «Дня» — Михаил и Светлана Фалагашвили — прислали в адрес редакции письмо, в котором рассказали, что в этом году вместе с 15-летием нашей газеты они будут праздновать 15-летие своего брака. По такому случаю главный редактор послала в подарок супругам сборник Лины Костенко «Річка Геракліта». А на днях редакция получила благодарный ответ.

***

Уважаемая Лариса Алексеевна!

Уважаемые коллеги по перу «Дня»!

Простите, что так обращаемся к вам, но после многолетнего сотрудничества, полагаем, уже имеем на это право.

О роли случая и неожиданности в истории человечества написано и еще напишут огромное количество всего. Можно это даже вознести до эдакого фатума. Но в большинстве случаев и чаще это планомерная, целенаправленная, рутинная, часто неблагодарная работа, которую выполняют, даже не надеясь на благодарность. Наверное, к такому приятному случаю стоит отнести и нынешнее 2 марта, когда нам принесли почтовое уведомление о бандероли. «Кто бы это, что это и от кого?» — перебросились вопросами с женой, не ожидая ничего, да и забыли... до получения. День покатился в своем традиционно-будничном ритме. Я поехал на свою любимую «дачурку» копаться в «ее» бесконечных делах, жена — на хозяйстве. А потом телефонный звонок и голос жены, преисполненный неописуемого удивления и радости: «Миха, ты просто не представляешь, какой подарок прислал «День» к нашему семейному юбилею! Сборник произведений Лины Костенко «Річка Геракліта». И действительно. За жизнь было много подарков, но такого не было. Моя жена назвала «День» ГБР — сокращенно «Группа быстрого реагирования».

Что ж, «День» продолжил прекрасную традицию «приятно поражать» своих читателей и соавторов. Получить в подарок философию Лины Костенко в виде избранных ее произведений для нас — счастье, описать которое не хватает слов, а появляются лишь эмоции. Это такое оцепенение с морозом по коже и с немым вопросом: «Неужели это нам?»

Мы сознательно избегаем слов «стихи Л. Костенко», потому что фактически это не стихи, а философия Гармонии и Жизни, которых всегда так не хватает человечеству, а сегодня — особенно. Ее почти белая поэзия достигает космическо-космогонической необъятности через такие, казалось бы, глубоко земные вещи, как степь, дождь, дерево, домики, конверты с почтовыми марками окон, радуга, осень, весна, зима, лето, колодец, воробей, лес, верша, лист, сено, осы... Именно через эти глубоко понятные каждому человеку, а особенно украинцу, понятия, Поэт достигает непревзойденного ощущения философского единства Природы и Человека, говорит о его неотвратимой ответственности за будущее всего сущего на Земле.

А потом — наш семейный вечер поэзии с компакта в исполнении самого автора, которая входит в тебя, словно Природа, словно Песня, словно Сказка, где рядом с грустью потерь идет радость рождения и возрождения, где побеждает все-таки надежда на лучшее, на Жизнь, а не прозябание в ней. В отличие от многих поэтов, читающих свои стихи почти речитативом и с эдаким подпеванием-подвыванием (простите за немного грубую аналогию, но нечего греха таить), Лина Васильевна читает свои в самом широком диапазоне чувств — от самого тихого пианиссимо — и переливает свои ощущения и чувства в души слушателей. Полное отсутствие какой-либо позы, величавости, велеречивости. Казалось бы, простые слова, а идет кругом голова. Поэзия Лины Васильевны словно вытаскивает нас из болота нашей традиционной будничности, заставляет думать о том, мимо чего проходим, не замечая; заостряя, концентрируя внимание на вещах очень далеких, на первый взгляд, от поэзии. Действительно под «кистью-пером» художника все начинает жить своей жизнью, как будто в них этими инструментами вдыхается какая-то высшая духовная материя. Метафоры ее настолько емки и образны, что иногда говоришь с укором себе: «А и правда, как я сам до этого не додумался». Но важно, в конце концов, что они сказаны, а кем — не имеет значения. Ведь действительно отличие обычного человека от художника именно в том, что первый смотрит на вещи, но не видит их, будто скользя по поверхности, а второй — проникает вглубь.

Поэзия Лины Васильевны — некоторым образом «поэзия грусти». Да это и понятно, ведь человек, по сути, — комплекс Грустей: грусть по детству; грусть, что лето пошло; грусть по угасающей любви; грусть по несбывшимся мечтам; грусть, окутывающая от печального журавлиного курлыканья; грусть, что старость на пороге, а там, гляди, и Ее Величество Вечность... Наверное, Всевышним в Природе специально было создано больше Грусти, чтобы Человек сильнее чувствовал Радость бытия, чтобы ценил то безмерно короткое мгновение между Бытием и Вечностью и наполнял его полезными Людям делами и Чувствами...

Поэтому низкий поклон всем вам и глубокая человеческая благодарность за внимание и за все, что вы делаете на благо Украины, для создания Гражданского общества. Ваше внимание и теплые слова действительно придают нам сил, настроения и уверенности, что мы таки можем летать и полетим в счастливое будущее...

Искренне ваши, Светлана и Михаил ФАЛАГАШВИЛИ

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать