Не всякий человек способен быть у власти, а лишь такой, что по природе своей стремится к правде и справедливости.
Станислав Ореховский-Роксолан, украинский писатель, оратор, публицист, философ, историк, полемист, гуманист эпохи Возрождения

Тайны незавершенных творений Гауди

Что для меня — Барселона
29 ноября, 2018 - 15:38

Возвращаясь к однообразной будничности после путешествия, когда все отложенные деньги уже потрачены, чемоданы разобраны, а фотографии отсортированы, хочется не отпускать последние, но все еще свежие и живые воспоминания. И чтобы лишний раз не раздражать друзей и коллег своими повествованиями об отдыхе, ты сам себе вспоминаешь, рассказываешь или фантазируешь. Вот я всегда думаю, какие моменты запомнились больше всего и чем для меня стал тот или иной город. Скажем, Париж — это Монмартр и Мулен Руж, Копенгаген — велосипеды и дорогие диванчики, Нежин — памятники Гоголю и огурцу. Теперь, только что вернувшись из Испании, я должна сказать, что же такое Барселона. Очевидно, Барселона — это паэлья с морепродуктами, музей Пикассо, улочки Готического квартала, фламенко в исполнении уличных танцоров и бокал сладкой сангрии. Но, невзирая на все вышеупомянутое, я все же не могу избавиться от мысли, что для меня Барселона это прежде всего Гауди.

ПАРК ГУЭЛЬ

Говорят, с известным архитектором Антонио Гауди, как и со многими другими гениями, трудно было работать и общаться. Он не воспринимал критику своих работ, его считали суровым, высокомерным и нелюдимым. Мастер и сам это прекрасно понимал, однажды сказав: «Я избавился от всех своих недостатков, но так и не смог исправить свой плохой характер». Впрочем, на протяжении всей жизни Гауди дружил с одним человеком, которого, вероятно, мы все хотели бы иметь в качестве друга. Успешный предприниматель Эусебио Гуэль был не только соратником и единомышленником Гауди, но и щедро финансировал его безумные проекты. Более того, Гуэль знакомил друга с «нужными» людьми из высшего света, помогая получить новые заказы и прижизненное признание. Антонио, который мог не заниматься финансовыми вопросами, полностью посвящал себя творчеству. В конечном итоге, он «вернул долг», создав один из самых красивых парков мира, который сегодня носит имя Гуэля.

Интересно, что сначала на месте парка планировали сделать район для большой буржуазии Барселоны. Но после смерти Гуэля мэрия города выкупила эти территории и открыла городской парк для посетителей. И сегодня каждый из нас, заплатив около восьми евро, может отправиться в несколькочасовое путешествие по сказочному миру Гауди, увидеть знаменитые «пряничные домики» и посидеть на самой длинной в мире лавочке, которая стала одним из символов Барселоны.

ДОМ БАЛЬО

Почему-то в Барселоне больше всего открыток продают с изображением именно этого шедевру Гауди. Возможно, потому что во время работы с домом Бальо маэстро решил окончательно отойти от известных человечеству стилей и опираться лишь на собственный вкус. Почему же он пошел ва-банк, пренебрегая тогдашними канонами? Ответ простой: он должен был превзойти самого себя. Дело в том, что когда богатый предприниматель Жузеп Балл Бальо захотел перестроить свой особняк, он выдвинул Гауди одно условие — чтобы «обновленный» дом был более оригинальным, чем предыдущие работы мастера, например, дворец Гуэль и дом Калбет. Архитектор собрал мощную команду мастеров, не сделал ни одной прямой линии и в конце концов получил одно из самых причудливых своих творений! В 90-х годах прошлого века дом Бальо купила семья Бернат, которая владеет им до сих пор. Парадоксально, но билеты сюда стоят очень недешево, целых двадцать пять, а то и все тридцать пять евро. По-видимому, семья Бернат еще недостаточно обогатилась благодаря своему семейному делу — компании Chupa Chups, логотип для которой когда-то выдумал Сальвадор Дали.

ДОМ МИЛА

Последним светским проектом Антонио Гауди стал дом Мила, построенный для промышленника Пере Мила и его жены. Будущий владелец планировал поселиться со своей семьей на одном этаже, а остальные — сдавать в аренду. Словом, хотел иметь стабильную достаточно большую прибыль, однако получил настолько большие убытки, что строительство так и не завершили. Ну, видели ведь глаза, что выбирали... Гауди уже успел обрести славу новатора и чудака, о котором смолоду говорили: «Или гений, или безумный». Поэтому безудержный мастер, своеобразным способом отвечая на нехватку нестандартных домов в Барселоне, создал здание намного более широкое и высокое, чем позволяли законы. За это власть неоднократно штрафовала горемычного Мила, финансы которого таяли на глазах. И хоть проект пришлось оставить, а гонорар Гауди получил лишь через суд, сегодня дом Мила считают лучшим его творением. Поговаривают, что именно здесь архитектору удалось наиболее полно реализовать свой опыт. Как раз потому, я думаю, входные билеты сюда тоже дорогие (за эти деньги можно съесть две огромные паэльи, так как помним, что Барселона — это не только Гауди).

САГРАДА ФАМИЛИЯ

Или Храм Святого Семейства, который на самом деле является церковью, стал делом всей жизни Антонио Гауди. Это монументальное сооружение начали возводить на пожертвования католической общины еще в 1882 году, но не закончили до наших дней. Храм должны завершить до 2026 года — столетие со дня смерти Гауди, и тогда он станет самым высоким в мире. Однако скептики утверждают, что это маловероятно. Поэтому в данном случае я предлагаю повысить цену на билеты с пятнадцати евро хотя бы до двадцати, чтобы ускорить процесс строительства. Но, опираясь на теорию самого Гауди, можно и не торопиться. Большой мастер, отдавшись служению Богу в качестве архитектора, говорил: «Мой клиент не спешит».

Углубившись в биографию Гауди, можно прийти к выводу, что он не составлял предварительного плана работ. Мастер постоянно импровизировал в деталях, часто останавливал работу и даже ломал уже построенное, абсолютно не жалея труда строителей. Он фактически отрекся от всего земного, начал вести монашеский образ жизни и поселился в одной из комнат Саграды Фамилии, чтобы всегда присутствовать при своем главном проекте. К тому же после дома Мила Гауди действительно отказывался от других заказов, полностью посвятив себя церкви. Страшно подумать, но бывший денди, который привык к раскованной жизни, стал похож на старого бродягу. Гауди лишь изредка выходил из своей «кельи» и все больше шокировал публику экстравагантными привычками и пристрастиями. Он покидал территорию Саграды Фамилии лишь для того, чтобы с шапкой в руке собирать средства на строительство. Принято считать, что во время одной из таких «прогулок» архитектор был сбит трамваем. Ужасно, но в 73-летнем старике не узнали великого Гауди и доставили его в больницу для попрошаек, где бесполезно было и надеяться на хорошую медицинскую помощь. Там он и умер.

В 1970-х годах большинство гениальных творений каталонского мастера были в плохом состоянии. Однако, когда 2002 год мир объявил годом Антонио Гауди, власть Барселоны активно занялась возобновлением и поддержкой этих достопримечательностей. На сегодня семь гаудовских архитектурных чудес входят в список Мирового наследия ЮНЕСКО, шесть из которых находятся в Барселоне. В этот раз я увидела лишь четыре его творения, остальные оставила на будущее. Потому что, планируя следующий визит в Испанию, хочу помнить, что Барселона — это Гауди, чьи тайны человечество будет разгадывать еще не одно десятилетие.

Александра КЛЕСОВА, фото автора
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ