Как несвоевременны решения власть имущих. Когда они за что-нибудь, наконец, решаются взяться, жизнь уже ушла вперед, и они снова остаются перед разбитым корытом.
Павел Скоропадский, выдающийся украинский государственный и политический деятель, военачальник, последний гетман Украины

Дерево, прорастающее... из-за пазухи

Театр драмы и комедии на левом берегу Днепра открыл 42-й сезон премьерой — «Гарантия 2 года»
18 сентября, 2019 - 09:50
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ

Это постановка Тамары Труновой по пьесе финского автора Сиркку Пелтола.

Театр — искусство публичное, но иногда именно здесь тебя охватывает отчаяние странного одиночества. Это ощущение по-детски острое — так, словно перед тобой какая-то хорошая компания затеяла интересную игру и ты здесь как будто и не чужой и хотел бы присоединиться, но не знаешь правил этой игры. Впрочем, у тебя есть несколько зацепок.

Во-первых, афиша, на которой из-под застегнутого плаща героя (артист Анатолий Ященко) из-за пазухи прорастает дерево. Во-вторых, есть программка, где приведены слова режиссера Тамары Труновой: «То, что сейчас происходит в мире, направлено на уничтожение эмоциональной материи. Только с бездушным человеком можно сделать все, что угодно».

Собственно, тот герой, которого играет Анатолий Ященко, — Райне Куккиа, бездомный, безработный и жить ему гарантированно осталось лишь два года, но именно он и является здесь тем, кто спасает и себя, и ближних, травмированных интернетом, телевизором и другими благами цивилизованного мира. Приблизительно так это прописано автором. Но в спектакле все пессимистичнее. Ведь можно ли это назвать спасением, когда Куккиа, наконец счастливый и свободный, оказывается где-то на роскошном пляже, в окружении розовых фламинго? Ведь на самом деле все это — лишь та самая рекламная телевизионная картинка, от которой он убегал! Уж не лучше ли жить так, как Калеви Карпянен (артист Константин Костишин) — помешанный на телесериале «Санта Барбара», но таки живой и теплый, наполненный той самой катастрофически дефицитной «эмоциональной материей»?

В спектакле, кроме вышеназванных, заняты еще несколько первостепенных артистов, всегда желанных и всегда неожиданных (Леся Самаева, Оксана Жданова, Ирина Мак, Акмал Гурезов). Жанр постановки определен как квест — по определению Википедии, это спортивно-интеллектуальное соревнование, игра. И выстроена эта игра очень старательно, техническая отработанность сложной светозвуковой партитуры иногда просто поражает. Однако не покидает ощущение, что спектакль о дефиците эмоций сделан не привычным эмоциональным, а рационально— аналитическим способом. На сцене, словно дерево из-за пазухи Куккиа, постоянно торчит составленное из вертикально поставленных букв слово Humanity, то есть «человечность». Это слово исполнено грустной иронией, особенно когда на сцене нет людей, а звучат лишь их голоса, как в радиоспектакле.

Возможно, это субъективное впечатление человека, за многие годы приученного этим театром к ясным эмоциям (или правилам игры, если хотите). Возможно, эта игра — для другой публики. Но в любом случае, спектакль «Гарантия 2 года» — работа честная, во многом неожиданная...

Следующий показ спектакля состоится 22 сентября.

Иван БАБЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ