«Должен найти самого себя»
Во Львове представили проект художника-экспериментатора Василия Бажая
Экспозицию «Без названия-2» (Untitled-2) демонстрируют во Дворце искусств. И это сороковая персональная выставка Бажая c 1989 года. Куратор показа — Роман Ганкевич.
Василию Бажаю 67 лет. Учился в Институте прикладного и декоративного искусства (ныне — Львовская национальная академия искусств). Член Национального союза художников. Основатель и председатель департамента концептуального искусства Национального союза художников.
Василий Бажай — один из самых выразительных мастеров живописной пластики. Его считают классиком в сфере инсталляции и перформанса в Украине, также — ready-made объектов.
«Василий раз в два или три года делает такую масштабную экспозицию, — рассказывает куратор выставки «Без названия-2». — Как правило, выбирает для показов Дворец искусств, потому что это самое просторное место, где он помещается со своими работами. Концепция этой выставки возникла давно, в 1996 году, когда Бажай принимал участие в фестивале экспериментального театра в Каире. Там показывал перформанс и инсталляцию. И после этого проекта понял, что в визуальном искусстве можно отразить три вещи: текст, контекст и текстуру. Поэтому и проводит эксперименты с текстом, контекстом и текстурой».
В проекте, а он немаленький — в двух залах Дворца искусств, наряду с новыми работами, созданными в 2017 -2018 годах, есть несколько полотен из предыдущих акций Бажая — 1998-го и 2008-го. Следовательно, отмечает куратор, очень интересно прослеживается развитие диалога Василия с формой, текстом и так далее. По словам Ганкевича, Бажая больше всего интересует формализм и философская структура искусства, что, собственно, он и демонстрирует в своих проектах.
«Когда делается проект, для меня главное — остаться в контексте этой структуры, — отмечает Василий Бажай. — И лишить себя вообще каких-то мыслей. Вот главное. Потому что когда начинаешь задумываться над реализацией определенного проекта, то одно мешает другому».
Художник считает, что пространство и проект не существуют друг без друга: «Эти две массивных структуры дополняют друг друга. Работы и пространство начинают сосуществовать, и когда они вместе, то требуют к себе еще и зрителя, который тоже между ними будет находить и диалог, и ответы».
Василий Бажай говорит, чтобы понять, что происходит в этом пространстве, нужно найти шифр (код) каждой работы. И особенно подчеркивает то, что нет общего кода проекта — есть код каждой работы. И у каждого, кто к работе будет подходить, этот код будет выстраиваться — между тем, кто произведение созерцает, и между произведением, которое находится в этом пространстве.
Что касается отсутствия названий полотен, то, по мнению автора, название мешает произведению, потому что вводит в какие-то рамки, в какие-то ограничения: «Я не касаюсь ни социальной, ни исторической сферы, а полотно получается из тех источников, из тех глубин, которые даже мне самому мне известны. Поэтому и название лишнее! Я просто этим занимаюсь, потому что не могу существовать иначе. Это моя жизнь. Должен найти самого себя, и этот ответ ищу до сих пор. В жизни много увидено и много пережито, много прочитано и много услышано, много есть знакомых. Но в какой-то момент задумываешься: «А где же ты среди этого всего?..».
Куратор проекта считает, что выставку Бажая нужно воспринимать как сплошное произведение искусства, в котором зритель является не только посетителем выставки, но и ее объектом. И поэтому каждый сам должен сформулировать для себя название — из ассоциации от восприятия. «Здесь, собственно, и идет игра текста и контекста художественных явлений», — говорит Ганкевич. И добавляет, что экспозиция обязательно будет побуждать к размышлениям.
Показ «Без названия-2» во Дворце искусств продлится месяц, до начала сентября.
Выпуск газеты №:
№139, (2018)Section
Тайм-аут