Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Энергетика украинцев в современном быту

В Тернополе прошел Всеукраинский фестиваль «Цвет вышиванки»
30 августа, 19:24
НАРЯД НА ВЫРОСТ / ФОТО АВТОРА

Почти двести человек — мастера народного творчества и предприниматели, которые популяризуют украинские вышитые изделия, — приняли участие в нынешнем Всеукраинском фестивале «Цвет вышиванки» в Тернополе, который прошел уже в четвертый раз.

Самой старинной вышиванке, которая представлена на празднике, свыше ста лет. Она и самая дорогая — хозяева просили за нее до семи тысяч гривен. Современные, вышитые стилизованными старинными орнаментами, можно было приобрести от тысячи гривен.

КОДЫ ВЫШИВКИ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Вышиванка в Тернополе в почете. В дни фестиваля в вышитых сорочках ходили целые семьи. Я тоже надела. В общественном транспорте выяснила, что вышиванка — не только модная одежда, ее финансово выгодно носить в дни праздника. Кондуктор отказалась брать деньги за проезд. «С вышиванок не берем», — сказала она.

Бульвар Т. Шевченко пестрел палатками с главным брендовым товаром Украины: народные костюмы, платья, вышитые рушники, женские блузки, мужская одежда, аксессуары для украшения одежды. Тернопольчане и гости к вышитой красоте присматривались и приценивались. Мастера вышивки не жалели времени рассказать об истории вышивки, о ее видах и особенностях.

Богдан Цереблюк вместе с женой обращал внимание покупателей на редкость и стародавность своих вышивок.

— Так вышивать в настоящее время никто не умеет, — утверждает пан Богдан, — тем они и ценны. К тому же они вышиты на конопляном полотне. Еще до 70-х годов прошлого века его изготовляли в наших селах. В настоящее время это уже редкость.

— Где вы находите эти сорочки?

— Езжу по Черновицкой области, спрашиваю — у кого есть старинные вышивки. Еще на базарах люди продают. Есть у меня сорочка, которой свыше ста лет.

Заслуженный мастер народного творчества Украины, мастер-исследователь вышивки и ткачества Наталья Косакивская-Шпак приехала представлять свои работы из Винницы. Она вышивает только традиционную одежду и говорит, что спрос на такую вышивку большой.

— Я пытаюсь придерживаться тех древних канонов вышивания, что и наши прабабушки. Потому что они знали орнаменты, их действие и значение. Символы живы и начинают действовать на человека. Поэтому человек должен знать значение орнаментов и место их размещения, ведь бывает, что на вышивке есть несовместимые знаки. Это вносит напряжение в душу человека. Вышивка имеет психологическое, энергетическое значение. Она может пробудить таланты, помочь реализовать себя. Вышивальщики упорядочивают мысли и направляют в жизненную дорогу того, кто будет носить вышиванку. Вообще вышивками украшают преимущественно сорочки. Говорят, на теле человека есть жизненно важные центры, источники, которые защищают при помощи вышиванки от внешнего негативного влияния. Так человек чувствует себя в гармонии со вселенной.

— Вы заранее знаете, какие орнаменты будете размещать на вышиванке?

— Когда берешь полотно и иголку в руки, приходит и орнамент. Должна быть именно такая цветовая гамма, которая нужна конкретному человеку. Пока вышиваешь, можно рассказать судьбу человека. Если между орнаментами есть гармония, они рассказывают и о прошлом, и о будущем человека.

— Какие материалы используете во время работы?

— Для изготовления вышиванки я использую лишь натуральный небеленый или иногда беленый лен, домотканое полотно и натуральные нитки. Люблю спокойные тона и естественные неяркие цвета, которые близки к тем цветам, которые когда-то были. Раньше не было искусственных красителей, а красили нитки растительными красителями.

Леся Сенив-Лучкив привезла свои работы из Львова. Она вышивает только в современном стиле. Увлеклась вышивкой пять лет тому назад, вышивала себе и родственникам. Говорит, что ее работы вызывали такое восхищение у знакомых, что те просили вышить и им. Сегодня работы мастерицы заказывают не только в Украине, но и через социальную сеть из-за рубежа.

— Спрос просто колоссальный, наверное, трех жизней не хватит, — утверждает пани Леся. — Заказывают местные, а также наши мигранты из Канады и других стран. Социальная сеть очень помогает.

— Много времени идет на вышивание сорочки?

— Вышиваю от месяца до двух. Трудно вышивать на черном полотне, потому что на черном глаза теряются, и это занимает очень много времени.

— Ваши наработки вышиванок...

— За четыре с половиной года вышила свыше 50 изделий.

— Как рождается идея, что должны вышивать?

— Снится мне пару ночей — и потом воплощается... Есть какое-то знание, наверное, генетическое. Оно приходит во сне, происходит какая-то синхронизация, несколько ночей не сплю, а затем рождается. Главное — вышивать с позитивной энергетикой, с хорошей мыслью о человеке.

ДОМОТКАНОЕ ГУЦУЛЬСКОЕ ПОЛОТНО И ФРАНЦУЗСКИЕ НИТКИ

Карта Ивано-Франковской области была вышита к 20-й годовщине Независимости. Люба Дрогомирецкая сделала это собственноручно за полгода. Вышивать было сложно, потому что много работать пришлось с небольшими орнаментами. Орнамент женщина выбирала максимально традиционный для каждого района. Вышитую карту области мастерица представляет уже в третий раз. Изделие не продается, — утверждает пани Люба.

Эта мастерица вышивает и современные варианты одежды: пиджаки, костюмы, платья. Применяет традиционный классический узор, но не в традиционной манере его изложения на полотне.

— Очень многие хотят традиционно вышитую одежду. А у кого уже есть традиционная, тот ищет современную вышивку, — говорит пани Люба.

— А можно ли сделать современную одежду, не нарушая духовного значения вышивки, продолжая духовное наследие вышивания?

— Духовное наследие отображается в орнаменте и колористике. В настоящее время можно создавать современную одежду с вышивкой, выбирая старинный орнамент. Но я придерживаюсь старинной манеры вышивки, традиций сочетания цветов и по-своему располагаю их на полотне. Не так, как когда-то.

— Какие материалы используете?

— Домотканое гуцульское полотно, лен и нитки французские, которые не линяют.

Оксана Гребеняк, руководитель детской семейной группы «Великодні зернятка» была на фестивале вместе с семьей в традиционных семейных вышиванках. Она пришла не выбирать вышиванку, а только посмотреть и выступить на концерте.

— В сорочке, вышитой мамиными руками, чувствую себя уютно. Одеваюсь и чувствую, что оно мое. Есть у меня сорочки современные, вышитые на полотне изо льна. Но вышиты они традиционными узорами. Считаю, что использовать не украинские элементы орнаментов в вышивке нехорошо.

* * *

На этом празднике, кроме вышиванок, мое внимание привлекло и интересное замечание одного из инициаторов и организаторов фестиваля — Евгения Филя. Он отметил, что сегодня вышивка становится нормой в жизни украинца. Говорит, изменилось восприятие. Если раньше человека видели в вышиванке, то считали, что это связано с большим праздником. В настоящее время вышивка никого не удивляет. В будни одевают если не саму вышиванку, то хотя бы одежду с элементами вышивки. Многие дизайнеры используют вышивку в своих работах.

Пан Евгений уверен — это прорастают побеги духовной энергетики украинцев в современный быт.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать