Украина не может существовать, не владея Крымом, это будет туловище без ног. Крым должен принадлежать Украине, на каких условиях, это все равно, будет ли это полное слияние, или широкая автономия, последнее должно зависеть от желания самих крымчан
Павел Скоропадский — украинский государственный, политический и общественный деятель, военный. Гетман Украинского Государства.

#Евровидение-2017: каким оно войдет в историю

Победителем стал португальский певец с трогательной джазовой балладой, а зарубежные журналисты называют уровень проведения конкурса Украиной «грандиозным»
15 мая, 2017 - 19:31
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«МУЗЫКА — НЕ ФЕЙЕРВЕРК, МУЗЫКА — ЭТО ЧУВСТВО»

В ночь на 14 мая стало известно, что «хрустальный микрофон» — главная награда конкурса, и «ключи» от Евровидения едут в Португалию. Участник от этой страны, 27-летний Сальвадор Собрал, победил с джазовой интимной балладой Amar Pelos Dois («Любовь за двоих») на португальском языке, которую написала сестра Сальвадора — Луиза Собрал. Он «неформатный» победитель для гламурного конкурса поп-музыки. В нем нет пафоса, он выступал без танцоров, светодиодов, софитов и другой техники, на дополнительной сцене, расположенной в центре зала, среди публики. «Евровидение» снова, как и в прошлом году в Стокгольме, отдало преимущество не яркому перформансу, а песне и ее исполнению. «Музыка — не фейерверк, музыка — это чувство», — сказал Сальвадор на пресс-конференции с «хрустальным микрофоном» в руках. Насколько поразительно такой подход контрастирует со стилистикой весельчака итальянца Франческо Габбани, до последней минуты фаворита букмекеров и большинства журналистов, аккредитованных на конкурсе; «сладостью» песни болгарина Кристиана Костова, который ради «лайков» обещал разбить награду в центре Москвы, и большинством других конкурсантов.

В разговоре с «Днем» один из португальских журналистов отметил: «Прекрасно, что в Киеве победил именно Сальвадор Собрал. У него красивая моральная история и сильный дух. Это настолько гармонизует и соответствует Украине, что в этом есть какая-то мистика. Рад, что победили не лоск и перформанс, а трогательность». К слову, нынешний победитель имеет значительные проблемы со здоровьем, о чем широкой публике стало известно за несколько недель до Евровидения. У Сальвадора врожденный порок сердца, но он максимально избегал этого вопроса на пресс-конференциях, чтобы не спекулировать на нем. До 7 мая, церемонии открытия Евровидения, вместо него репетировала сестра в черном мужском костюме.

ДЖУЛИ И МИШЕЛЬ ИЗ АНГЛИИ, СТРАСТНЫЕ БОЛЕЛЬЩИЦЫ ЗА ИТАЛИЮ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Неприятным является 24-е место — третье с конца — украинской группы O’Torvald. Одни иронически говорили о «дальновидности украинской команды, ответственной за национальный отбор исполнителя на Евровидение», — мол, они сделали все, чтобы Украина точно дважды подряд не принимала Евровидения. Другие отмечали, что O’Torvald — «музыкальный выбор украинского народа, в отличие от «Ґринджол», которых в 2005 году продвинули по политическим соображениям». Действительно, в национальном отборе песня O’Torvald безоговорочно стала лидером симпатий — и жюри, и украинских телезрителей. Поэтому это поражение нужно принимать достойно.

ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ

Зарубежные СМИ часто вспоминают запрет Украины россиянке Юлии Самойловой принимать участие в конкурсе, так как это первый подобный прецедент. Но в контексте не критики (запрет соответствует украинскому и международному законодательству), а констатации того, что Евровидение становится «жертвой сложной геополитизации». В конце концов, как отметило большинство обозревателей, без участия России это Евровидение стало только лучше. По словам российской журналистки «Радио Свобода» Елены Риковцевой, «о финале Евровидения в России не рассказал ни один из главных каналов. Такой бойкот. И это прекрасно. Это в тысячу раз лучше, чем если бы Россия вместе с Евровидением была в наших телевизорах, они бы обязательно нашли повод устроить истерику... Евровидение без России — это очень поучительный для нее опыт, что как легко без нее обошлись, вопреки ее любимой концепции, мол, куда вы без нас денетесь», — отметила она.

К сожалению, в финале конкурса в Киеве не обошлось и без некрасивой сцены. Во время выступления победительницы Евровидения прошлого года Джамалы, которая «привезла» конкурс в Киев, украинский пранкер Виталий Седюк с флагом Австралии на плечах выскочил на сцену и успел обнажиться на сцене. Одна из волонтерок Евровиденья Шарлотта Хмельницкая рассказала, что стащила со сцены провокатора не охрана, которая впала в «ступор», а обычный волонтер. «Кстати, на входе тоже «проверка» оставляет желать лучшего. Знаю случаи, когда полиция пропускала с шокером или газовым баллончиком, поэтому финал мог закончиться еще большим скандалом. А так Джамала осталась целой. Жаль, что подставили Австралию. Остается открытым вопрос: почему не среагировали операторы и режиссеры? Евровидение — хорошая арена для манипуляций», — отметила она. Седюк был сразу задержан стражами порядка, суд изберет ему меру пресечения — ему угрожает штраф или до пяти лет лишения свободы.

ИНВЕСТИЦИЯ В БУДУЩЕЕ

Но в конечном итоге зарубежные СМИ в своих обзорах финальной ночи вспомнили казус мельком, по большей части всего одной строкой. Намного больше писали о яркой победе португальца, особенностях номеров других конкурсантов и почему прогнозы букмекеров все-таки не оправдались. Без внимания медиа других стран не остался и тот факт, что параллельно с Евровидением в Киеве в Авдеевке произошел обстрел жилых домов. В частности, об этом написали Deutsche Welle, The Guardian, The Independent и другие. Но в целом лейтмотивом большинства впечатлений можно назвать фразу британского журналиста The Guardian Яна Фергюсона: «Музыка была намного лучше, чем за последние пять лет, в ней стало меньше глянца и примитива. Несмотря на «перелом континента»,  надежда на этот песенный конкурс остается. Это первое Евровидение в течение последних пяти лет, которое я действительно рад, что посмотрел».

«Необыкновенная архитектура, которой не надеялся увидеть. Европейский город и прогрессивные граждане, рад для себя открыть Киев», — поделился впечатлениями с «Днем» журналист из польской делегации. А греческий медийщик подчеркивает: «Само Евровидение, как по мне, проходит грандиозно, так как сцена, звук, организация фан-зоны — все на высоком уровне». «Все зарубежные журналисты, с которыми я общалась, приятно поражены украинским Евровидением и Киевом», — сказала «Дню» ведущая «Украинского радио» Галина Бабий. — Интересно сравнивать опыт Евровидения 2005 года, которое я тоже освещала, и 2017-го. Уровень невероятно вырос. Мы подошли к проведению конкурса по-взрослому, это чувствуется и внутри, это подтверждают и коллеги из других стран. Наше Евровидение не уступает предыдущим проведенным».

Впечатления журналистов, которые побывали в Киеве во время конкурса, радуют. «Столица Украины замечательная. Роскошная архитектура, богато украшенные церкви, прекрасные площади, и в самом центре — просторный бульвар, более прекрасный, чем Елисейские поля. Это прекрасная страна с хорошими и сильными людьми», — пишет обозреватель The Huffington Post. Также конкурс в Киеве называют самым «безопасным Евровидением в истории» и доказательством того, что «Украина — свободна от советской империи».

Такие отзывы стоили проведения Евровидения. Долгое время велись дискуссии о целесообразности больших расходов (организация конкурса стоила 30 миллионов евро. — Ред.), но в свете вышеупомянутого понимаешь, что целесообразно оценивать эту сумму как инвестицию. Инвестицию в имидж и уважение к себе как нации. Это импульс для экспансии нашего шоу-бизнеса в мире, а также создания информационного фона, который если не ломает стереотипы, то по крайней мере расшатывает общие представления остального мира об Украине.

Анастасия РУДЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ