Героические фальшивомонетчики

Один из сюрпризов нынешнего «Оскара» — награждение австрийского фильма «Фальшивомонетчики» в категории «Лучший иностранный фильм». Ведь до недавнего времени Австрия не была выдающейся кинематографической страной, хотя в последнее десятилетие дала миру двух интереснейших современных режиссеров: Михаэля Ханеке и Ульриха фон Зайдля. Первый шокировал зрителей жестокими фильмами-исследованиями темных сторон человеческой натуры («Бенни и его видео», «Забавные игры», «Пианистка», «Скрытое»), а второму принес славу его полнометражный дебют «Собачья жара», отмеченный призом Венецианского фестиваля. Однако в более массовых жанрах австрийские режиссеры не были в числе лидеров. Так что присуждение «Оскара» стало настоящим прорывом.
Фильм основан на реальных событиях. Во время Второй мировой войны руководство Германии решило подорвать экономику стран антигитлеровской коалиции путем печатания большого количества фальшивых фунтов и долларов. Избыточная денежная масса, по замыслу нацистов, должна была разрушить финансовые системы Британии и США. Оставалось лишь наладить необходимое производство. И вот с этой целью по всем лагерям смерти собрали евреев, имевших специальность ретушеров, печатников, умевших красиво рисовать или работавших до войны на монетных дворах. А главным исполнителем всей авантюры стал король мошенников Берлина, фальшивомонетчик от бога Соломон Сорович (Карл Марковиц).
Режиссер фильма Стефан Рузовицки сконцентрировался на проверенном сюжете противостояния заключенных и тюремщиков, добавив к нему, впрочем, некоторые нюансы. Перед Соломоном и его товарищами по несчастью стоит сверхсложная задача: выжить, не опозорив себя. Фальшивомонетчики совершают тихий саботаж, как могут тормозят весь процесс, ежедневно рискуя быть отправленными в газовые камеры. Режиссура Рузовицки непритязательна, но добротна. Все характеры — как фашистов, так и заключенных — точны и правдивы. Самый яркий из исполнителей — Марковиц. Своего короля фальшивок он играет как весьма многогранную натуру, целостную как в беспринципности, так и в неожиданном мужестве. Сорович-Марковиц и смешон, и трагичен; может быть яростным, а может и жалким; галантен с женщинами, хитер либо упрям с мужчинами. Уровень и остальных актеров, однако, также вполне приличный.
«Фальшивомонетчики» — это типичное «оскаровское» кино: умеренно развлекательное, немного скучное, но и поучительное. В Европе есть режиссеры, которые в состоянии снять намного более серьезные картины о концлагере. Поэтому выдающимся фильм Рузовицки не назовешь, но, во всяком случае, дополнительный стимул к развитию кинематограф Австрии получил.
Выпуск газеты №:
№65, (2008)Section
Тайм-аут