Перейти к основному содержанию

Гимн морю, рекам и водопадам

В Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко открылась выставка китайского искусства
25 июня, 10:37
ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА ПРЕСС-СЛУЖБОЙ МУЗЕЯ ХАНЕНКО

В экспозиции «Жизнь Воды» представлены произведения искусства XVIII—XX веков: 27 свитков и около десятка декоративных изделий. Китайские знатоки изящных искусств — «вэньжэнь» утверждали, что посредством рассматривания любого предмета искусства можно вести «сердечную беседу» со всем миром. Ученый Ли Кайсянь в предисловии к трактату о живописи написал: «В мире бесчисленное количество вещей — и каждая несет в себе свою истину...» Каждая из «вещей» на выставке «Жизнь воды» ведет с нами прямой диалог: свитки зовут в прекрасную страну, где журчат водопады, золотые рыбки беззаботно плещутся в бурном водоеме, а рыбаки в лодке из слоновой кости забрасывают сети в надежде на щедрый улов... Выставка открывает зрителю всю полноту и разнообразие жизни водной стихии, приглашая в мир утонченной восточной культуры.

Свитки с живописью в жанре «горы и воды» — истинный гимн морю, рекам и водопадам. Эти пейзажи отражают восторг и трепет, которые человек из века в век неизбежно испытывает перед стихией. Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шелке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна, в форме свитков: горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных — для украшения стен.

Глядя на свитки «Рассказ об источнике персикового цвета», «Прибрежные деревья и высокие горы вдали», мы созерцаем эпический пейзаж и настраиваемся слушать чудесное пение фениксов под истории о Нефритовом Владыке Юй-Ди... Рассматривая свиток, не стоит забывать и о философском подтексте: восточная идея «пустоты», из которой все возникло, в древних свитках проявляется через характерные «пустоты» в композиции. Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи изображение моделируется с помощью объемов и форм, цвета и светотени. На длинном и узком бумажном или шелковом свитке художник изображает тихие воды рек, создавая ощущение бесконечности пространства, увиденного сверху или сбоку. Подпись вверху полотна довершает картину: близость живописи и каллиграфии типична для Китая.

Выставка живописи значительно дополнена десятком произведений декоративно-прикладного искусства. Симметричный вышитый узор с лотосами замечателен по сложности исполнения, гармоничному сочетанию красок и всех элементов композиции. Сюжетно он перекликается с изображениями лотосов на бумажном свитке, который относится к популярному жанру «живописи цветов и птиц».

Великолепный резной фонарь XIX века с нарисованным на стеклах пейзажем, вероятно, зажигался по вечерам специально для того, чтобы очарованно слушать стрекотание цикад... А прохладная на ощупь слоновая кость невольно вызывает желание потрогать чудный шедевр: сценку на рыбачьей лодке с заброшенными в воду сетями. Любопытному зрителю достаточно присмотреться, чтобы в мельчайших подробностях увидеть все детали: домашнюю птицу на борту, ребенка в переносной сумке за спиной родителя, замысловатый узор невода. Вся композиция схожа с жанровыми сценами свитков «Джонка в водовороте» и «Рыбаки, тянущие сеть», выполненными кистью на шелковых свитках.

Даже парные светло-голубые вазы с кракелюром своим цветом напоминают о водной стихии, которой посвящена выставка. Рядом с ними экспонируется миниатюрный флакон для табака из резного камня, вероятно, из лазурита, с изображением золотых рыбок. Эти дивной красоты создания изображены художниками и на свитках: стремительное и грациозное движение рыбок в бурных потоках невидимой для зрителя воды виртуозно передано мастером.

По мнению организаторов выставки, «вода как объект поклонения, созерцания и восхищения призвана привлечь внимание общественности к экологическим вопросам и побудить зрителей обратиться к природе как источнику вдохновения». Интересная и разнообразная экспозиция, объединившая самых разных мастеров под эгидой Жизни Воды, обогащает наше знание китайской культуры и раскрывает новые грани творчества художников XVIII — начала XX веков.

Выставку «Жизнь Воды» можно увидеть до 31 августа.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать