Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Гончарная Мекка Украины

Как в небольшом городке Опошня создается аутентичный и одновременно модерный украинский бренд
04 июля, 11:57

Национальный фестиваль гончарства, который прошел в селе Опошня на Полтавщине, символизировал триединство глины, железа и краски. По словам организаторов, в этом году действо впервые достигло фестивального масштаба из-за расширения программы мероприятия. В частности, в этом году уже второй раз проводился конкурс боди-арта. «География работ участников конкурса шире, чем в прошлом году. Представлены Сумщина, Киевщина, Полтавщина, Волынь, Харьковщина, Одесщина, Кировоградщина. Всего за победу соревновались 18 пар художников и их моделей», — рассказала «Дню» Людмила МЕТКА, куратор конкурса по боди-арту.

Мастера-художники приезжали в Опошню уже со сформированными идеями — таковы условия участия — и радостно делились ими со всеми желающими. «Для меня связанные с гончарством орнаменты на теле человека — это что-то новаторское и удивительное, ведь пока еще этим никто не занимался. Поэтому конкурс по боди-арту является для меня возможностью изучить украинскую орнаменталистику, обычаи и традиции. На основе этих знаний пытаюсь передать росписи наших предков, но уже на теле. В этом году во время конкурса я выполняла анималистическую орнаментику», — отметила Татьяна МЕТЕЛЬ, обладательница Гран-при конкурса по боди-арту в прошлом году.

Под боком у художников свои изделия представил и кузнечный фестиваль. «Для меня кузнечное дело ассоциируется с историей, ведь нужно не только искать старину, но и возрождать ее. Люблю заниматься прикладным кузнечеством, изготовляя те вещи, которые кому-то будут действительно дороги и нужны. Опошня всегда добавляет вдохновение, когда приезжаю сюда, всегда появляется стремление развиваться и работать. Здесь присутствует какая-то невероятная концентрация заинтересованности необычным. Мой молоток — это своеобразный автостоп. Не он путешествует со мной, а я направляюсь за ним», — поделился впечатлениями Святослав ИГОРОВИЧ, кузнец из города Стрый на Львовщине.

В дополнение программа фестиваля в Опошне предложила маленьким гостям принять участие в детской акции «Счастливые ладошки», а взрослым — в специальных тематических мастер-классах под традиционные фольклорные напевы. И, конечно, особый колорит действу придавала аутентичная атмосфера украинского праздника — традиционные вышиванки, мелодичность говора и перезвон национальных инструментов.

Уже в который раз фестиваль собрал настоящих ценителей глины. Опошня для многих ассоциируется со своеобразной гончарской Меккой. Именно здесь глина приобретает сакральное значение, которое содержится в самом процессе творчества, — от месива до керамического изделия. Эту особую связь с глиной почувствовали все, начиная от взрослых и заканчивая детьми, которые бегали с только что сделанными свистелками, хвалясь перед родителями. И именно здесь керамика демонстрирует свое историческое развитие. Например, историей развития дымной керамики охотно делился Сергей ИВАШКИВ, гончар, член Союза народных мастеров Украины: «Дымную керамику производили на Львовщине, в селе Гаваретчина Золочивского района. В советские времена эта керамика была в упадке — тогда остались только два мастера. Туда к ним из Червонограда приезжали энтузиасты, которые были неравнодушны к гончарному искусству. Они обратились к мастеру Марьяну Богусевичу и попросили его поделиться своим умением. Гончар согласился за плату — машину угля. Таким образом это ремесло перекочевало в Червоноград. И ныне развивается дымная червоноградская керамика. Сегодня в этой сфере работают более 20 мастеров».

Для гостей из-за границы гончарское искусство является своеобразным брендом интересной и самобытной Украины. «Я открываю для себя вашу культуру и вижу отличия во всем — язык, письмо, еда, рисунок, музыка. Конечно, испанская керамика отличается от украинской. Здесь важно обратить внимание на форму, орнамент, технику. Однако есть единый вектор — обращение к древнему искусству», — отметил испанский керамист Хавьер МОНШАЛЬБАТЬЕ. В этом году он впервые приехал в Украину и сразу же попал на фестиваль в Опошню, который удивил его ярмаркой и удивительной фольк-музыкой. «Моим самым большим открытием этого фестиваля было то, что я увидел настоящего казака. Знаете, в детстве мне приходилось читать рассказы об этих свободолюбивых людях. Меня увлекала их жажда к свободе, любовь к открытому пространству, поэтому у украинцев есть свои авторитеты», — поделился впечатлениями господин Моншальбатье.

Интересно, что международная карта участников, кроме западного вектора, расширяется и к востоку. «Здесь замечательная атмосфера. Не менее интересно наблюдать за гостями, не говоря уже о фестивале. Как они одеты, как они радуются и празднуют», — отметила москвичка Елена ШАБИНА, которая уже во второй раз побывала на фестивале и планирует в дальнейшем не изменять этой традиции.

Очень важно, что фестиваль гончарства в Опошне, несмотря на то, что позиционирует себя как национальный, размыкает государственную границу, открывая гостям из других стран аутентичную и в то же время современную Украину, потому что керамическое искусство — живое. Глина в умелых руках легко превращается в уникальный украинский бренд. Ведь те, кто впервые попробовал магический ритм гончарного круга, держал в руках только что выработанную форму, навсегда останутся в этом маленьком глиняном космосе.

Фото Руслана КАНЮКИ, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать