Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Как вяжу-вышиваю, о боли забываю»

Дом 80-летней Марии Манько из Винничины похож на музей
04 февраля, 10:10

80-летняя жительница села Тимановка на Винничине не представляет жизни без вышивки и вязания. Ее жилище похоже на музей, где везде вышитые и вязаные рушники, скатерки, ковры и картины.

«Сейчас я живу, как в сказке, — говорит Мария Манько, — просыпаюсь, а на потолке у меня картина с цветами, на стенах вязаный камыш, подсолнухи, лесок, калина. В пятнадцать лет вышила себе сорочку. Своей сестре помогала вышивать, но она продала свою вышиванку, а я нет. Потому что это моя гордость жизни».

Научилась пани Мария вышивать и вязать в школьные годы. Вспоминает, как в четвертом классе дядя сделал из проволоки  спицы для вязания. «С того времени я не забывала это ремесло. И детей своих научила. Ведь это наши традиции, они у нас в крови. В молодости очень недоставало времени для вышивания и вязания. А когда в 2012 году умер мой муж, мне было трудно переживать его потерю. Ночи длинные, одной грустно, так я начала вышивать и вязать. Тогда я корову и свинью держала. То днем хозяйничаю, а ночью вышиваю».

Госпожа Мария рассказывает, что за вышиванием уходит печаль, мысли становятся уравновешенные, светлые, и болезни не так надоедают. Нити извлекает из старой одежды, которую приносят дочки. Узоры к вышивке и картинам всегда придумывает сама. «Посмотрю, как цветок расцвел, лебеди, как плавают, и так себе сама вышиваю. В 2017 году перенесла инфаркт, и сейчас ночью трудно заснуть, то проблемы с давлением, то сердце болит. Я сама говорю к себе: «Айда, вставай!» Если могу, вяжу, нет, то извлекаю нити, а под утро чувствую — мне стало намного лучше, уходит боль и сон сам на глаза ложится. Подремлю несколько часов и иду хозяйничать. Много пережила горя: брата моего убили во время войны. Родители оба трудно работали. Я ходила в школу лишь до 5 класса, а затем мама не пустила, ведь не было во что одеться и обуться. Родители трудно работали, чтобы не умереть в годы Голодомора, пошли в колхоз. В 15 лет я пошла работать на строительство, и так до 18 лет, потом работала звеньевой на свекле, дояркой на ферме — всю жизнь в тяжелом труде. В 1963 году вышла замуж, вместе с мужем воспитали двух дочек. Теперь радуюсь, что имею внуков. Зятья у меня хорошие, один из них воевал в АТО».

Свои работы пани Мария не продает, только дарит: «Я сама связала на потолок картину, сама ее подбила, никто мне не помогал,  300 граммов гвоздей использовала — и все, теперь не могу налюбоваться. Вяжу до сих пор и не хочу покидать. Потому что эти нити будто держат на белом свете».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать