Канон красоты от Бонапарта
Во Львове демонстрируют книжный шкаф времен Наполеона I«День» дальше путешествует по музеям. Сегодня — рассказ о библиотечном шкафе времен полководца и государственного деятеля, который заложил основы современного французского государства и является одним из самых выдающихся деятелей в истории Запада, — Наполеона I Бонапарта (1769—1821).
Экспонат, о котором будет идти речь, находится в постоянной экспозиции Музея этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины.
«Желая придать своему господству ореол славы античных императоров, Наполеон требовал от искусства репрезентативности, торжественности, помпезности и сурового соблюдения античных форм — как наивысшего канона красоты, — говорит заведующий экспозиционным сектором МЭХП Андрей КОЛОТАЙ. — Так родился новый стиль — «ампир». Это небанальный стиль, который никогда не выходит из моды. Возможно, кому-то он кажется слишком помпезным или очень претензионным, но, как по мне, является чрезвычайно изысканным».
По словам Андрея Колотая, в мебельном деле того времени появляется много декоративных элементов в виде фигурных изображений, символов и атрибутов власти. Типичными являются изображения крылатых ангелов, сфинксов, химер, императорских орлов, рогов изобилия.
В орнаментике и украшениях чувствуется влияние не только Греции и Рима, но и Египта, что было связано с походами Наполеона Бонапарта в Африку.
Стали популярными и архитектурные формы и декор Древнего Египта. Появляются фигуры сфинксов, грифонов. Общая трактовка предметов обретает монументальность и торжество.
«Библиотечный шкаф нашей постоянной экспозиции украшают нарядные статические позы двух «египтянок», которые позаимствованы с изображений фараонов Старого царства, — рассказывает Андрей Колотай. — Фигуры стилизованы под скульптуру Древнего Египта. Завершается шкаф типичным египетским карнизом, на котором по центру изображен крылатый Змей-Урей, символ египетских фараонов».
Музейщик отмечает, что новый стиль существовал на протяжении всей первой трети XIX века, а времена его расцвета приходятся на 1804—1812 гг. и связаны с успехами империи при Наполеоне.
Экспонат Музей этнографии унаследовал от своего предшественника — Городского промышленного музея, основанном в 1874 году.
И в конце немного собственного расследования. Копать так копать!
Историки искусства говорят о том, что Наполеон Бонапарт подарил свое имя не просто стилю, а целому направлению в искусстве, и все благодаря своему огромному влиянию на формирование тогдашних вкусов. Интересовался развитием мануфактур французского текстиля, фарфора и мебели, всячески способствуя увеличению объемов производства. Также не выпускал с поля зрения другие виды искусства. И все ради прославления правления императора.
Революционные завоевания нашли отображение в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве и изобиловали фигурами Славы и Победы. Античные формы и орнаменты, которые уже случались в стиле эпохи Людовика XVI, смешивались с имперскими символами Наполеона, включая изображение пчелы, буквы N в лавровом венке, звезды и орла, а еще — экзотичных мотивов в виде иероглифического письма, привезенного из египетской кампании. Любимыми персонажами императрицы Жозефины были лебеди, которые украшали тогдашние кресла, кушетки, колыбели, шторы, ковры, фарфор.
Самыми влиятельными личностями в отрасли декорирования и дизайна мебели в стиле ампир были Чарльз Персье и Пьер-Франсуа-Леонар Фонтен, в обязанности которых входило обновление интерьеров Лувра, Мальмезона, Фонтебло и других резиденций Бонапарта и Жозефины. Эти мастера не только содействовали развитию такого направления в искусстве, но и создавали труды, которые стали важными учебниками-пособиями по стилю ампир.
В целом мебель в этом стиле выделялась четкими геометрическими линиями и украшалась мифологическими и историческими фигурками из латуни и позолоченной бронзы. Благодаря опытному мастеру Пьеру-Филиппу Томиру, который делал бронзовые крепления, эти элементы, и украшения в частности, быстро снискали славу.
Имперский стиль делал еще более элегантными сервизы, драгоценности и табакерки, выполненные из драгоценных металлов известными французскими мастерами.
В начале XIX века все королевские и царские дворы Европы одобрительно восприняли и переняли ампир. Где-то, в частности, в России, этот стиль стал основным. Где-то, как в Германии и Австрии, он сосуществовал со стилем бидермейер. А в Англии стал известным как стиль регентства.
Потому ходите в музеи — узнавайте и развивайтесь. И читайте газету «День» — мы найдем, чем вас заинтересовать и удивить. А главное — поощрим «глубоко копать». Чтобы знать!
Выпуск газеты №:
№152, (2018)Section
Тайм-аут