Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кинотеатра Александра Довженко больше нет

02 августа, 19:18
ФОТО АВТОРА

На проспекте Победы, возле станции метро «КПИ», одержана небывалая победа над украинским кино. Экскаваторами и новейшей мощной техникой разрушен хорошо известный нескольким поколениям киевлян кинотеатр, названный именем нашего и всемирного гения Александра Довженко, режиссера и писателя. Историю современного украинского кинематографа невозможно представить без этого здания.

Разрушение произошло на прошлой неделе грандиозно и быстро, в две смены. Я живу неподалеку и, выйдя утром в магазин привычной дорогой к метро, повернув голову, замер от ужаса. Увидел уже разрушенные стены кинотеатра. Потом вернулся домой, взял фотоаппарат и видеокамеру, позвонил соседке, народной артистке Ларисе Кадочниковой — и мы опять застыли около настоящего кадра ужаса — убийства нашего родного кинотеатра. В знойной пыли и разрушительном грохоте.

Для Ларисы и ее друзей-коллег это было особенное место всей кинематографической жизни. Личное присутствие на незабываемых премьерах, фестивалях, встречах со зрителями. Вместе с друзьями и выдающимися украинскими коллегами, авторами известных лент украинского поэтического и другого классного кино.

Я ее сфотографировал в отчаянии возле руины, которая ужасным образом рождалась на наших глазах. Сиротку. Возможно, Лариса Кадочникова осталась единственная из когорты тех, кто создавал всемирно известное украинское кино. Как будто эта руина становилась надгробием тем, кто был в этом доме. И я их вижу здесь тоже: Сергея Параджанова, Юрия Ильенко, Леонида Осыку, Василия Цвиркунова — директора студии и мужа Лины Костенко, Святослава Павловича Иванова — настоящего министра кино, актеров, которые здесь выходили на сцену перед премьерами вместе с Ларисой — Ивана Миколайчука, Олега Борисова, Борислава Брондукова... Одна Лариса осталась. Как потомок и свидетель.

Их уже нет. А здесь даже руина уменьшается под ударами судьбы и могучей техники. Кстати, здесь впервые показывали и «Репетицию оркестра» Ф.Феллини. Напророчили. И там, и тут железная пуля уничтожает в финале стену, за которой музыканты, артисты! Киношники, в частности.

Дорога к окончательной ликвидации кинотеатра была длительной и последовательной. В духе времени. Сначала кинотеатр закрыли. На несколько лет. Он стоял беспризорный. Как пустой сарай.

Затем рыночная экономика, «по согласованию с руководством» кино и культуры, конечно, открыла здесь казино. С большими выигрышами-проигрышами, девушками и напитками.

Весь фасад мерцал огнями, сверху было название «казино», а под ним компромиссно старое название кинотеатра с именем Александра Довженко. Эту картинку я снял для своего документального сериала о Киеве, войне и Довженко. Было в эфире. Ну и что?

Казино — или прогорело, или возникли другие причины — закрылось. Возвышалось мертвое здание на этом месте. Но появились какие-то признаки ремонта! Тогда на многие месяцы фасад опоясал большой транспарант с официальной надписью: «Кинотеатр А. П. Довженко находится на реконструкции». Чтобы видели все, кто проезжает и проходит по проспекту наших Побед. В действительности, конь здесь не валялся почти год.

Реконструкция, как вы видите, превратилась в уничтожение. Мы стоим здесь с Ларисой и печально размышляем. Даже Советская власть, которая так жестко боролась с украинским поэтическим кино, его не победила. Когда Довженко ездил на кинофабрику по этому Брест-Литовскому проспекту, ныне победному, превращал в воображении старые лачуги в красавцы-дома, обустраивал здесь сады... Новых Домов-монстров уже много. Будет еще один на святом для кино месте. Мог ли Довженко представить, что на самой длинной улице города, будут уничтожать кинотеатры, киностудия его имени превратится в пустое кладбище, а вдоль всего проспекта не будет ни одного книжного магазина.

Нет, современный Киев не достоин гения этого города. Если такое творится.

Грустно. И нет больше слов. Только изображение остается. Руины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать