Металлолом разбушевался
Голливуд атаковал кинотеатры мира новым кинокомиксом «Трансформеры»Съемки это фильма обошлись подрядившемуся выступить в роли продюсера картины Стивену Спилбергу в полтора миллиона долларов. Снять шоу разбушевавшихся автороботов и десептиконов Спилберг поручил Майклу Бэю, который в свое время продюсировал запрещенную у нас «Техасскую резню бензопилой», снимал (а также выступил в роли продюсера) «Армагеддон», «Перл Харбор», «Скалы», «Плохих парней». Теперь вот два прославленных режиссера забавляются за $ 150 млн. играми в роботов-инопланетян.
Майкл Бэй, оставаясь верным своему увлечению войной и мировыми катаклизмами, снял очередной голливудский киномиф о победе американского добра над всемирным злом. Главный герой комикса, тинэйджер Сэм (Шиа ла Беф), мечтает о личном автомобиле и красотке однокласснице, которая обращает внимание только на крутых парней со «стальными» бицепсами. Купленная отцом старенькая спортивная машина, в которую парню таки удалось усадить вожделенную Микаэлу (Меган Фокс), оказывается огромным, высотой в трехэтажный дом, автороботом. «Пчелка», как зовут инопланетное существо из-за желто-черной окраски и врожденного желания служить добрым делам, прибыла на Землю вместе с товарищами, чтобы спасти человечество и Вселенную от злых роботов.
Если в самолетах советского мифотворчества вместо сердца был пламенный мотор, то в металлической груди автороботов- инопланетян, героев американских мифов, скрывается нежное, доброе сердце. Оно и привело оживший «металлолом» на Землю, где десять тысяч лет назад оказался некий магический «куб-искра», обладающий немыслимой для нас энергией, с помощью которого злобные роботы десептиконы хотят получить власть над Вселенной. Сочувствующие землянам автороботы рискуют своей металлической жизнью ради спасения человечества, которое имеет право на выбор. В мировые звездные войны оказался втянутым простой американский парнишка Сэм, чей прадедушка во время арктической экспедиции конца позапрошлого века запечатлел на своих очках некую матрицу «куба». И хотя сканирующие людей роботы характеризуют подростка как некое человеческое существо, «уровень гормонов в котором вызывает в нем желание совокупиться с подружкой», Сэм оказывается способным рисковать жизнью ради высокой цели. Не менее жертвенными оказываются и имеющая нелады с законом девчонка, и сами добрые роботы, которые с помощью американского плейбоя спасают мир от разрушения.
В картину, столь щедро нафаршированную спецэффектами и боями металлических исполинов с доблестными солдатами армии США и друг с другом (к концу фильма вся эта эффектная бойня начинает лезть из тебя через все дыры), Майкл Бэй сумел упаковать еще и весь джентльменский набор пресловутой американской мечты. Здесь есть и крутые тачки, и не менее крутые девчонки, и роскошный особняк с подстриженным газоном, и заботливая, строгая в своих нравах семья, и подвиг мужественных янки во имя человечества. Сознательно ли режиссер проповедует американские ценности даже в откровенно пустом, развлекательном фильме, или американская идеология вне зависимости от его воли сидит у него в печенках — лично для меня это так и осталось загадкой.
Случись мне встретиться с Майклом Бэем, я бы его спросил еще об одной вещи: а стоило ли молодому герою рисковать жизнью, чтобы, в конце концов, получив в личное пользование крутую тачку, в которую услужливо превратился полюбивший людей авторобот, завалиться на ее капоте с симпатичной девахой? (Именно на такой веселой ноте заканчиваются «Трансформеры»). Это и есть достойный результат того жизненного выбора, о котором с таким пафосом устами умных инопланетян талдычит публике режиссер? Боюсь, что внятные ответы на эти вопросы мы вряд ли получим во второй части кинодилогии, которая должна быть завершена к 2009 году.
Нам неизвестно, как реагировали на детские забавы взрослых дядь Спилберга и Бэя их соотечественники. Но вот на премьерном сеансе в киевском кинотеатре «Жовтень» звучал здоровый смех. Кажется, они восприняли фильм, как пародию, что вселяет надежду — нас пока еще не до конца зомбировали голливудским кинопродуктом.
Выпуск газеты №:
№112, (2007)Section
Тайм-аут