Новые грани новой музыки
Яркой приметой весенней Одессы стал Международный фестиваль «2 дня и 2 ночи»Уже 16 лет съезжаются сюда в апреле лучшие творцы и интерпретаторы современной камерной музыки, чтобы послушать друг друга, обобщить направления своих поисков, получить заряд творческой энергии.
Несколько лет назад фестиваль перебазировался из камерного помещения бывшего кинотеатра «Украина» в Большой зал филармонии. Зал Одесской областной филармонии действительно очень велик, так что были поначалу опасения, что и исполнители, и слушатели, и сама музыка могут потеряться в этом пространстве. Время показало, что опасения эти напрасны: зал полон.
По традиции фестиваль открывает и закрывает ансамбль перкуссионистов Фрайбургской консерватории под руководством ее ректора Бернгарда Вульфа, который является одним из идеологов «2 дней и 2 ночей» (вместе с его арт-директом — композитором Кармелой Цепколенко) и бессменным президентом. Игра с маленькими литаврами, многообразие их звучания задало тон. Тем более, что акцентом программы была именно музыка для перкуссий. Эти потрясающие инструменты взывали набатом, звенели любовным томлением, жаловались и смеялись, ползли змеей и порхали птицами. Все это в руках умелых исполнителей, как в ансамблях — из Одессы, Фрайбурга, Любека, так и в сольных выступлениях. Сакико Яцуи по-японски вдумчиво исполнила произведение Мичико Китадзуме «Между двумя зеркалами». Легкие руки Кристофера Санде парили над ксилофоном в произведении Зака Фишера. Англичанин Николас Рид постигал Италию через сочинение Джорджо Батистелли. Юлиан Белли из Германии «создавал» «Интерьер» вместе композитором Гельмутом Лахенманом.
Было бы несправедливо не отметить окрашенный тонким юмором рассказ Бернгарда Вульфа об опасениях по поводу проведения фестиваля, связанных со ступором, постигшим международных авиаперевозчиков в связи с извержением вулкана в Исландии.
— В далекой стране, среди белых снегов и ледяных фьордов, где гуляют белые медведи, — неспешно начал г-н Вульф, — царила тишина и покой. Но однажды какой-то старик-вулкан решил покурить, да сделал это так рьяно, что пол-Земли накрыло вулканическим облаком. Мы были в отчаянии, ведь весна в Одессе не наступит, пока не соберутся музыканты на наш чудный фестиваль. Тогда я решил обратиться к Великому Монгольскому Шаману. Он попросил вулкан умерить свои аппетиты в курении. Как видите, все приехали, и фестиваль согревает и заводит Одессу.
После этого на сцену вышла Бадан Харук, посланная в Одессу шаманом из Монголии, и удивительно ясным, открытым голосом, работая только им, без единого лишнего жеста, исполнила ту самую песнь шамана.
Насколько интернациональна программа, исполняемая на фестивале, можно судить хотя бы по двум выступлениям. В программе молодого одесского ансамбля SENZA SPORZANDO, которым руководит пианист Александр Перепелица-младший, произведения литовца Витаутаса Германявичуса, чеха Оскара Кармона, словенца Лойзы Лебича, украинок Богданы Фроляк и Юлии Гомельской и многих других. Несмотря на молодость, ансамбль звучит высокопрофессионально и отличается оригинальностью трактовок.
Второму коллективу, постоянному участнику одесского фестиваля — Ансамблю новой музыки из Цюриха — исполнилось четверть века. Его творческая идеология — продвижение еще не признанных имен. Всем коллективом они готовят каждый проект, каждое артистическое решение, учитывая параллельно финансовые и маркетинговые риски. В их творческом архиве более 150-ти мировых премьер, не считая музыкально-театральных проектов. На подмостках фестиваля они блестяще исполнили AUM-Quintet и Ensemble-Momento Кармеллы Цепколенко, творчески адаптировали прелестный SEXtet with music Владимира Рунчака (оба из Украины). В программе также прозвучал ряд произведений композиторов из Японии и Америки, Чехии и Германии, написанных специально к 25-летию этого ансамбля, в котором музыканты обладают не только высочайшими музыкальными дарами — их артистизм мог бы украсить любую театральную площадку. Тому подтверждением был представленный ими музыкально-сценический перфоманс Михаеля Гайша и Даниеля Мутона «Бокс с тенью», соединивший музыкантов, актеров и профессиональных спортсменов. Это было весело и интересно.
Среди солистов явно выделялся скрипач из Албании Флориан Влаш, представивший программу «Скрипка между Японией и Европой». Его исполнение сочинений россиянина Владимира Росинского, японца Акиры Мийоси, украинки Кармеллы Цепколенко и незабвенного Альфреда Шнитке было захватывающе филигранными.
Открывала программу первой ночи «Трансферная фантазия», в которой исполнялись произведения Алены Томленовой (Украина), Торнборна Лундквиста (Швеция), Дражана Косорича (Болгария) и Юрия Гонцова (Россия), Араша (Мехди) Сейфипура (Иран) и Людмилы Самодаевой (Украина). Таких разных композиторов объединял интерес к народным инструментам — от домры до баяна в сочетании с новой музыкой.
Чтобы постигнуть широкий интерес к фестивалю и одновременно его демократизм, стоит вспомнить программу «Сименон — мультимедиа-проект», идея, концепция и реализация которого принадлежит бельгийцу Фреди Бонмарьяжу. Этот немолодой инженер из Бельгии давно увлекается работой с фотошопом. Его близким приятелем был сын знаменитого писателя Жоржа Сименона, произведениями которого зачитываются во всем мире. На чердаке его дома нашли мешок со старыми фотографиями, которые запечатлели многочисленные путешествия творца комиссара Мегре — от холодноватой Бельгии до жаркой Африки, праздничного Парижа и не менее яркой и своеобразной Одессы. В этих фото смешались этнография и собственный туристический быт, восхищение архитектурой и красивыми женщинами. Под длинный (хронометраж проекта — 60 минут), довольно хаотичный, но невероятно притягательный и стильный своей винтажностью видеоряд Кармелла Цепколенко шикарно скомпоновала свою музыку, удачно подобрав шумы. Сознаюсь, что, устав от мелькающих фотографий, с удовольствием следила за музыкальной партитурой.
Рассказывать о фестивале «2 дня и 2 ночи» можно без устали — каждое мгновенье из 48 часов музыки нон-стоп уникально и по-своему интересно. Счастье, что такое некоммерческое мероприятие с завидной стойкостью поддерживают отцы города и области, различные фонды и посольства иностранных держав. Право, если можно еще добавить индивидуальности Одессе, то этот фестиваль работает на такую идею на все 100%.