Перейти к основному содержанию

О пользе пастеризации и кооперации

Во Львове демонстрируют рекламу продукции «Маслосоюза» 1936 года
03 октября, 16:19

«День» совершил очередное путешествие по Музею этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины (проспект Свободы, 15). На этот раз — чтобы посмотреть плакат. Также — чтоб поговорить об одном из фрагментов истории Львова именно в контексте тематического и очень симпатичного плаката «Мы пьем только пастеризованное молоко «Маслосоюза».

«Этот плакат, созданный 82 года назад украинским живописцем, художником-графиком, учеником Олексы Новакивского — Василием Дядинюком, будет интересен и тем нашим посетителям, которые помнят кооперативы, и тем более тем, кто даже и не знает, что такое кооператив, — считает ведущий хранитель фонда «Плаката и графики» МЭХП Марьяна СЕНЬКИВ. — Плакат напечатан в 1936 году в технике офсета в Графическом заведении Адольфа Гегедюса во Львове».

При случае напомню (потому что, возможно, и в самом деле кто-то не знает), что кооператив — это основанное на членстве объединение людей или организаций, созданное для ведения совместной хозяйственной или другой деятельности с целью достижения экономических, социальных и других потребностей на началах самоуправления.

А дальше — немного обещанной выше истории.

«Во Львове в период между Первой и Второй мировыми войнами, несмотря на отсутствие украинской государственности, активно росла украинская кооперация, — рассказывает Марьяна Сенькив. — Успешно функционировали украинские кооперативные объединения «Народная торговля», «Ревизионный Союз украинских кооператив», Краевой хозяйственно-молочарский союз — «Маслосоюз». Украинские предприниматели объединяются в Союз украинских купцов и промышленников, украинские ремесленники — в общество «Заря».

Союз русских молочарских союзов был основан при филиале «Просвіти» в селе Завадов близ города Стрый (с 1902 по 1905 гг.). Инициатором его создания и руководителем был местный греко-католический священник Остап Нижанкивский (в то же время композитор, дирижер и общественный деятель). В 1907 году организация реформировалась в Краевой хозяйственно-молочарский союз.

К 1914-му Краевой союз объединял около сотни небольших молочарских союзов, куда селяне сдавали ориентировочно 7,5 миллиона литров молока. Из этого количества в год производилось приблизительно 300 тысяч килограммов масла. В 1925 году на общих собраниях Краевого хозяйственно-молочарского союза были внесены изменения в устав и организационную структуру, тогда же было изменено название — на «Маслосоюз».

В 1927-м «централя» (главный офис) «Маслосоюза» переехала со Стрыя во Львов и получила название «Главная торговая агентура «Маслосоюза» во Львове». В этом же году «Маслосоюз» приобрел первый грузовой автомобиль. В 1928-м отделения и магазины «Маслосюза» открыли в Луцке и Бельске на Подляшье.

Функционировал до 1944 года.

Вот такая история.

Уместно представить информацию и об авторе плаката. И это — художник, оставивший заметный след в истории украинского искусства, Василий Дядинюк (1900 — 1944). Родился в селе Лучинец на Подолье, умер в Вене. Учился на кафедре рисунка факультета архитектуры Львовской политехники. В 1924 году поступил в Художественную школу Олексы Новакивского. Как стипендиат Митрополита Андрея Шептицкого, совершил путешествие в Рим, Венецию, Дрезден. Изучал монументальное искусство в Высшей школе искусств и художественного промысла в Париже. Руководил Львовской школой религиозной живописи при монастыре студитов. Рисовал портреты, пейзажи, натюрморты, аллегорические и религиозные композиции, проектировал ковры и фарфор. А еще — тематические плакаты, например, с рекламой «Маслосоюза».

Коллекция плаката занимает достойное место среди огромного спектра представленных в постоянной экспозиции Музея этнографии и художественного промысла памятников европейского декоративно-прикладного искусства конца XV — первой трети ХХ века. В ней — весомое собрание французского плаката (авторы — Анри Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха), также — польского (более 1,5 тысяч единиц), а еще — из Австрии, Германии, Италии, Англии, Венгрии, Югославии, Чехии, Румынии, Америки. Есть коллекция и украинского плаката, которая знакомит с работами львовских художников межвоенного двадцятилетия       — Петра Холодного (старшего), Павла Ковжуна, Владимира Сичинского и других.

Унаследовано собрание плакатов в основном от Львовского промышленного музея, основанного в 1874 году. Есть в фондах МЭХП несколько единиц из музея Научного общества имени Шевченко. Также (еврейская тематика) — из собрания искусствоведа, собирателя предметов еврейского быта и бытового искусства Максимилиана Гольдштейна (1880 — 1942).

«День» недавно рассказывал о некоторых жемчужинах из постоянной экспозиции МЭХП — антиалкогольный плакат Казимира Либина в поддержку «сухого закона» в Польше в 1931 году (см. публикацию «Преступление, бедность, безумие» в «Дне» от 25 августа 2018) и всемирно известное произведение, которое входит во все энциклопедии и справочники по плакатному искусству, французского живописца украинского происхождения Кассандра Адольфа Мурона (см. публикацию «Северный экспресс» в «Дне» от 8 сентября 2018). А теперь вот в этой «компании» и плакат Василия Дядинюка из фондов МЭХП.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать