Педали без газа
Как киевляне пытаются подружить столицу с велосипедамиЕвропейские столицы трудно представить без велосипедов. Их на улицах тысячи — и с «всадниками», и на парковках, и в пунктах проката, и даже на светофорных отметках, например в Вене. Для Киева велосипед может стать не просто данью мировой моде, но и средством борьбы с засильем машин. Условий для безопасного и комфортного передвижения по городу на велосипеде пока маловато, однако Киев уже предпринимает первые осторожные шаги к статусу города, дружественного к велосипедам.
ВЫГОДА ДЛЯ ВСЕХ
Общественная организация «Ассоциация велосипедистов Киева» уже почти десять лет отмечает велоработодателей года — компании, которые создали самые комфортные условия для своих сотрудников или клиентов на велосипедах, поощряют пользоваться этим видом транспорта. Среди финалистов и победителей конкурса — ІТ-компании, банки, бизнес-центры, государственные учреждения, фирмы разнообразных специализаций.
Сейчас организация запускает первую в Украине программу сертификации велодружественного бизнеса Bike Friendly Company. Поддерживают инициативу программа содействия общественной активности «Приобщайся!», которую финансирует USAID, проект Евросоюза «Региональный механизм развития гражданского общества стран Восточного партнерства» и управления туризма и промоций Киевской городской госадминистрации.
Участниками программы могут стать заведения питания, гостиницы и хостелы, торговые и бизнес-центры, офисы компаний и тому подобное. Базовым условием является велопарковка с видеонаблюдением или под охраной для мест, где велосипед может храниться свыше четырех часов — еще и с навесом. Желаемые также другие удобства для велосипедистов, например, основной набор инструментов для ремонта и информация о ближайшей велоинфраструктуре. Сотрудники компании обязательно должны знать о наличии таких условий, чтобы при необходимости сообщить об этом клиентам.
Марианна МАРШАЛЕНКО, координатор партнерской программы «Ассоциация велосипедистов Киева», рассказывает, что для получения сертификата и нанесения на карту bike-friendly мест компания должна заполнить заявку на сайте программы, оплатить взнос в зависимости от размера бизнеса и количества сотрудников и пройти велоаудит. «Зеленый» сертификат выдается на два года. Если за это время компания улучшила условия, она имеет право на «переаттестацию» и получение «золотого» сертификата. Но взлелеянный в мечтах значок — не повод расслабляться. Кроме первого аудита, компанию могут проверить негласно, если в АВК поступят жалобы от потребителей на некачественный или отсутствующий сервис.
Первыми участниками программы стали юридическая фирма EVERLEGAL, бизнес-центр «Ильинский», кофейня Sereda Vegan Point и ресторан «Тарас Бульба». Их представители говорят, что активное привлечение к велокультуре работникам и клиентам идет на пользу и конкретному бизнесу, и городу в целом. Бизнесмены рассматривают велосипеды как один из способов уменьшить автомобильную нагрузку на столицу и убеждены: к таким изменениям должен приобщаться каждый.
СОВМЕСТНЫЕ УСИЛИЯ
Поощрение велодружественных бизнесов — не единственные акции, которые проводит АВК. Например, киевляне регулярно присоединяются к международному дню «Велосипедом на работу». Так, на зимнюю акцию приехало около 50 велосипедистов. Время от времени проходят бесплатные мастер-классы по безопасному передвижению по городу на велосипеде, где теория подкрепляется практикой, то есть, поездками.
Ассоциация регулярно подсчитывает количество велосипедистов в городе. По последним данным, в прошлом году их количество выросло на 40%, поэтому информация о bike-friendly заведения и учреждения точно понадобится многим людям. К тому же, велоудобства и карта локаций будут иметь спрос не только среди киевлян, но и среди туристов, которые выберут велосипед для передвижения по городу.
Городская велоинфраструктура понемногу развивается благодаря усилиям с разных сторон. Еще в феврале 2018 года была принята Концепция развития велосипедной инфраструктуры в Киеве. В бюджет 2019 года заложили средства на проектировочные работы для семи веломаршрутов, которые соединят центр с Воскресенкой, Куреневкой, Лесным массивом, Соломенкой, Оболонью и Виноградарем. В этот перечень входит и велодорожка на Набережном шоссе — от Почтовой площади до моста Патона. По информации департамента транспортной инфраструктуры КГГА, во время капитального ремонта улицы Академика Заболотного тоже будет обустроена велодорожка. Такие же планы и на проспекты Степана Бандеры и Космонавта Комарова, улицу Борщаговскую, Милославскую, Чернобыльскую, Столичное шоссе и ряд других магистралей, которые в этом году в очереди на капремонт.
К формированию велоинфраструктуры приобщаются и активные киевляне. Так, в конце прошлого года реализовали проект-победитель второго Общественного бюджета относительно крытых перехватывающих велопарковок. Они появились около шести станций синей ветки метро — «Минской», «Почайна», «Лыбидской», «Васильковской», «Выставочного центра» и «Теремков». Если такие объекты будут иметь спрос у киевлян, то в будущем их может стать больше.
Между тем компания Nextbike, которая первой запустила сервис велопроката в Киеве, планирует значительно расширить свою сеть. Директор Nextbike в Киеве Алексей КУШКА сообщил интернет-изданию UBR.ua, что на протяжении года количество станций вырастет с 33 до 281, а позже — до 300. Соответственно, вырастет и количество велосипедов, которые можно будет арендовать для передвижения по городу.
Выпуск газеты №:
№41, (2019)Section
Тайм-аут