Перейти к основному содержанию

Школа и «путяга» Вознесенского

Вчера поэту исполнилось 75 лет
12 мая, 20:07

Не правда ли, в эту новость трудно поверить: Вознесенскому — 75! Может быть, потому трудно, что «Талант — единственная новость, которая всегда нова» (Пастернак) и, добавлю, — удивительна. А возможно, оттого, что мы все как будто знаем Вознесенского с его 14 лет, когда он пришел со своей первой тетрадочкой стихов как раз к Борису Пастернаку.

Ну а потом была ранняя оглушительная слава этой четверки: Ахмадулина, Вознесенский, Евтушенко, Рождественский — собиравшей стадионы, как на Западе рок-группы. И молодые голоса этих поэтов врезались в память и остались на пленках, да и в кино — в «Заставе Ильича» Хуциева.

Врезалось в память и другое: как Хрущев кричал и топал ногами на совсем молодого Вознесенского на встрече правительства с творческой интеллигенцией. Почему именно на него? Вот у Евтушенко, например, были в стихах и более резкие публицистические высказывания...

Думаю, причина в глубоких эстетических разногласиях Андрея Андреевича с советской властью. Сам его поэтический язык был категорически чужд «большому стилю» и псевдонародным имитациям, которые именовались соцреализмом. Да и просто на сером фоне политически и стилистически «правильных» стихотворцев метафоры Вознесенского смотрелись до неприличия, раздражающе ярко.

Даже в поэме о Ленине «Лонжюмо» (1962 — 1963) он умудрился нарисовать такую вот эротично-метафорическую картинку:
Земля,
ты нас взглядом апрельским проводишь,
лежишь на спине,
по-ночному безмолвная.
По гаснущим рельсам
бежит паровозик,
как будто сдвигают
застежку на «молнии».

А еще в этой поэме Вознесенский задал несколько крамольных для того времени вопросов: «Скажите, Ленин, где победы и пробелы? \ Скажите — в суете мы суть не проглядели?», «Скажите, Ленин, в нас идея не ветшает?»

Это в 90-е новоявленные демократы, только что спрятавшие свои партбилеты, улюлюкали вслед беспартийному поэту: ату его, он про Ленина поэму сочинил. А вот в семидесятые мой личный стукач Анатолий М., возвращая пластинку с записью «Лонжюмо» в авторском чтении, не мог скрыть потрясения: как такое могли издать и почему этот Вознесенский не сидит в тюрьме или психушке.

Раздражал Вознесенский и коллег по цеху — ну как можно так нескромно писать:
...в прозрачные мои лопатки
входило прозренье, как
(был даже вариант «вошла гениальность, как»)
в резиновую перчатку
красный мужской кулак;
«Андрей Вознесенский» —
будет,
побыть бы не словом,
не бульдиком,
еще на щеке твоей душной —
«Андрюшкой»...

А дело все в том, что его дар действительно не скромный, а крупный и — прозрение подтвердилось — «Андрей Вознесенский» уже есть и, несомненно, будет в русской литературе. Как, кстати, и в русском театре.

В долгой жизни на сцене нашей лучшей рок-оперы «Юнона и Авось» абсолютно уверен (уже четверть века с лишним она — визитная карточка «Ленкома»). И все новые поколения влюбленных будут слушать и петь «Ты меня на рассвете разбудишь...» и «Красный шиповник». Должна же молодежь отвечать поэту взаимностью!

Он сам, сколько лет я с ним знаком (а это уже тридцать три), всегда интересовался молодыми — прежде всего поэтами и рокерами. Когда в 18 лет я приехал в Москву, тогдашний капитан «Алого паруса», страницы для тинейджеров «Комсомолки», Юра Щекочихин сказал, что меня просит позвонить Вознесенский, — о, это походило на чудо!.. (Оказалось, что Андрей Андреевич регулярно интересовался, «не пошли ли маленькие».) Конечно, я тут же позвонил. С тех пор мы и дружим. А однажды я процитировал Андрею Андреевичу новую песню Гребенщикова, которого он тогда не знал. Буквально через несколько дней Вознесенский позвонил мне с просьбой повторить ему цитату — он уже писал статью в «Литературку», первую о БГ в официальном и столь авторитетном издании.

И сегодня его внимание к молодым не ослабло. В феврале Вознесенский вел вечер, посвященный дню рождения Пастернака. А по окончании подошел ко мне и еле слышно прошептал — у него почти совсем пропал голос, — что робко выступивший на вечере юный поэт из Харькова кажется ему интересным и не попросить ли мне его стихи для газеты. Может быть, так Андрей Андреевич возвращает долг Пастернаку? И хотя стихи харьковчанина оказались несозревшими пока для «Новой», кто знает, как быстро он будет расти, если уже поступил в школу Вознесенского.

А такая школа, или, точнее, ремесленное училище («путяга») действительно есть. Те, кто здесь учился, безусловно, овладели ремеслом, стихотворной техникой. Остальное уже дело судьбы и уровня одаренности каждого.

Пока ни один ученик учителя не превзошел. Вознесенскому, несмотря на 75, рано надписывать свои книги знаменитым «победителю ученику от побежденного учителя».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать