Совершенствоваться - значит меняться, быть совершенным - значит меняться часто
Вінстон Черчилль, державний діяч Великої Британії, письменник, найбільше відомий як прем'єр-міністр цієї країни у роки Другої світової війни, лауреат Нобелівської премії з літератури 1953

«Синонимы», кони, деревья и «Пираньи»

На 69-ом Берлинском фестивале вручили награды
18 февраля, 2019 - 17:14
ФОТО REUTERS

В основном конкурсе победила израильско-французская трагикомедия «Синонимы» режиссера Надава ЛАПИДА. Автобиографичный сюжет рассказывает о трудностях интеграции молодого израильтянина во Франции, о поиске идентичности и сложных взаимоотношениях со своим прошлым. Лапид получил главную награду Берлинале-2019 — статуэтку «Золотой медведь». Это не первый ли за много лет главный приз фестиваля класса «А» для представителя израильской кинематографии.

Сразу два «Серебряных медведя» достались немецким фильмам, что тоже, кстати, бывает нечасто. Награду за лучшую режиссуру получила Ангела ШАНЕЛЕК за семейную драму «Я был дома, но...», а приз Альфреда Бауэра за открытие новых перспектив в киноискусстве — «Разрушитель системы» Норы ФИНГШАЙДТ.

«Серебряного медведя» в номинации «Гран-при жюри» получил французский режиссер Франсуа ОЗОН за драму «По милости божьей» — о сексуальном насилии над детьми со стороны католических священников в 1980-х. В основе сюжета, равно как и у Лапида, реальная история — дело священника Бернара Прейна, которого обвинили в насилии над несовершеннолетними мальчиками во время работы в Лионской епархии с 1986 по 1991 гг. Главного героя сыграл Мельвиль ПУПО, известный по фильму франко-канадца Ксавье ДОЛАНА «И все же Лоранс».

Лучшими актером и актрисой стали исполнители главных ролей фильма одного из лидеров китайского независимого кино 1990-х Вана СЯОШУАЯ «Прощай, мой сын»— Ван ЦЗИНЬЧУН и Юн МЭЙ. Действие картины начинается в эпоху Мао и в целом охватывает три десятилетия китайской истории: режиссер отслеживает жизнь супругов, которые потеряли единственного сына.

«Серебряным медведем» за лучший сценарий награждены соавторы картины «Пираньи Неаполя». Ее герои — шесть 15-летних головорезов — гоняют на скутерах по узким улицам своего района в Неаполе, торгуют наркотиками и без колебаний применяют оружие. Фильм снят по роману знатока обычаев южноитальянской мафии Роберто САВИАНО; фильм по его другой книжке «Гоморра» (режиссер Маттео ГАРРОНЕ) получил в 2008-ом Гран-при Каннского фестиваля и номинацию на «Оскар». Режиссером «Пираний» выступил 41-летний сценарист и музыкант Клаудио ДЖОВАННЕСИ. Кстати, Савиано уже много лет живет под охраной МВД Италии, поскольку мафия вынесла ему смертный приговор.

Датский оператор Расмус ВИДЕБЕК получил «Серебряного медведя» за вклад в кинематограф за работу в фильме «Пора отводить коней». Лучшим полнометражным дебютом с вручением премии 50 000 евро признано «Орея» (Германия-Турция-Румыния) — картину Мехмеда АКИФА, которая рассказывает о столкновении религии с личными убеждениями отдельно взятого человека.

Среди документальных работ победила картина, «Разговаривая о деревьях» суданца Сухаиба ГАСМЕЛБЕРИ.

Для Украины этот Берлинале имел особое значение, ведь впервые за время независимости мы в качестве страны-сопродюсера приняли участие в основном конкурсе. Исторический триллер «Мистер Джонс» (рабочее название - «Гарет Джонс», Польша – Великобритания – Украина) - новая работа знаменитого польского режиссера Агнешки ХОЛЛАНД. Уже ее дебют «Провинциальные актеры» отмечен на Каннском фестивале в 1980 году, также она получила приз Альфреда Бауэра на прошлогоднем Берлинале за фильм «След» и в целом три номинации на «Оскар». Агнешка работала во Франции, Германии и США (в частности над культовым сериалом «Карточный домик»), а «Мистер Джонс» - это ее первый проект у нас. Общий бюджет ленты составляет 262,2 миллиона гривен, украинская доля - 25,9 миллиона.

Как уже понятно из названия, главным героем является реальная историческая личность - уэльский репортер Гарет ДЖОНС. В 1933 году он приезжает в Москву, где знакомится с журналисткой Адой Брукс, которая открывает ему глаза на истинное положение вещей, и 28-летний журналист, несмотря на смертельную опасность, начинает расследование. Ему удается тайком от сталинской охранки пробраться в опустошенную Голодомором Украину и впоследствии рассказать миру правду о страшной трагедии. Сценаристка фильма, американская журналистка с украинскими корнями Андреа ХАЛУПА дополнительно ввела мотив знакомства Джонса с британским писателем Джорджем ОРУЭЛЛОМ: по ее предположению, именно разоблачение Гарета стало основой для антиутопии Оруэлла «Скотный двор».

Джонса сыграл британец Джеймс НОРТОН; также в ролях Ванесса КИРБИ, Питер САРСГААРД, Джозеф МОУЛ, Яков ТКАЧЕНКО, Михалина ОЛЬШАНСКАЯ, Селин ДЖОНС.

В своих комментариях к фильму Агнешка Холланд отметила: "Мы хотели описать весь механизм, по которому Джонс вступал в последовательные круги ада, противопоставляя жестокой реальности свои идеализм, молодость и мужество, как можно отчетливее, но одновременно просто и прямо. Мы знали, что, снимая этот фильм, рассказываем важную вневременную историю. Но со временем я поняла, насколько актуальным является сегодня этот рассказ о фальшивых новостях, альтернативных реалиях, коррупции СМИ, трусости правительств и равнодушии людей.

Столкновение мужества и решимости Джонса с циничным оппортунизмом и трусостью Дюранти все еще действительно. Сегодня хватает коррумпированных конформистов и эгоистов; но нам не хватает Оруэллов и Джонсов. Поэтому мы вернули их к жизни».

Стоит напомнить, что именно в «Дне» впервые была напечатана «Повесть о двух журналистах» Джеймса МЕЙСА, из которой украинские читатели узнали о Гарете Джонсе и его подвиге.

Вообще, нынешний Берлинале в определенном смысле стал эпохальным, в первую очередь потому, что его в последний раз возглавлял немецкий кинокритик Дитер КОССЛИК, который проработал на этом посту 18 лет. Его уход для многих наблюдателей является знаком обновления фестиваля, ведь не секрет, что в последние годы форум проигрывал своим конкурентам в классе «А» — Венеции и Каннам. Главный конкурс выглядел довольно бледно, в нем недоставало свежих имен и правдивых открытий, однако более чем достаточно политически и социально заангажированных картин, которые, казалось, попадали в программу не так по художественным достоинствам, как благодаря актуальной тематике. Прошлогодний фестиваль показался настолько слабым, что ведущие немецкие кинематографисты даже выступили с публичным обращением к Косслику, призвав его уйти. Очевидно, призыв был услышан.

А следующий, 70-й Берлинале пройдет уже под руководством прежнего директора фестиваля в Локарно итальянца Карло Катриана и голландки Мариетты Риссенбеек.

От редакции: подробности читайте в пятничном номере «Дня».

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments