«Следователь» Александр Муратов
В прокат вышел новый художественный фильм украинского режиссера Александра Муратова «Убийство в зимней Ялте», снятый на киностудии им. А. Довженко по заказу Министерства культуры и туризма Украины.
Киноманы знают, что Александр Игоревич снял пронзительно-искреннюю драму «Любаша», которую киноведы почему-то записали в категорию детских фильмов; он автор трилогии по произведениям Хвылевого («Танго смерти», «Долой стыд», «Вальдшнепы»), номинировавшийся за эти работы на Шевченковскую премию; создатель первого крымскотатарского фильма «Татарский триптих» (снят по мотивам произведений Михаила Коцюбинского). И вдруг Муратов решил вернуться к детективному жанру. Двухсерийный фильм по повести братьев Вайнеров «Гонки по вертикали», вышедший на экран в 1983 году, принес кинорежиссеру славу мастера психологического детектива. Правда, на этот раз Александр Муратов обратился не к художественному произведению, а к реальной истории...
— Когда я не снимаю свои фильмы, — рассказывает кинорежиссер, — то зарабатываю на жизнь тем, что доделываю чужие (чаще «мосфильмовские» ленты), которые по разным причинам постановщик не в состоянии завершить самостоятельно. Так, несколько лет назад меня вызвали на Ялтинскую киностудию доснять один из фильмов. Однажды в перерыве между съемками я взял со стола огромную папку. Оказалось, что реквизитом служил том настоящего уголовного дела 15-летней давности, взятого напрокат в прокуратуре. Я по- настоящему увлекся чтением. История показалась весьма занятной, потому что, вникнув в ситуацию, я вместе со следователем, который вел записи (хотя и не очень грамотно, но зато очень подробно и, что особенно меня порадовало, — писал хорошим почерком), пытался разгадать загадку: кто же убийца молодой девушки. Заинтригованный, я пошел в прокуратуру, взял в архиве остальные шесть томов этого дела. Вечерами в гостинице коротал время за чтением тех допросов. Финал истории для меня стал полной неожиданностью — покруче, чем в детективе. Но самое главное — эта история мне как режиссеру давала возможность показать панорамы разных характеров. На основе этого дела я и написал сценарий будущего фильма. Сюжет картины завязан на убийстве бухгалтера коммерческой фирмы. Как и должно быть в самом крутом детективе, в преступлении подозревается кто угодно, но только не реальный убийца, которого разоблачат в финале...
По словам режиссера, самым сложным было найти образы следователей прокуратуры, эдаких ялтинских Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Одного из героев — умного, современного, без лишнего пафоса праведного человека — играет актер Театра русской драмы им. Леси Украинки Олег Савкин. В ленте его герою помогает коллега — порывистый, эмоциональный и доверчивый парень, которого играет актер Крымскотатарского театра Мустафа Куртмуллаев. Кинорежиссер увидел Мустафу в одном из спектаклей и, сраженный его потрясающей манерой игры, пригласил сняться в фильме «Татарский триптих». А работая над сценарием «Убийство в зимней Ялте», Муратов роль следователя писал специально для Мустафы Куртмуллаева.
На съемочной площадке кинорежиссер требует не актерствовать, а прожить судьбу героя. Для него правда жизни — основа образа. Наверное, поэтому так часто прибегает Александр Муратов к услугам непрофессиональных актеров. Например, в «Любаше», потрясшей зрителя своей искренностью, кроме Риммы Марковой, больше профессиональных актеров нет. В «Зимнюю Ялту» режиссер тоже позвал на роли второго и третьего плана людей из массовки. Например, начальника тюрьмы в фильме играет… настоящий начальник тюрьмы, а роль бомжа, подозреваемого в преступлении — непрофессиональный актер одного провинциального кукольного театра Юрий Фреган, который, к сожалению, и в жизни повторил судьбу своего героя — опустившегося и спившегося человека... Елена Бондарева-Репина ведет в одном из военных училищ актерскую студию. В фильме у Муратова она появляется в эпизоде. Но в каком! Она создает образ замученной нищетой и мужем-пьяницей женщины, готовой простить и отдать последнее своему мучителю. Ее фантастическая игра остается в памяти зрителей яркой картинкой «правды жизни».
Камертон правды служил основным критерием у кинорежиссера и при выборе актеров на другие роли. Имея под рукой фотографии людей, проходивших по «ялтинскому» делу, Александр Муратов старался подобрать актеров, даже внешне похожих на своих персонажей. Так, Анатолий Ященко, актер Киевского театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра, блестяще сыграл характер «разумного чудовища», с чьего молчаливого согласия совершается убийство и предательство. Особой достоверностью в ленте отличаются образы, созданные актерами Театра им. И. Франко — Владимиром Нечепоренко и Николаем Шутько. Кстати, портрета настоящего преступника в деле почему-то не оказалось. И он был создан режиссерским воображением, его «дорисовал» артист Николай Шутько.
На презентации фильма, которая прошла в кинотеатре «Жовтень», коллеги и друзья поздравляли режиссера с удачей. «Ну вот, как всегда, — шутя посетовал друг режиссера Юрий Ляшенко, — Муратов зовет посмотреть «халтурку», а показывает настоящее кино». Сам же кинорежиссер объясняет свой успех просто: «Чем больше история не тянет на высокое искусство, тем больше сил я вкладываю в работу».
Над фильмом вместе с Александром Муратовым в тесном творческом тандеме работали композитор Сергей Гримальский и оператор Владимир Басс.
Фильм был показан на кинорынке фестиваля «Молодость», проходившего недавно в Киеве. «Убийством в зимней Ялте» заинтересовались прокатчики из России, но вот незадача: Министерство культуры и туризма не выделило денег на русскоязычные копии фильма. У кинорежиссера есть только один выход — сделать их за свой счет. Но поскольку доходы творца картин несоизмеримы пока с затратами на их производство, а просить у богатых мастер не умеет, вряд ли в ближайшее время украинский фильм увидят в странах СНГ. Поэтому для зарубежья мы все еще остаемся страной, где «кинематографа нет»...
Выпуск газеты №:
№207, (2007)Section
Тайм-аут