Собаки Жадана и вода Фоззи
Творческим людям (если они действительно творческие) всегда тесно в своем творчестве. Вряд ли кто вспомнит кого-либо из культурных деятелей (особенно последнего десятилетия), кто бы занимался только своим делом. Например, звезды (экрана, журналов), кроме своих обычных дел, как, например, позирование перед телекамерами и посещение бутиков, еще могут становиться защитниками обездоленных детей где-нибудь в пущах Гвинеи, сажать деревья, писать книги и записывать дебютные альбомы с собственными музыкальными шедеврами. Главное, чтобы новое дело никоим образом не соотносилось с основным и привычным делом того или иного гения, избранника богов. Это не только пиар, это еще и демонстрация своего бесконечного таланта, способного охватить и раскрывание рта под фонограмму, и поедание креветок в ресторане, и конечно же, писание книг и записывание компактов.
Тенденция к демонстрации, так сказать, скрытого творческого разнообразия появилась на наших землях довольно давно. Например, товарищ Брежнев, кроме того, что талантливо клевал носом во время чтения докладов, замечательно целовался, а Хрущев вообще был армреслером, тренируясь вместо штанг и гантелей с ботинками. Что касается политики, то тут мы действительно вступили... или, простите, зацепили целую кучу скрытых талантов: у большинства политиков есть прекрасные задатки к цирковой деятельности и боксу; они даже изобрели новый вид спорта — «поливание дерьмом на скорость». Как видите, нам смертным до них еще далеко. Впрочем, относительно политиков: достаточно глянуть на их перепуганные лица на интеровской «Свободе» — невольно начинаешь верить и в Бога, и в ад.
Музыка и литература — вещи намного более приятные, чем политикум и подиумы из сплошных блондинок, во всяком случае хотелось бы верить в то, что в этой разновидности культуры, кроме немногочисленности, есть хотя бы перспектива.
Талантливый и модный харьковский поэт Сергей Жадан давно хочет покорить еще и музыкальный Олимп, оставив на нем парочку своих «коронных» фразочек. Конечно, тогда Олимп будет напоминать подъезд, но не нужно сильно наседать на Сергея, нам его матерщину в школе учить. Это так, между прочим. А не так давно поэт затеял музыкальный проект под названием «Собаки в космосе» (жалко собачек). Само название, да и весь репертуар проекта, в котором приняло участие несколько украинских рок-коллективов, отдает сугубо жадановским приколистско-суржиковым талантливым запашком, который перекрывает вокал, музыку, хотя особенно перекрывать и нечего — музыка так себе. Вдохновил певунов сам Жадан, потому что, слушая эту музыку, поневоле представляешь себя где-то на презентации очередной книги Сергея, голос которого перекрывает музыка у кого-то из наушников и бухтение раздраженной уборщицы, которой уже закрывать пора, а они тут сидят. Да и какое-то время после прослушивания ловишь себя на том, что не помнишь названия ни одного исполнителя, кроме «Братьев Гадюкиных»... Но можно ли тогда «собак» назвать музыкой? Или может, это какой-то новый вид поэзии с типа музыкальным сопровождением? Однако поздравить харьковского поэта с полигамией в творчестве все же нужно, хотя бы ради этикета, и начать ждать дальнейшего расширения творческого поля таланта, например, в физике. Давно уже назрела потребность издать рифмованный учебник по теплодинамике для седьмого класса.
Если литератор лезет в музыку, то музыкант наоборот — пишет книги о своей тяжелой жизни и большом значении. И пусть автор такой книги еще довольно молод, и пусть его зовут не Стендаль, а всего на всего Фоззи, и пусть у него даже образование незаконченное, но полет таланта ничем не остановить. Книга одного из «танков» увидела мир в конце апреля и называется она «Ели воду из-под крана». Почему участник украиноязычного коллектива назвал свою книгу по-русски, да еще и дал ТАКОЕ название, остается загадкой. Хотя, если полистать книгу, то становится понятно, что этому детищу не подходят ни названия типа «Генерація «У»» или «Польові дослідження...», ни весь патриотический (или хотя бы проукраинский) пафос творчества ТНМК, потому что автор нам повествует о «гопниках», о тачках, о спортивных штанах, прерываясь на ругательства. Такое ощущение, что автором является не тот, кто написал «Файна Юкрайна», «Хомо Українес», а обычный петеушник, который, наигравшись в компьютерный футбол, решил поиграть с текстовым редактором. И тогда возникает вопрос: нужно ли было лезть с теми спортивными штанами и «семочками» в литературу?
Уместно в этой статье упомянуть и о полижанровой Ирене Карпе... А еще со страхом ждешь презентации интенсивно творящим Любко Дерешем какой-нибудь танцевальной программы. А что если после такой презентации Чапкис посоветует молодому таланту сделать хирургическое вмешательство?
Вот и думай после всего этого, то ли люди действительно не знают, куда деть свои творческие амбиции, то ли просто зарабатывают деньги? Впрочем, это трудно понять, ясно лишь одно: поиск легкого хлеба приводит к тяжелым последствиям.
Выпуск газеты №:
№87, (2009)Section
Тайм-аут