Театр и Тургенев сегодня
9 ноября классику исполнилось бы 200 лет. К юбилею писателя лесинковцы покажут сценическую версию «Нахлебника»Никаких пышных торжеств по этому поводу не намечается, а напрасно, ведь многое долгие годы Ивана Сергеевича связывало с Украиной — дружеские отношения с Тарасом Григооьевичем Шевченко, у Тургенева был бурный роман с Марко Вовчок и др. На афишах наших театров еще сохраняется его имя. Зачастую, режиссеры обращаются к тургеневской пьесе «Месяц в деревне». А, например, художественный руководитель Национального театра русской драмы им. Леси Украинки Михаил Резникович пошел другим путем. Он выбрал для постановки пьесу «Нахлебник» — и не прогадал. Триумфальные гастроли этого спектакля прошли в Лондоне, положительные отзывы в английской прессы, и это еще раз доказало актуальность тургеневской драматургии. Уже пять лет спектакль «Нахлебник» пользуется зрительским успехом не только в нашей столице, Львове, Черкассах, Каменке, но также в Великобритании (Лондоне) и Литве (Вильнюсе), где успешно гастролировали киевляне.
Тонко чувствуя связь времен и актуальность классики сегодня, Михаил Резникович выстраивает современную историю в эстетике тургеневского времени. Выбранная форма воплощения точно позволяет зрителю взглянуть на человеческие отношения через другую оптику. Со времён Ивана Сергеевича проблемы не изменились, а изменились средства и способы их решения.
Творчество Ивана Тургенева связано с романтизмом и лиризмом. Не зря в обиходе современного человека фигурирует определение «тургеневская барышня». Это определенный тип героини, замкнутой, и тонко чувствующей. Неплохо было бы ввести в современную лексику еще и понятие «тургеневский зритель». Потому что сегодня театр тяготеет к более брутальной драматургии, которая резка и откровенна. Бонус классики — в возможности пользоваться «эзоповым языком». Но к такому разговору зритель должен быть готов — интеллектуально, эмоционально и культурно.
Кто-то сказал: «Актуальность — смерть для театра», поэтому обращаясь к классическим произведениям, в частности, к пьесам И.Тургенева, современный театр имеет возможность утонченным языком говорить о бытовых проблемах. Кстати, в одном из лондонских изданий рецензент написал о киевской постановке «Нахлебника»: «в постановке вы увидите душу, раскрытую перед нами на распашку».
К счастью, «тургеневский зритель» существует — и поэтому он придет 8 и 9 ноября в Театр им. Леси Украинки, чтобы посмотреть сценическую версию «Нахлебника», в котором главную роль Василия Семеновича Кузовкина исполнит Виктор Алдошин (на фото), а также вспомнит автора грустной комедии — Ивана Сергеевича Тургенева, которому испилилось бы 200 лет...
Выпуск газеты №:
№200, (2018)Section
Тайм-аут