Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Творчество или рукоделие?

«Живопись нитками» Татьяны Фалиной
19 января, 20:25
«ВЕЧЕРЕЕТ» / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ ОКСАНЫ ЛАМОНОВОЙ

Технику, в которой работает киевская художница Татьяна Фалина, она сама определяет как «живопись нитками», а плоды своего труда называет «картинами». Термины эти — «авторские», в чем-то спорные, но по-своему очень показательные: Татьяна Фалина позиционирует себя, прежде всего, как художника и одновременно максимально дистанцируется от всевозможных гламурных дамских рукоделий. Впрочем, некоторые — лучшие — качества этих самых рукоделий (хотя, конечно, не гламурных, но — для души, для друзей и т. д.) в ее произведениях сохраняются, и это замечательно — таковы тепло, уют и та особая «рукотворность», которой нет и быть не может даже в самой совершенной «машинной работе».

Впрочем, начинается все даже не с «техники», а с «творческого поиска» — это когда бесчисленные мотки разноцветных ниток просто разбрасываются по полу, образуя произвольнейшие сочетания, — и в таком виде созерцаются. Затем — обязательно, причем, видимо, довольно скоро — приходит идея, замысел (Татьяна Фалина называет его «задумка»); в некоторых же случаях это увлекательное творческое действо начинается даже до разбрасывания по ковру — прямо при покупке ниток или даже при первом взгляде на множество разноцветных мотков на витрине. Но, так или иначе, «задумка» есть. Порой делается набросок, но чаще обходится без этого. А дальше происходит вот что: бумага нарезается на полоски, чаще прямые, но иногда и криволинейные — в зависимости от «задумки», — и на них наматываются разноцветные нитки, причем определенный цвет заполняет ту или иную часть полоски — опять же согласно «задумке». Потом полоски совмещаются в единой плоскости «картины». Сама Татьяна Фалина сравнивает свою работу с заполнением разных цветовых «зон» в детской раскраске. В заключение композиция нередко обводится — в той же технике, но с более мелкими деталями — орнаментальной каймой. «Живопись нитками» не придумана Татьяной Фалиной. Однако художница внесла и некоторое «ноу-хау» — во время намотки основной «цвет» может «разбавляться» нитками другого оттенка. В результате колористические переходы становятся мягче, «живописнее». А вот всевозможных ленточек, бусинок, перышек и прочего «гламура» Татьяна Фалина решительно избегает.

* * *

Художница училась в Вижницком колледже декоративно-прикладного искусства, затем — в Черновицком национальном университете, на факультете ДПИ, как делится своими впечатлениями, проводила много времени в местах такой красоты, что все дети родом из того края просто не могут не стать художниками. «Живопись нитками» — оттуда, как и ее выразительная декоративность, ее яркие и в то же время изысканные цвета, да и та же теплая, «живая» рукотворность, проникнутая местным колоритом. Что же касается жанров, то, по мнению художницы, «живописи нитками» подвластны все жанры, как говорится, «кроме скучного», — и многофигурные сценки, и портреты, хотя, как замечает мастерица, это будет передача не «внешнего сходства», а внутреннего, «портрет души». «Пан» и «Панночка», «Заплетала косу русу», «Иван и Маричка» создавались именно в этом направлении.

И все же наиболее выразительными оказываются пейзажи и натюрморты Татьяны Фалиной, причем чем они лаконичнее, тем выразительнее.

Натюрморты среди «картин» художницы заметно преобладают. Этот жанр, с его обманчивой несложностью — недаром же с натюрмортов начинается классическое обучение рисованию! — и поистине беспредельными возможностями, из-за которых натюрморту хранили верность едва ли не все художники-экспериментаторы, — оказался для «живописи нитками» чрезвычайно благодатным. Натюрморты Татьяны Фалиной подчеркнуто стилизованы и подчеркнуто декоративны. Их «палитра» строго и точно выверена, а потому производит впечатление одновременно и богатой, и изысканной. Столь же выверены и сюжеты. Разнообразные «Кофейные паузы» и примыкающие к ним «Восточные мотивы», с их общим серовато-шоколадно-розовым колоритом (здесь, присутствует широкий выбор вариантов), полны сдержанной элегантности и внутреннего достоинства. Пышные многокрасочные букеты — будь то одуванчики или кленовые листья, как-то простодушно радостны и изобильны — щедрое, «от всего сердца» подношение зрителю. Наконец, третья группа натюрмортов напоминает о дальневосточной поэзии с ее предельным лаконизмом, абсолютной точностью образов и символичностью, одновременно глубокой и кристально-прозрачной. Таковы щемящая «Веточка», нежные «Пролески», «Дыхание весны», некоторые другие работы.

Все сказанное может быть отнесено и к пейзажам Татьяны Фалиной. При всем своем глубоком внутреннем, «коренном» единстве они также склонны «группироваться». При этом работы, посвященные Вижнице, Черновцам и их окрестностям, красота которых заворожила художницу еще в годы учебы, тяготеют, как это ни странно, скорее к портретам и «жанровым сценкам», подобно «Ивану и Маричке». Крымские пейзажи («Солнце садится»), с их острыми скальными формами и густыми, насыщенными и в то же время тревожными красками образуют иную, вполне самостоятельную серию. Наконец, абсолютная ясность и притом многообразие поэтических аллюзий сближают «Месяц на небе» и подобные ему «картины нитками» с наиболее лиричными натюрмортами Татьяны Фалиной.

* * *

«Каждый художник стремится быть востребованным, его непременное желание — чтобы его творчество нашло своего зрителя. И я также. Мне бы очень хотелось, чтобы благодаря моим работам людям становилось теплее и отраднее на душе, чтобы, прикасаясь к моему творчеству, зритель забывал хотя бы на время о тяготах современной жизни, обо всем том негативе, который незримо витает в воздухе. Своими работами я приглашаю зрителей в мир нежности, красоты и гармонии», — говорит Татьяна Фалина.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать