Естественным правом является освобождаться от угнетения и трудиться, чтобы вернуть то, что несправедливостью и подавляющей силой забрали.
Пилип Орлик, гетман Украины (в изгнании) в 1710-1742 годах

Восхождение Будды в библиотеке

Как в КПИ поселился «Дух Японии»
7 февраля, 2018 - 09:33

Теперь уставшие от науки студенты могут сесть на одну из скамей, покрытых красной тканью, и отдохнуть, слушая журчание воды и любуясь камнями, символизирующими ни много ни мало — самого Будду. Сад камней «Дух Японии», на днях открытый в библиотеке Национального технического университета «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского», создала японская компания ландшафтного дизайна Kosugi Zohen Co. специально к Году Японии в Украине, который, напомним, проходил в 2017-м. Все это — по просьбе Посольства Японии в Украине.

Аналогичный сад в прошлом году разбили в «Мистецькому Арсеналі» во время выставки «Воображаемый путеводитель. Япония». «Саки Косуги, президент компании-творца сада, вместе со своим архитектором учил нас в «Мистецькому Арсеналі» и поручил реконструировать этот сад в библиотеке, — рассказывает ландшафтный дизайнер Юлия Рашковская. — В этом саду используется принцип инь и ян, это живое и мертвое пространства. Расположение камней — это Будда в разных состояниях, который наблюдает за живыми и мертвыми. Перегородка делит сад пополам, эти зоны — словно жизнь и смерть. Также здесь есть цукубаи (небольшой традиционный японский бассейн. — Авт.) — это вода, жизнь, уход. Еще созданы четыре островка — словно тучи, космос».

В библиотеке КПИ сад размещается на территории Украинско-Японского центра, который уже 15 лет проводит множество мероприятий, чтобы знакомить эти страны с культурой друг друга, строить их связи в науке, образовании, искусстве.

Как говорится в описании сада «Дух Японии», его буддистской концепцией можно назвать сцену восхождения будды Амида из Сейши и Каннон — двумя бодгисаттвами, то есть просветленными существами, стремящимися достичь состояния будды. Такая сцена называется «райго» или приветственное восхождение будды Амида, и, отмечают творцы сада, является самым большим японским вкладом в художественную наработку буддизма, связанную с концептом рая, — Чистой Земли. Эта сцена имеет красивый подтекст: люди верили, что будда Амида восходит к своим самым преданным почитателям в момент смерти, чтобы провести их к Чистой Земле.

Общих эстетичных принципов японских садов, созданных под воздействием дзен-буддизма, специалисты по Kosugi Zohen Co. (а семья Косуги занимается этим делом с 1673 года), выделяют три: абстрактность, простота и асимметрия. Что касается первого, то гравий и специфически размещенные в нем камни могут символизировать как буддистских божеств, так и острова или океан. Относительно простоты — чтобы оставить материальность мира и изобразить тишину, используется всего лишь несколько видов материала в минимально возможном количестве. А асимметричное размещение камней на ограниченной площади, оказывается, является своего рода медитативной практикой.

«Основа японского сада — это камни. Также там обязательно должны быть вода, водопады. Вода должна спускаться сверху вниз, а камни должны лежать под углом, наклоненным к нам, — словно бог, обращенный к людям. Еще используются трава, хвойные и лиственные растения: сосна, клены. Как и в Украине, в Японии четыре времени года, и растения разных цветов символизируют их, — добавляет Юлия Рашковская. — А лично меня японский сад интересует своей философией. Не так тяжело сделать этот сад физически, сложнее — вникнуть в его философию, изучить ее».

Мария ПРОКОПЕНКО, фото Артема СЛИПАЧУКА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ