Перейти к основному содержанию

«За каждую душу — одна картина»

Львовский художник Орест Скоп в течение 30 лет создает цикл картин с изображением казака Мамая, посвященный казненным сталинским режимом кобзарям
17 июля, 11:49

«За каждую душу — одна картина», — говорит художник, в наследстве которого среди других многочисленных творческих проектов есть серия полотен из более чем 250-ти казаков Мамаев. Скоповские Мамаи чрезвычайно разнообразные, при этом они хранят каноничность изображения казака: он курит трубку, имеет длинные усы и казацкий чуб, а также традиционно сидит глубоко задумавшись. Для цикла характерно абсолютно авторское видение идеализированного казака-любимца: то он в образе Святого Николая, то с Маркияном Шашкевичем стоит рядом с «Кобзарем» Шевченко, то играет с самим чертом в карты.

А первое эмоциональное знакомство будущего художника с Мамаем состоялось еще в далеком 1968-м. В то время Орест Скоп учился в средней школе, где и услышал от одноклассника о картине с изображением Казака Мамая. «Я ее никогда не видел, но с тех пор она всегда была в моем воображении», — делится воспоминаниями Орест СКОП. За несколько лет художник сам начал создавать портреты Мамая — сначала только в подарок ко дню рождения. А когда узнал о казни в 1934 году 300 слепых кобзарей сталинским режимом в Харькове, решил посвятить цикл картин каждой кобзарской душе. Свою миссию начал воплощать в 1982 году.

Сегодня во львовском Дворце искусств экспозиция «Казак Мамай» занимает один из наибольших выставочных залов, однако полотен там — около 40. Остальные картины главного художника Дворца и юбиляра (а выставкой он отмечает свое шестидесятилетие) разъехались по всему миру — они в частных коллекциях в Австралии, Америке, Канаде, висят на стенах в посольствах в Испании и Чехии, его подарили Хиллари Клинтон во время ее визита в Украину.

Во всех странах, в каких Орест Скоп демонстрирует мамаевский цикл, художник рассказывает о массовых репрессиях кобзарей и свободных лирников. Как высказывается сам художник, он создает часовой памятник в пространстве — каждой отдельной картиной восстанавливает память не только о загубленных кобзарских душах, но и о загубленной украинской песни, угнетенного украинского духа.

Еще несколько десятков лет назад в каждом украинском доме обязательно висели иконы Матери Божьей, Иисуса Христа, Святого Николая и портрет казака Мамая. Считалось, что когда казаки шли на войну, Мамай оставался заступником украинских женщин. Заслуживает внимания также поза, в которой изображали на полотнах казака Мамая, — он словно медитирует.

«Для украинского народа эта картина имела большое значение, — считает Орест Скоп, — если взглянуть на мировое искусство — то в такой медитирующей позе застыли и Будда, и египетские и китайские летописцы. Таким образом, Мамай, который сидит задумавшись, имеет немало параллелей в мире». По мнению искусствоведа Ольги Луковской, скоповский Мамай — это сборный образ, а сам казак не является прототипом христианина в чистом виде, он размышляет над всеми религиями, над душой мира.

— Во Львове Ореста Скопа называют атаманом и звездным казаком, а сам он надеется не только завершить свой цикл, а писать Мамаев, пока хватит сил. К слову, желающие посмотреть уникальную выставку могут сделать это до конца месяца во львовском Дворце искусств.

Фоторепродукции Павла ПАЛАМАРЧУКА

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать